Исполнение бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:29, реферат

Краткое описание

Исполнение бюджета по доходам самый важный элемент в функционировании и деятельности любого государства. Ведь его главной и основной задачей является пополнение казны государства теми налогами, которые утверждены законодательными актами и считаются налоговыми доходами бюджета, поступающими как от физических лиц , так и от юридических лиц.

Вложенные файлы: 1 файл

Исполнение бюджета.docx

— 119.19 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Исполнение бюджета по доходам самый важный элемент  в функционировании и деятельности любого государства. Ведь его главной и основной задачей является пополнение казны государства теми налогами, которые утверждены законодательными актами  и считаются налоговыми доходами бюджета, поступающими   как от физических лиц , так и от юридических лиц.

Процесс исполнения бюджета  по доходам – это  обязательный  и последовательный процесс  по финансированию тех мероприятий, которые были запланированы  соответствующим бюджетным планом на текущий год, за который  бюджет пополняется  доходами.

Зачисление доходов по бюджетам производится на единый  счет бюджета доходов от распределения  налогов, сборов и других поступлений  бюджетную систему Российской Федерации.

Актуальность темы реферата  вызвана тем, что исполнение бюджета  по доходам проходит в настоящее  время на законодательном уровне. Неисполнение  обязательств по доходам , перечислением налога  считается нарушением налогового законодательства, так и нарушение бюджетного законодательства.

Мною рассмотрены и  затронуты следующие темы:

  • Бюджетная система Российской Федерации – определение понятия; состав бюджетной системы; функции и задачи ;
  • Доходы бюджета бюджетной системы – определение видов доходов ;
  • Классификация доходов бюджетов;
  • Определение и задачи Единого казначейского счета в системе исполнения бюджета по доходам;
  • Процесс исполнения бюджета по доходам.

 

 

Глава 1. Бюджетная  система Российской Федерации

 

Функционирование любой страны невозможно  без бюджетной системы.

Бюджетная система Российской Федерации в соответствии с Бюджетным  кодексом России   - это  система, регулируемая  на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетную систему России входят следующие уровни бюджетов:

  1. Федеральный бюджет и  бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. Бюджеты субъектов России и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. Местные бюджеты.

Существует бюджетная  система Российской Федерации на базе основных принципов:

  • Целостность бюджетной системы;
  • Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • Самостоятельность бюджетов;
  • Равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • Полнота отражений доходов и расходов бюджетных средств между бюджетами.

 

 

 

1.1. Доходы бюджета

 

 К доходам бюджета  бюджетной системы Российской  Федерации следует отнести следующие  категории:

  • Налоги – федеральные, региональные и местные. Контроль  над исполнением и взиманием данных налогов проходит с участием  закреплённого органа  государственного управления;
  • Доходы от собственности – это могут быть различные  виды доходов, получаемых  органом государственного управления от предоставления государственных активов в распоряжение  других экономических структур.
  • Доходы от оказания предпринимательской или иной приносящей деятельности – многие бюджетные учреждения имеют право на оказание  платных услуг и работ, а также производить и продавать свою продукцию по рыночной стоимости.
  • Трансферты – обмен между получателями – предоставление товаров или услуг (работ) взамен какой- либо стоимости.
  • Прочие доходы- это те доходы, которые не могут отнестись к перечисленным выше категориям доходов.

Как уже ранее перечислялось, что налоги являются самым важным источником поступлений доходов в бюджет нашей страны. В соответствии с налоговым законодательством налоги в свою очередь подразделяются на федеральные налоги, которые уплачиваются налогоплательщиками непосредственно в федеральный бюджет по соответствующему КБК ( коду бюджетной классификации); региональные налоги, которые утверждаются и по которым региональные органы управления  самостоятельно устанавливают ставки налогов и сборов,  формируют примерный план  финансирования регионального бюджета за счет этих налогов; местные налоги- это те налоги, которые перечисляются и утверждаются в местный бюджет по соответствующему коду бюджетной классификации  на нужды местного бюджета.

К неналоговым доходам  следует отнести следующие виды категорий:

  • Аренда помещений , которые находятся в государственной или муниципальной собственности;
  • Доходы от продажи имущества, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;
  • Доходы от оказания и предоставления платных услуг бюджетными учреждениями;
  • Штрафы, санкции. Пени, компенсации, конфискации.
  • Средства самообложения граждан.

Безвозмездные поступления:

  • Дотации и субсидии других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • Субвенции из федерального бюджета и бюджетов  субъектов России;
  • Межбюджетные трансферты;
  • Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, включая добровольные пожертвования.

 

1.2. Бюджетная классификация  по доходам

 

По существующему бюджетному законодательству Российской Федерации  под бюджетной классификацией следует  понимать группировку доходов, расходов и источников  финансирования  дефицитов бюджетов  бюджетной системы Российской Федерации. Предназначена бюджетная классификация для формирования и исполнения бюджета, для составления бюджетной отчётности, в которой   отражается сопоставимость показателей бюджетов  бюджетной системы России.

