Государственные доходы и методы их мобилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

В состав государственных доходов входят доходы от фискальных монополий, налоги и сборы, доходы от использования имущества (включая доходы, получаемые от государственного сектора), доходы от продажи государственной собственности и поступления от займов. В каждой отдельной стране состав государственных доходов обусловлен уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства. Основная масса государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах.
Целью данной работы является получение комплексного знания о государственных доходах и методах их формирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственные доходы и методы их мобилизации 5
1.1. Сущность и значение государственных доходов 5
1.2. Классификация государственных доходов 9
1.3. Источники и методы мобилизации государственных доходов 14
Глава 2. Состав и структура доходов бюджетов 20
2.1. Доходы федерального бюджета 20
2.2. Доходы бюджетов субъектов РФ 25
Заключение 31
Список используемой литературы 34
Приложение 36

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные доходы.docx

— 300.31 Кб (Скачать файл)
  • финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
  • субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
  • субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
  • иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований [9].

     Состав  государственных доходов в значительной мере  обусловлен  методами,  с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные  средства [10].

     Совокупность  всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, в единстве их взаимоувязанного применения представляет систему государственных доходов. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются: налоговые и другие обязательные платежи, установленные и взимаемые государством; вознаграждения за оказанные государством услуги, включая имущество, перешедшее к государству в порядке наследования или дарения; займы; эмиссии; использование государственной собственности, включая продажу или сдачу в аренду имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций; доходы от деятельности государственных организаций (рис. 1.2.)

Рис. 1.2. Методы мобилизации государственных  доходов.

     Специальные фонды формируются за счет специальных налогов и сборов, добровольных взносов, субсидий из бюджета и займов. Фонд Государственного социального страхования формируется за счет взносов трудящихся, предпринимателей и субсидий государства.

     В системе экономики государственных доходов возрастающее значение имеют государственные займы и реализация ГЦБ (государственных ценных бумаг). Одним из методов мобилизации экономики государственных доходов является эмиссия бумажных денег.

     Центральное место в системе государственных  доходов  занимают  налоги.  Они являются универсальной  и  вместе  с  тем  исходной  категорией,  выражающей основные  свойства  финансов,  функционирующих  в   развитой   экономической системе  рыночного  типа.  Именно  в  условиях   функционирования   рыночной экономики  налоговая  форма  становится  преобладающей   в   общей   системе финансовых  взаимосвязей.   Налоги   имеют   фискальное,   экономическое   и социальное значение. Налогам отводится центральное место в системе государственных доходов в странах с развитой рыночной экономикой. При помощи налогов перераспределяется национальный доход и обеспечивается мобилизация основной части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных, так и внебюджетных ресурсов. Налоги взимаются в соответствии с действующим законодательством, и несут фискальную, экономическую и социальную нагрузку.

     Фискальная  функция состоит в обеспечении  органов государственной власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими задач по обеспечению жизненности общества. Экономическая функция проявляется в том, что они могут быть дифференцированы в зависимости от степени важности той или иной структуры, отрасли, территории для государства, создавая финансовые предпосылки для развития, преодоления отставания отдельных сфер экономики. Социальная функция проявляется в том, что налогообложение отдельных категорий граждан может существенно различаться: некоторые вообще освобождаются от налогов, предусмотрены льготы и т. д.

     Вторым  по фискальному значению доходом  являются государственные  займы.  Они используются  не  только  для  покрытия  бюджетного  дефицита,  но   и   для обеспечения различных капитальных затрат, особенно  в  части  инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает  значение займов  в  периоды  кризисного  состояния   экономики,   когда   усиливается финансовая напряженность разных звеньев финансовой системы.

     Между  налогами  и  государственными  займами   существует   тесная   связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения  займов  выступают  налоги. Растущие расходы государства,  связанные  с  погашением  займов  и  выплатой процентов по ним, обусловливают необходимость повышения налогов.  Существует и обратное влияние  налогов  на  займы.  Например,  рост  налогов  неизбежно наталкивается  на  сопротивление  налогоплательщиков,  и  правительство,  не желая допустить обострения социальной напряженности, идет  по  пути  выпуска все новых и новых займов.

     Третьим  методом  мобилизации  государственных  доходов  является   эмиссия, причем не только бумажно-денежная, но и  кредитная.  К  эмиссии  государство прибегает лишь в том  случае,  если  налоговые  и  займовые  поступления  не обеспечивают покрытия растущих государственных  расходов,  а  на  финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для  выпуска  новых  займов.  И бумажно-денежная, и кредитная эмиссии, если они  обусловлены  необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут  к  усилению  инфляционных  процессов  в экономике [15].

     Охарактеризованные   выше   методы   мобилизации   государственных   доходов позволяют формировать бюджетные фонды  на  разных  уровнях  государственного управления.

