Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 06:27, реферат
В процессе развития любого общества возникает множество проблем общесоциального, группового, индивидуального характера. Они пересекаются, взаимопроникают, вызывая к жизни другие, подчас более сложные, проблемы, что чаще всего нарушает привычные жизненные устои, сложившиеся жизненные стандарты и правила поведения, приводит к новым формам социального взаимодействия
Введение 3
Методы экспертных оценок в социальной работе 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3
Содержание
Введение 3
Методы экспертных оценок в социальной работе 5
Заключение 24
Список
использованной литературы 25
В
процессе развития любого общества возникает
множество проблем
В
настоящее время для
Бесспорно
совершенно, что для принятия обоснованных
решений необходимо опираться на
опыт, знания и интуицию специалистов.
После второй мировой войны в
рамках теории управления (менеджмента)
стала развиваться
Экспертом (лат. expertus – опытный) признается респондент, компетентный в проблемах, непосредственно связанных с предметом исследования. Опрос таких лиц называется экспертным, а установленные в его ходе суждения респондентов о свойствах изучаемого явления – экспертными оценками.
Методы экспертных оценок – это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме с целью подготовки информации для принятия решений ЛПР - лицами, принимающими решения.
В
настоящее время метод
В современной методологической литературе указывают, как правило, на существование трех основных методов сбора первичной социологической информации. К ним относят метод наблюдения, метод анализа документов и метод опроса.
В
комплексе перечисленных
Обычно
выделяют два больших класса опросных
методов - анкетирование и
Опросы этих двух видов, как правило, включаются в исследование для решения различных задач. Целью массового опроса является получение информации о знаниях, мнениях, ценностных ориентациях и установках респондентов, отражающих их отношение к определенным событиям, явлениям действительности. Цель экспертного опроса заключается в получении информации о самих событиях и явлениях действительности, отраженной в знаниях, мнениях и оценках респондентов. Подобная информация может исходить только от компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.
Наиболее
наглядно проявляется отличие
Так, например, программа опроса экспертов не столь детализирована и носит преимущественно концептуальный характер. В ней прежде всего однозначно формулируется подлежащее прогнозу явление, предусматриваются в виде гипотез возможные варианты его исхода.
Основной
инструментарий экспертных опросов - анкета
или бланк-интервью, разработанные
по специальной программе. При его
составлении некоторые
Выявление
экспертных оценок необходимо при анализе
наиболее существенных аспектов исследуемой
проблемы, особенно в ситуациях дискуссионности
их трактовок или фактического отсутствия
определенности в их осмыслении наукой.
В таких случаях он выступает
в роли основного метода исследования,
программа его проведения отражается
в общей программе
а) проблемную (дискуссионную, не решенную наукой) ситуацию,
б)
терминологию экспертных оценок (путем
операционализации общих
в) гипотезы, выносимые на экспертизу,
г) комплекс требований, на основе которых будет производиться подбор экспертов (критерии их компетентности),
д) индикаторы, позволяющие измерять суждения экспертов,
е) инструментарий этих замеров и первичной обработки данных,
ж)правила
проведения и сценарий экспертизы,
т.е. процедуры согласования и интегрирования
оценок экспертов ( Причем это не те
общие правила, которые используются
социологами при количественном
анализе данных исследования, не приемы
математического и
Выделяют следующие стадии проведения экспертного опроса:
1) формулировка цели экспертного опроса;
2)
подбор основного состава
3)
разработка и утверждение
4)
разработка подробного
5) подбор экспертов в соответствии с их компетентностью;
6)
формирование экспертной
7) проведение сбора экспертной информации;
8) анализ экспертной информации;
9) при наличии нескольких туров - повторение двух предыдущих этапов;
10)
интерпретация полученных
Проблема
подбора экспертов является одной
из наиболее сложных. Очевидно, в качестве
экспертов необходимо использовать
тех людей, чьи суждения наиболее
помогут принятию адекватного решения.
Но как выделить, найти, подобрать
таких людей? Надо прямо сказать,
что нет методов подбора
Часто
предлагают использовать методы взаимооценки
и самооценки компетентности экспертов.
С одной стороны, кто лучше
может знать возможности
Наиболее
простая и удобная форма
Метод коллективной оценки применяется для формирования группы экспертов в том случае, когда они имеют представление друг о друге как специалисты. Такая ситуация характерна для учёных, творческих деятелей, политиков, экономистов.
При использовании метода взаимооценки, помимо возможности проявления личностных и групповых симпатий и антипатий, играет роль неосведомленность экспертов о возможностях друг друга. В современных условиях достаточно хорошее знакомство с работами и возможностями друг друга может быть лишь у специалистов, много лет работающих совместно. Однако привлечение таких пар специалистов не очень-то целесообразно, поскольку они слишком похожи друг на друга.
Использование формальных показателей (должность, ученые степень и звание, стаж, число публикаций), очевидно, может носить вспомогательный характер. Успешность участия в предыдущих экспертизах - хороший критерий для деятельности дегустатора, врача, судьи в спортивных соревнованиях, т.е. таких экспертов, которые участвуют в длинных сериях однотипных экспертиз. Однако, увы, наиболее интересны и важны уникальные экспертизы больших проектов, не имеющих аналогов.
В
случае, если процедура экспертного
опроса предполагает совместную работу
экспертов, большое значение имеют
их личностные качества. Ряд этих обстоятельств
имеет психологическое
Есть полезный метод "снежного кома", при котором от каждого специалиста, привлекаемого в качестве эксперта, получают несколько фамилий тех, кто может быть экспертом по рассматриваемой тематике. Процесс расширения списка останавливается, когда новые фамилии перестают встречаться. В результате получается достаточно обширный список возможных экспертов.
Необходимо подчеркнуть, что подбор экспертов в конечном счете - функция Рабочей группы, и никакие методики подбора не снимают с нее ответственности. Другими словами, именно на Рабочей группе лежит ответственность за компетентность экспертов, за их принципиальную способность решить поставленную задачу