Под классификацией  по доходам  следует понимать – группировку  доходов и источников  бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации. Осуществляется бюджетная классификация по доходам согласно трём основным составляющим:

  1. Главный администратор доходов бюджета -  орган государственной власти,  орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк России.
  2. Администраторы доходов в соответствии с существующим законодательством Российской Федерации  осуществляют процесс контроля  за исчислением и своевременностью уплаты, начисление, учет , взыскание и принятие решений о возврате или зачёте излишне уплаченных  платежей, пеней, штрафов по налогам, которые   относятся к доходам бюджета бюджетной системы. А также формируют отчётные сведения по этим действиям;
  3. Виды доходов: налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления;
  4. Подвиды доходов  утверждаются Министерством финансов Российской Федерации,  финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исполнения бюджета по доходам

 

2.1. Единый казначейский  счет

 

В целях эффективного управления средствами федерального бюджета  и сокращения срока их прохождения  до получателей, сохранности, обеспечения  централизованного учета поступлений  в бюджеты всех уровней и получения  оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета возникает  необходимость оптимизации потоков движения средств федерального бюджета и сосредоточения их на едином казначейском счете.

Единый казначейский счет (ЕКС) представляет собой счет Федерального казначейства Российской Федерации, на котором аккумулируются денежные

средства федерального бюджета и отражаются операции органов  государственной власти Российской Федерации по исполнению федерального бюджета.

Единый казначейский счет открывается в учреждениях  Банка России. Функционирование системы органов казначейства в условиях использования ЕКС является качественно новой информационной технологией исполнения федерального бюджета, в которой принципиальными являются следующие моменты:

·       Централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕКС, открытом ГУФК;

·       централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете, открытом УФК, распределение их между разными уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне УФК;

·       ежедневное отражение в Главной книге казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета, произведенных на уровне УФК.

Главная книга – синтетический регистр систематического учета, в котором ведутся все синтетические счета данного учреждения.

Процесс казначейского  исполнения бюджета на основе функционирования ЕКС построен по следующей схеме.

На Единый Казначейский Счёт поступают доходы федерального бюджета и остатки неиспользованных средств федерального бюджета, перечисляемые  с лицевых счетов УФК. С единого  казначейского счета ежедневно  ГУФК перечисляет средства УФК. Аналитический  учет ежедневных поступлений в федеральный  бюджет доходов и расходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации  Российской Федерации и нарастающим  итогом с начала года осуществляется ГУФК в Главной книге казначейства, которая является основным учетным  регистром.

Налогоплательщики перечисляют все налоги и сборы, подлежащие перечислению в федеральный  бюджет на счет по учету налогов  и сборов, открытый УФК в учреждении Банка России. Расходы федерального бюджета также финансируются  с этого счета.

Учет всех налогов  и сборов, поступающих во все уровни бюджетов на территории субъектов Федерации, осуществляется управлениями Федерального казначейства, что позволяет органам  исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления и  налоговым органам иметь оперативную  информацию о поступивших на территории субъектов Федерации налогах  и сборах.

Схема функционирования органов казначейства в условиях открытия единого казначейского счета приведена на рисунке 1.

Переход на новую  информационную технологию в условиях единого казначейского счета  позволяет:

•         исключить возможность открытия счетов казначейства по учету расходов федерального бюджета в коммерческих банках и, следовательно, возможность использования этими банками средств федерального бюджета в своих целях не по назначению;

•         с учетом большой концентрации финансовых ресурсов и потоков в региональных центрах субъектов Российской Федерации достигнуть увеличения скорости прохождения платежей на финансирование распорядителей и получателей бюджетных средств;

•         сконцентрировать в УФК все операции по расходованию средств с лицевых счетов распорядителей бюджетных средств, находящихся в субъектах Федерации;

•         в условиях подключения к системе обмена электронными платежными документами Главного управления Центрального банка РФ организовать оперативный централизованный контроль за временем прохождения и зачисления получателям средств, расходуемых распорядителями бюджетных средств со своих лицевых счетов, что, в свою очередь, автоматизирует исполнение части контрольных функций казначейства.

Для отражения  операций по поступлению доходов  в бюджет и дальнейшего их распределения  между бюджетами различных уровней  органам казначейства  как органу, осуществляющему функции исполняющего обязанности по исполнению бюджета как по доходам  , так и по расходам   имеется право на открытие   и обслуживание  единого казначейского счета, которые следует открыть в кредитной организации в соответствии с лицевыми счетами на балансовых счетах №40102 «Доходы федерального бюджета» и №40101 «Доходы , распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации»

 Рисунок 1 – Схема функционирования органов казначейства в условиях перехода на единый казначейский счет.

  • Счет № 40101 предназначен для учета доходов, распределяемых в порядке межбюджетного регулирования между бюджетами различных уровней и государственными внебюджетными фондами по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Федерации. Министерство финансов РФ ежегодно доводит до органов казначейства указания о порядке зачисления доходов на счет № 40101.
  • Счет № 40102 предназначен для учета поступления всех доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, как от плательщиков налогов (сборов) и других платежей, так и со счета № 40101.

Информация о работе Исполнение бюджета