Глава 2. Состав и структура доходов бюджетов

2.1. Доходы федерального бюджета

     Федеральный бюджет РФ является основным звеном финансовой системы страны. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

     Формирование  доходов федерального бюджета осуществляется на основе Сценарных условий социально-экономического развития РФ на среднесрочный период, разработанных Правительством РФ основных направлений налоговой и бюджетной политики, а также оценки поступлений доходов в федеральный бюджет в предшествующем году. При формировании доходов бюджета учитывается налоговое законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета. Доходы федерального бюджета РФ ежегодно утверждаются Федеральным Собранием в законе, который подписывается Президентом РФ [10].

     В доходы федерального бюджета зачисляются:

  • налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;
  • неналоговые доходы федерального бюджета.

     В федеральный бюджет зачисляются  налоговые доходы от следующих федеральных  налогов и сборов:

  • налога на прибыль организаций - по нормативу 100 %;
  • налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 %;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья и на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 %;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 %;
  • акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 %;
  • акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей - по нормативу 40 %;
  • акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 %;
  • акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 %;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 %;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов - по нормативу 70 %, 100% - по внутренним водным ресурсам;
  • водного налога - по нормативу 100 %;
  • единого социального налога (страховые взносы с 1 января 2010 г.) - по нормативу 100 %;
  • государственной пошлины - по нормативу 100 % [2].

     В табл. 2.1. приведены налоговые поступления в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды в 2006-2009 гг.

     Таблица 2.1

Поступление администрируемых ФНС доходов в  федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды в 2006-2009 гг.

(млрд. руб.)

  2006 2007 2008 2009
Налоговые доходы федерального бюджета 3000,7 3747,6 4078,7 3012,0
НДС на товары, реализуемые в России 924,2 1390,4 998,4 1177,0
Акцизы 93,3 108,8 125,2 82,0
НДС на товары, ввезенные из Беларуси 27,2 34,3 40,3 31,0
НДПИ 1094,3 1122,9 1604,7 982,0
ЕСН 315,8 405,0 506,8 510,0
Налог на прибыль 509,9 641,3 761,1 195,0
Прочие  налоги и сборы 36,0 44,9 42,2 35,0
Доходы  государственных внебюджетных фондов 1015,0 1283,3 1577,1 1557,0
в том  числе: Пенсионный фонд 796,0 1014,9 1251,4 1263,0

     Согласно данным табл. 2.1, объем собранных в 2009 г. в федеральный бюджет средств составил 3012 млрд. руб., что на 35,4% меньше аналогичного показателя 2008 г. В результате объем поступлений в 2009 г. сопоставим с уровнем 2006 г. За 2009 г. рост налоговых поступлений произошел только по НДС на товары, реализованные в России (на 17,9%) и по ЕСН (на 0,6%). По остальным налогам поступления снизились. Наиболее значительно уменьшились доходы по налогу на прибыль (в 3,9 раза) и НДПИ (в 1,6 раза), что связано со снижением ставки зачисляемого в федеральный бюджет налога на прибыль, ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и падением мировых цен на энергоносители.

     Доли  налоговых поступлений в федеральный  бюджет в 2009 г. представлены на рис. 2.1.

     

     Рис. 2.1. Структура налоговых доходов  федерального бюджета в 2009 г.

     Как видно из рис. 2.1, в 2009 г. более 70% налоговых поступлений федерального бюджета было связано с двумя налогами - НДС и НДПИ. Доля налога на прибыль и акцизов в федеральном бюджете невелика – 6% и 3% соответственно.

     В табл. 2.2 представлена структура доходов федерального бюджета на 2006-2009 гг.

     Данные, приведенные в табл. 2.2, свидетельствуют о том, что основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых доходов, их доля имеет четко выраженную тенденцию к повышению и, по прогнозам, к 2010 г. достигнет 70%.  

     Таблица 2.2

     Структура и динамика доходов федерального бюджета на 2006-2010 гг.

  
         Показатель
2006 г.   2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

 (план)

Доходы  бюджетной системы, % ВВП   33,8   27,71   26,88 27,39 27,1
Доходы  федерального бюджета, % ВВП   22,8   20,4   19,1   18,8 18,07
Налоговые доходы федерального бюджета, % ВВП   12,4   12,57   12,05   12,5 12,4
Структура доходов, %, в том числе:   100,0   100,0   100,0  100,0 100,0
налоговые   56,0   60,9   65,1   67,7 70,0
- из них ЕСН   5,0   5,5   5,9   6,3 6,8
неналоговые   44,0   39,1   34,9   32,3 30,0
- из них таможенные пошлины  и сборы   36,6   34,6   30,6   28,2 28,0

Информация о работе Государственные доходы и методы их мобилизации