Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 08:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение бюджетного процесса и бюджетного планирования. В соответствии с целью, в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучение бюджетного процесса и его участников;
2. Исследование основ бюджетного планирования;
3. Изучение бюджетной системы РФ;
4. Исследование проблем исполнения бюджетов;
5. Определение роли федерального казначейства.
Введение 2
Глава 1. Понятие бюджетного процесса и бюджетного планирования, принципы их организации на основе новой Конституции и закона России о бюджетном процессе. 4
1.1. Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса и их полномочия 4
1.2 Основы бюджетного планирования 7
Глава 2. Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов в России. 12
2.1 Бюджетная система Российской Федерации. Рассмотрение и утверждение бюджетов. 12
2.2 Бюджетный Кодекс Российской Федерации, как основа бюджетного процесса. 19
Глава 3. Современные задачи и проблемы исполнения бюджетов. Роль федерального казначейства 22
3.1 Исполнение бюджета, как важнейший этап бюджетного процесса. 22
3.2 Казначейское исполнение бюджета. 26
Заключение 31
Список использованной литературы 31
Административный контроль предполагает: 1) право проведения проверок главных распорядителей и получателей бюджетных средств; 2) право получения информации, необходимой для контроля за соблюдением бюджетного законодательства; 3) право требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства; 4) право проверок.
В статье Мишиной С.В.«Совершенствование
управление бюджетными ресурсами» отмечается,
что проблему сбалансированности бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации
нельзя рассматривать вне связи с процессом
повышения результативности бюджетных
расходов, достоверности и объективности
среднесрочного бюджетного планирования.
Поэтому особое значение имеет такое важнейшее
направление совершенствования системы
управления расходами, как внедрение принципов
бюджетирования по результатам.11
Республиканский бюджет Российской Федерации – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным собранием Российской Федерации как закон. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных и материальных и финансовых резервов и др.
Рассмотрение и утверждение бюджетов состоит в том, что орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления в срок, определенный для федерального бюджета Бюджетным кодексом РФ; бюджета субъекта РФ — законом субъекта РФ; местного бюджета — правовыми актами органа местного самоуправления. Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется на основе тех же документов.12
В статье «Некоторые функции государственных органов в бюджетных правоотношениях» Саттарова Н.А. пишет: «Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода. Важную роль при этом играют органы государственной власти, наделенные специальными полномочиями. В современных условиях изучение функций органов государственной власти в процессе бюджетной деятельности, приобретает особую актуальность».13
Бюджетная система РФ основана на принципах (Бюджетный кодекс РФ, гл.5, ст.28):
В статье «Организационные
принципы бюджетной системы
Федеральный бюджет на 2013 год формировался исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 66,515 триллиона рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента.15
Параметры бюджета на 2014 и 2015 годы определены исходя из прогнозируемого объема ВВП в 73,993 триллиона и 82,937 триллиона рублей соответственно и инфляции не выше 5 процентов.
В основных положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах составлен краткий анализ экономики Российской Федерации на текущий период и представлен прогноз на будущие периоды.
В 2013 - 2015 годах решение задач социально-экономического развития будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, снижение зависимости бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры. В 2013 - 2015 годах и в период до 2018 года будет продолжена реализация потенциала повышения эффективности бюджетных расходов, заложенного в завершающейся в текущем году Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
После подведения итогов ее реализации планируется разработка новой Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (далее - новая Программа повышения эффективности управления общественными финансами), направленная на решение задач, сформулированных в Бюджетном послании.
