Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 08:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение бюджетного процесса и бюджетного планирования. В соответствии с целью, в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучение бюджетного процесса и его участников;
2. Исследование основ бюджетного планирования;
3. Изучение бюджетной системы РФ;
4. Исследование проблем исполнения бюджетов;
5. Определение роли федерального казначейства.
Введение 2
Глава 1. Понятие бюджетного процесса и бюджетного планирования, принципы их организации на основе новой Конституции и закона России о бюджетном процессе. 4
1.1. Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса и их полномочия 4
1.2 Основы бюджетного планирования 7
Глава 2. Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов в России. 12
2.1 Бюджетная система Российской Федерации. Рассмотрение и утверждение бюджетов. 12
2.2 Бюджетный Кодекс Российской Федерации, как основа бюджетного процесса. 19
Глава 3. Современные задачи и проблемы исполнения бюджетов. Роль федерального казначейства 22
3.1 Исполнение бюджета, как важнейший этап бюджетного процесса. 22
3.2 Казначейское исполнение бюджета. 26
Заключение 31
Список использованной литературы 31
В России органы федерального
казначейства представляют собой единую
централизованную систему, которая входит
в состав Министерства финансов. Федеральное
казначейство организует исполнение и
исполняет федеральный бюджет, а при наличии
соответствующих соглашений – также бюджеты
субъектов федерации и местные бюджеты.
Оно осуществляет операции со средствами
бюджета, открывает и закрывает счета
для зачисления и выдачи бюджетных средств
в Центральном банке и уполномоченных
кредитных организациях, ведет лицевые
счета распорядителей средств и бюджетополучателей.
Система органов казначейства в России создана по территориальному принципу и включает три уровня:
1. Главное управление федерального казначейства. Осуществляет свою деятельность на федеральном уровне. Его главной задачей является сводный учет доходов и расходов федерального бюджета, управление бюджетными средств на счетах казначейства, а также информирование высших органов власти о ходе исполнения федерального бюджета. Главное управление федерального казначейства руководит работой нижестоящих подразделений, обеспечивает исполнение ими принятого закона о бюджете и получает от них оперативную информацию о ходе выполнения доходной и расходной части бюджета. Возглавляет его начальник в ранге заместителя министра финансов;
2. управления федерального казначейства по субъектам федерации;
3. отделения федерального казначейства по городам, районам и районам в городах (кроме городов районного подчинения). Осуществляют формирование доходной части бюджета на соответствующих территориях, обеспечивают целевое финансирование расходов по отдельным бюджетополучателям, а также информируют вышестоящие органы о ходе исполнения федерального бюджета на данной территории.
Все органы Федерального казначейства являются юридическими лицами. Поскольку их основной задачей является обеспечение исполнения закона о бюджете, они не вправе принимать каких-либо самостоятельных решений об объемах, целевом назначении доходов и расходов или составе бюджетополучателей.
Исполнение федерального бюджета осуществляется:
органами казначейства на счетах,
открытых для учета доходов и средств
в Центральном банке и его учреждениях
(главных управлениях, расчетно-кассовых
центрах). Право открытия и закрытия счетов федерального
бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному
казначейству; открывать или закрывать
бюджетные счета без соответствующего
его решения нельзя. В отдельных случаях казначейство может
открывать счета федерального бюджета не
в Центральном банке, а в других кредитных
организациях (так называемых уполномоченных
банках), которые определяются на конкурсной
основе. Между банком и органом казначейства
Основным принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. Он означает зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета. Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетной системы, сглаживания неравномерности поступления доходов в бюджет как по времени, так и по территориям. В России бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципа единства кассы. Все операции и средства бюджета отражаются в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Осуществлять какие-либо операции с бюджетными средствами, минуя систему балансовых счетов казначейства, запрещено. Казначейство несет ответственность за правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачисления средств на счета получателей. Оно отвечает за своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
Руководитель Федерального казначейства, Артюхин Р.Е., пишет:
«В настоящее время Казначейство России является мощной системой бюджетных платежей, обеспечивающей кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы, доступа всех участников бюджетного процесса к банковской системе, обладающей детальной информацией о состоянии общественных финансов. Решаемые общегосударственные задачи, безусловно, налагают высокую ответственность, следует быть более компетентными, оперативными, «прозрачными» и эффективными с точки зрения выполнения возложенных государственных функций».20
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Бюджет – это важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу.
Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Бюджетное планирование - важная составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Казначейство – это орган исполнительной власти, осуществляющий исполнение государственного бюджета.
Проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Нормативно-правовые источники:
Учебники, монографии, брошюры:
Периодические издания:
Электронные ресурсы:
1 Финансы. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. 3-е изд. перераб. и доп.— М.: Юрайт-М, 2011. –С.125
2 Финансы: Учебное пособие / Под. ред. А.М. Ковалевой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007., С.-31
3 Интернет ресурс: (Википедия: Бюджетный процесс) http://ru.wikipedia.org/wiki
4 Интернет ресурс: http://www.grandars.ru/
5 Бюджетный Кодекс Российской Федерации
6 Финансы: Учебное пособие / Под. ред. А.М. Ковалевой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007.С.-33
7 Финансы: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2010. – С.379
8 Справочник финансиста / Под ред. Проф. Уткина Э.А. – Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». – Издательство ЭКМОСЮ.
9 Финансы: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2010. – С.390
10 Финансы: Учебное пособие / Под. ред. А.М. Ковалевой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007.С.-34
11 Мишина С.В.// Совершенствование управления бюджетными
12 Финансы. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. 3-е изд. перераб. и доп.— М.: Юрайт - М, 2011. –С.204
13 Саттарова Н.А.// Некоторые функции государственных органов в бюджетных правоотношениях// Бухгалтер и закон, №3, 2006 г.;
14 Бюджетный Кодекс Российской Федерации
15Федеральный закон РФ "О федеральном бюджете на 2013 год"
16 Основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах. «Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенные в основу формирования бюджетной политики на 2013 - 2015 годы»
17 Финансы. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. 3-е изд. перераб. и доп.— М.: Юрайт - М, 2011. –С.198
18 Финансы: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2010. –С.325
19 Финансы: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2010. –С.319
20 Артюхин Р.Е. // Об итогах деятельности Казначейства России в 2008 году и задачах на 2009 год// Финансы и кредит, №17, 2009 г.;
Информация о работе Бюджетный процесс и бюджетное планирование