Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 23:02, курсовая работа
Государственный бюджет составляет основу финансовой деятельности государства. Его состояние может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Сегодня, в условиях активной финансовой деятельности государства, актуальны многие вопросы: повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом, совершенствование бюджетно-налоговой политики и межбюджетных отношений.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета
1.2 Структура государственного бюджета
1.3 Формирование и использование государственного бюджета
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СТРУКТУРЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ
2.1 Особенности бюджетного устройства РБ
2.2 Оценка динамики доходной части бюджета Республики Беларусь за период 2008-2010 гг.
2.3 Оценка расходов бюджета РБ за период 2008-2010 гг.
ГЛАВА 3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Источник: [15]
Исполнение бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики. Объем ВВП за 2009 год составил 100,2% к уровню 2008 года. Инфляция на потребительском рынке составила 110,1% (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года). Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (ФСЗН). В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год (см. табл.1). Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году – 50,6%).
Анализируя данные Таблицы
2.2, следует отметить рост налога на
добавленную стоимость в
Таблица 2.2 − Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2008-2009 годы, %
Показатели |
2008 |
2009 |
1. Налоговые доходы - всего в том числе: |
71,3 |
65,7 |
|
17,0 |
15,3 |
в т.ч. - подоходный налог |
6,4 |
6,9 |
|
3,1 |
2,6 |
|
31,2 |
31,7 |
в т.ч. - НДС |
17,4 |
19,2 |
- акцизы |
5,9 |
5,8 |
|
16,2 |
12,7 |
2. Взносы на
государственное социальное |
22,1 |
25,2 |
3. Неналоговые доходы |
6,6 |
9,1 |
Итого доходов |
100,0 |
100,0 |
Источник: [20]
С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год». В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН [20].
В 2010 году доходы консолидированного бюджета составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2009 году до 29,9% в 2010 году.
Таблица 2.3 − Динамика структуры доходов консолидированного бюджета в 2009-2010 годы, %
Показатели |
2009 |
2010 |
1. Налоговые доходы - всего в том числе: |
88,4 |
92 |
|
20,6 |
24,2 |
в т.ч. - подоходный налог |
9,2 |
11,0 |
|
3,5 |
3,8 |
|
42,6 |
47,1 |
в т.ч. - НДС |
25,6 |
33,3 |
- акцизы |
7,8 |
8,9 |
|
17,1 |
11,8 |
2. Неналоговые доходы |
11,4 |
7,8 |
Итого доходов |
100 |
100 |
Источник: [20]
Как видно из таблицы 2.3, основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 24,6%, налога на прибыль – на 12,3%, акцизов – на 10,9% в реальном выражении (см. приложение 1). Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.
2.3 Оценка расходов бюджета РБ за период 2008-2010 гг.
Динамика структуры расходов в
консолидированном бюджете
Как видно из Приложения А расходы консолидированного бюджета в 2009 году профинансированы в сумме 63 766 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 14 679,3 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 11,6%. В условиях воздействия на экономику страны мирового финансово-экономического кризиса основными задачами в области политики расходов бюджета в 2009 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства.
При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета по сравнению с 2008 годом расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 1,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,9 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыдущего года сократились в реальном выражении.
Ресурсы бюджета на государственную
поддержку предприятий, главным
образом, направлялись на наиболее эффективный
ее вид – на возмещение части
процентов за пользование банковскими
кредитами. Это применялось в
отношении не всех предприятий, а
только тех, которые реализуют
В условиях сокращения доходов консолидированного
бюджета в 2009 году по сравнению с
2008 годом были ограничены расходы
бюджетных организаций на оплату
услуг транспорта, связи, закупок
для текущей деятельности, текущие
ремонты в бюджетных
В 2009 году были сокращены расходы
на приобретение товаров длительного
пользования и капитальные
В 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 958,3 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП (в 2008 году профицит составлял 1 852 млрд. рублей, или 1,4% к ВВП).
Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2009 году сложились на 52,2% из расходов республиканского бюджета и 47,8% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2009 году составил 65,7%.
Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей (см. прил.Б). По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.
Расходы консолидированного
бюджета в разрезе
Рост расходов по разделу
«Социальная политика» в
Рисунок 2.1 – Структура расходов консолидированного бюджета
Источник: [20]
В расходах консолидированного
бюджета в 2010 году в разрезе экономической
классификации преобладали
За счет средств консолидированного бюджета в 2010 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.
В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2009 году дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8% к ВВП).
Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5% из расходов республиканского бюджета и 53,5% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,1%.
В 2008 профицит составлял 1 852 млрд. рублей, или 1,4% к ВВП; в 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 958,3 млрд. рублей, или 1% к ВВП. В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП.
Подведя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что тенденции изменения показателей консолидированного бюджета за период 2008-2010гг. имели неравномерный характер. Так существенное влияние на доходную часть государственного бюджета оказал мировой финансовый кризис. В 2006-2008 гг. экономика Беларуси динамично развивалась, но в 2009 году снижение темпов производства, увеличение складских запасов, сокращение международной торговли повлекли за собой о неисполнение прогнозных показателей государственного бюджета. В результате потребовалась корректировка бюджетных показателей.
Основными источниками доходов являются налоговые поступления, и в частности косвенные налоги, такие как НДС, доля которых в 2010 году существенно увеличилась, что носит негативный характер.
Проанализировав динамику структуры расходов и доходов, можно сделать вывод, что сложившийся дефицит бюджета не превышает экономически безопасного предела, установленного пятилетней программой (не более 3% ВВП).
ГЛАВА 3
ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Финансовая стабилизация
экономики Республики Беларусь невозможна
без проведения эффективной бюджетной
политики. В свою очередь, в области
бюджетной политики большое значение
имеет работа по увеличению государственных
доходов и изысканию
В странах с развитыми рыночными отношениями налоговые поступления формируют примерно 80−90% доходов государственной казны. Бюджет Беларуси, в отличие от развитых стран, ориентирован преимущественно на косвенное налогообложение, и, как следствие, за счет указанной группы платежей формируется более половины доходов казны. При этом прослеживается четкая тенденция увеличения доли косвенных налогов и сборов в структуре бюджетных доходов, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой и в России основная часть бюджетных поступлений обеспечивается за счет прямых налогов. Одним из важнейших косвенных доходных источников бюджета традиционно является НДС, доля которого на протяжении последних пяти лет колеблется в диапазоне 22-32%.