Основными целями бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу являются:
1) укрепление макроэкономической
стабильности и обеспечение
2) разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года;
3) определение параметров развития пенсионной системы;
4) обеспечение условий
для формирования и исполнения
федерального закона о
5) создание условий для
оказания качественных
6) разработка и реализация
нового этапа развития
7) совершенствование системы
управления государственными
8) обеспечение прозрачности
и открытости бюджетного
Основные характеристики федерального бюджета на 2011 - 2015 годы:
Показатель |
2011 г. (отчет) |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. (проект) |
2015 г. (проект) | ||||
371-ФЗ |
проект |
371-ФЗ |
проект | ||||||
Доходы, всего |
11 367,7 |
12 677,0 |
12 705,0 |
12 395,4 |
14 091,8 |
13 642,2 |
15 223,7 | ||
%% к ВВП |
20,8 |
20,9 |
19,6 |
18,8 |
19,4 |
18,6 |
18,7 | ||
Расходы, всего |
10 925,6 |
12 745,1 |
13 730,6 |
13 387,3 |
14 582,9 |
14 101,9 |
15 316,0 | ||
%% к ВВП |
20,0 |
21,0 |
21,2 |
20,3 |
20,1 |
19,2 |
18,8 | ||
В том числе условно утверждаемые |
388,9 |
1206,6 | |||||||
% к общёму объёму расходов |
2,8 |
7,9 | |||||||
Дефицит (-) / Профицит (+) |
+442,1 |
-68,1 |
-1 024,7 |
-991,9 |
-491,1 |
-459,7 |
-92,3 | ||
%% к ВВП |
0,8 |
-0,1 |
-1,6 |
-1,5 |
-0,7 |
-0,6 |
-0,1 |
(«Основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах»)
Для укрепления макроэкономической стабильности и обеспечения бюджетной устойчивости с 2013 года будут законодательно закреплены бюджетные правила16, что позволит минимизировать зависимость бюджетной системы от волатильности цен на мировом рынке энергоресурсов, повысить точность долгосрочного финансового прогнозирования доходов и расходов бюджетной системы и сформировать в необходимых объемах суверенные фонды Российской Федерации.
Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством Российской Федерации, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления. Составление проекта бюджета осуществляется на основе налогового законодательства, действующего на момент составления проекта бюджета. Это означает, что проект бюджета не должен строиться на основе непринятого налогового законодательства.17
Бюджетный кодекс регулирует отношения, связанные с формированием и исполнением бюджетов, государственными и муниципальными заимствованиями, долгом.
Это первый в России кодифицированный акт в данной области. Он состоит из 5 частей. Первая включает общие положения. Вторая посвящена бюджетной системе, третья - бюджетному процессу. Четвертая касается ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Пятая содержит заключительные положения (всего 1 статья о том, что БК РФ вводится в действие отдельным законом).
В структуру бюджетной системы входят федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; региональные бюджеты и бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования; местные бюджеты.
Для составления и исполнения бюджетов используется бюджетная классификация. В частности, классифицируются доходы, расходы, источники финансирования дефицитов бюджетов, операции сектора государственного управления.
По решению арбитражного суда в регионе (муниципальном образовании) на срок до 1 года может вводиться временная финансовая администрация для восстановления платежеспособности.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов возлагается на Федеральное казначейство.
К нарушителям бюджетного законодательства применяются такие меры, как предупреждение, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, штраф, пени и другие.
Бюджетный процесс в Российской Федерации строится в соответствии с законодательством Российской Федерации - Законом РФ "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" и Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также законами республик в составе России.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации даёт расширительную трактовку бюджетной системы РФ, включая в неё не только уровни и виды бюджетов, но и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Бюджетный кодекс РФ, введённый в действие с 1 января 2000 года, закрепил основные изменения в бюджетном устройстве РФ, произошедшие с 1991 года, и определил в ст.№6 бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ и регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетный кодекс РФ обеспечивает правовое регулирование бюджетных отношений в вопросах:
Характеристика бюджетной системы предполагает не только определение состава бюджетов, входящих в неё, но и принципов её построения, взаимосвязи бюджетов и их взаимодействия друг с другом. Статья 28 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004, №120-ФЗ) определяет следующие принципы бюджетной системы РФ: единства, разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, сбалансированности бюджета, эффективности и экономности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, адресности и целевого характера бюджетных средств.19
Информация о работе Бюджетный процесс и бюджетное планирование