Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 23:02, курсовая работа
Государственный бюджет составляет основу финансовой деятельности государства. Его состояние может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Сегодня, в условиях активной финансовой деятельности государства, актуальны многие вопросы: повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом, совершенствование бюджетно-налоговой политики и межбюджетных отношений.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета
1.2 Структура государственного бюджета
1.3 Формирование и использование государственного бюджета
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СТРУКТУРЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ
2.1 Особенности бюджетного устройства РБ
2.2 Оценка динамики доходной части бюджета Республики Беларусь за период 2008-2010 гг.
2.3 Оценка расходов бюджета РБ за период 2008-2010 гг.
ГЛАВА 3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Порядок распределения доходов и расходов между отдельными видами и уровнями бюджетов определяется решением следующих задач:
В основу распределения положены следующие принципы:
Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности [13, с.456].
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы, является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование. Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег.
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СТРУКТУРЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ
2.1 Особенности бюджетного устройства РБ
Бюджетное устройство - организация
бюджетной системы и принципы
ее построения. Бюджетное устройство в
Республике Беларусь основывается на
принципах единства бюджетной системы,
полноты, реальности, гласности и самостоятельности
всех бюджетов, входящих в бюджетную систему
Республики Беларусь, и определяется административно-
Исходя из особенностей государственного
устройства Республики Беларусь как
унитарного государства и в соответствии
с административно-
Доходы бюджета каждой административно-
В соответствии со ст. 2 Закона «О бюджетной классификации Республики Беларусь» классификация доходов по группам включает:
К собственным источникам доходов бюджета относятся:
В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства [8, ст.13].
На основании ежегодно
принимаемых бюджетов и ст. 24 Закона
«О бюджетной системе Республики
Беларусь и государственных внебюджетных
фондах» к доходам
Это стабильные источники доходов республиканского бюджета. Кроме них в него включаются денежные средства, получаемые государством от других государств в соответствии с заключенными соглашениями. В республиканский бюджет поступает часть доходов от осуществления Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь операций с ценными бумагами (государственный кредит и др.)
В местные бюджеты в соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении», независимо от уровня местного Совета, закреплены следующие источники доходов:
К собственным доходам местных бюджетов любого уровня относятся также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, иностранных субъектов (дарение, завещание, благотворительность и др.)
Расходы бюджетов определяются программами
социально-экономического развития Республики
Беларусь и соответствующей
В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, можно выделить четыре основные группы расходов.
В первую группу входят расходы на развитие народного хозяйства по следующим направлениям:
а) содержание, поддержка и расширение государственного сектора экономики;
б) государственные инвестиции на безвозмездной основе в систему государственной собственности;
в) внешнеэкономическая деятельность;
г) обслуживание государственного долга;
д) мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
е) природоохранные мероприятия;
ж) прочие расходы экономического характера.
Во вторую группу входят расходы на образование, культуру, искусство, науку, здравоохранение, физкультуру и спорт, и другие социальные программы.
Третью группу составляют так называемые расходы на содержание всего государственного аппарата:
а) содержание органов законодательной власти;
б) содержание исполнительных органов власти;
в) содержание судебной власти;
г) содержание правоохранительных органов и прокуратуры;
д) расходы на проведение выборов и референдумов.
К четвертой группе можно отнести расходы, обеспечивающие безопасность нашей страны:
а) национальная оборона страны;
б) таможенные и пограничные органы;
в) финансовые и налоговые органы;
г) затраты по закладке и
обновлению государственных запасов и
резервов. [7]
В бюджете на очередной финансовый
(бюджетный) год в соответствии с
принятыми ранее
В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год [8, ст.14].
2.2 Оценка динамики доходной части бюджета Республики Беларусь за период 2008-2010 гг.
Доходы бюджета выражают
экономические отношения, возникающие
у государства с предприятиями,
организациями и гражданами в
процессе формирования бюджетного фонда
страны. Бюджетные доходы, с одной
стороны, являются результатом распределения
стоимости общественного
Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (около 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Неналоговые поступления также являются неотъемлемой частью бюджетных доходов. ()
Анализ структуры доходной части республиканского бюджета показывает, что основную часть его доходов составляют косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета в 2008 году с 57,4% уменьшилась до 45,1% в 2009 году и увеличилась и до 65% в 2010 году. (см. табл. 1). При этом 17,4% в 2008 году, 19,2% в 2009 году и 24,3% всех поступлений бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость;16,2%, 17,2% и 11,9% соответственно - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.
Таблица 2.1– Динамика
структуры доходов
2008 |
2009 |
2010 | ||||
Млрд. Рублей |
В % к итогу |
Млрд. Рублей |
В % к итогу |
Млрд. рублей |
В % к итогу | |
Доходы бюджета − всего |
50937,9 |
100 |
46612,5 |
100 |
48650,1 |
100 |
1.Налоговые доходы – всего |
46804, 8 |
91,9 |
41300,30 |
88,6 |
44836,0 |
92,2 |
в том числе: | ||||||
Налоги на доходы и прибыль |
11176,3 |
22,0 |
9630,7 |
20,7 |
11822,5 |
24,3 |
в т.ч. - подоходный налог |
4182,9 |
8,2 |
4305,3 |
9,2 |
5380,9 |
11,1 |
Налоги на товары и услуги |
20489,3 |
40,2 |
19907,2 |
42,7 |
22980,8 |
47,2 |
в т.ч. - НДС |
113999,2 |
22,4 |
12083,1 |
25,9 |
16226,4 |
33,4 |
- акцизы |
3900,8 |
7,7 |
3637,4 |
7,8 |
4350,2 |
8,9 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
10612,6 |
20,8 |
7969,5 |
17,1 |
5776,2 |
11,9 |
2. Неналоговые доходы |
4133,1 |
8,1 |
5320,7 |
11,4 |
3787,1 |
7,8 |