Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 05:11, контрольная работа
В первой главе контрольной работы описывается история казначейства с начала появления казны в XVII веке до момента упразднения казначейской системы с переходом на банковскую систему исполнения государственного бюджета.
Вторая глава контрольной посвящена новейшей истории казначейства и разбита на две части. В первой описывается период забытия казначейства как системы исполнения государственного бюджета, так как все его функции исполнял центральный аппарат Госбанка СССР. Во второй описывается период возрождения Казначейства.
Введение 3
1. История казначейства в России XVII-XX вв 4
2. Новейшая история Казначейства 13
2.1. Переход на банковскую систему исполнения государственного бюджета 13
2.2. Возрождение Казначейства 18
Заключение 21
Список использованных источников 23
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тихоокеанский
государственный университет»
Кафедра
финансов, кредита и бухгалтерского
учета
Контрольная работа
по дисциплине «Организация исполнения бюджета»
на тему:
«История развития казначейства в России»
Выполнила:
студентка 5 курса
группы ФКз – 61
№ зач.книжки 050430386
Садовская
Е.А.
Проверил(а):
___________________________
Хабаровск 2010 г.
Введение
Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
8 декабря 1992 года Президент России Б. Н. Ельцин подписал Указ № 1556 «О Федеральном казначействе», согласно которому была создана система органов Федерального казначейства России.
Это был момент возрождения Казначейской системы России. Но зародилось оно еще во времена Древней Руси, именно тогда и появилась должность казначея. Он являлся главным лицом княжеской или боярской организации, хранителем ценностей — казны государственной.
В
первой главе контрольной работы
описывается история
Вторая
глава контрольной посвящена
новейшей истории казначейства и
разбита на две части. В первой
описывается период забытия казначейства
как системы исполнения государственного
бюджета, так как все его функции исполнял
центральный аппарат Госбанка СССР. Во
второй описывается период возрождения
Казначейства.
1.
История казначейства
в России XVII-XX вв
Государственная казна как совокупность имущественных комплексов денежных средств государства с момента своего возникновения требует учета, обеспечения пополнения, рациональных расходов и жесткого контроля.
Эти
функции еще в Древней Руси
сосредотачивались в руках
В первой половине XVIII века, по мере развития системы приказных учреждений, функции казначея сузились, часть их перешла в финансовое и контрольное приказные ведомства.
В период царствования Петра I (1682-1725 гг) старые приказы не противоречили требованиям его реформ. Но к тому времени они обветшали, в их деятельности проявлялись бесконтрольность и произвол. Поэтому Петр I отдал предпочтение коллегиальному началу в управлении, которое он наблюдал в соседних европейских государствах. Он распустил Боярскую Думу и образовал первую коллегиальную организацию на Руси.
Стремление модернизировать Русское государство по европейскому образцу, явились толчком к развитию денежного обращения в стране, и их следствием стало зарождение новых финансовых институтов. В целях более целесообразно организовать управление государством, Петр создал из массы приказов 12 коллегий, 3 из которых были финансовыми: Камер-коллегия, ведавшая государственными доходами и имуществом, Штатс-коллегия, ведавшая государственными расходами и Ревизион-коллегия, наблюдавшая за исполнением смет по доходам и расходам. Коллегии находились под непосредственным надзором Сената, а органом этого надзора стало новое учреждение-прокуратура. Сенат состоял из 9-ти человек, куда вошли умные и преданные люди Петра I. Утверждение Сената состоялось 22 февраля 1711 года.
На местах в 1719 году, с учреждением 11 губерний и 48 провинций, функции наблюдения, надзора за правильностью мер весов были возложены на воевод, стоящих во главе провинций. При губернской канцелярии были созданы казначейства, куда поступали все сборы, а в столицу деньги направлялись в Главную казенную палату, откуда производились расходы по центральному управлению.
Для ограничения полномочий местной власти параллельно были учреждены специальные должностные лица и надзиратели сборов, или камериры, находящиеся в подчинении камер-коллегии. Камерир наблюдал за всеми сборами, обеспечением продовольствием войск, за государственным имуществом и отдачей на откуп казенных статей, за хозяйством общественных учреждений. На камерире лежали также контрольные обязанности, заключавшиеся в рассмотрении денежных отчетов местной власти, которые он представлял в Камер-коллегию и Штатс-контору, откуда отчеты поступали в Ревизион-коллегию.
Наряду с должностностью камерира в ведении Штатс-конторы была учреждена должность ренмейстера (или казначея). Казначей принимал поступившие сборы, хранил их в особой земской казне и выдавал по ассигнациям. Таким образом, камерир и ренмейстер стали первыми местными органами финансового управления.
В каждой провинции было по одному камерирну, поэтому в его ведении в уездах были созданы особые должности взимания сборов - земские комиссары, работавшие по назначению Камер-коллегии. Но земские комиссары - это была не чисто финансовая должность, а скорее полицейская. Например, они должны были присутствовать на сборе подушной подати для содержания армии вместе с полковниками и офицерами местного полка. Собранные деньги складывались в присутствии всех указанных лиц в бочки с печатью полковника и комиссара, после чего полковник посылал ведомость о собранных деньгах воинскому казначею в Военную комиссию.
После смерти Петра 1 на местах были упразднены созданные им должности камериров, рентмейстеров и земских комиссаров, а их функции вновь были переданы воеводам.
Во второй половине XVIII века изменилась структура финансового управления в центре и на местах. В Сенате было образовано шесть департаментов, первому из которых важные внутренние и политические дела, в т.ч. заведование финансами. При нем в ведении генарал-прокуратуры учреждалась Экспедиция о государственных доходах для контроля за их сбором на местах. Но возможность реального объединения сведений о государственных доходах и расходах появилась лишь с образованием в 1775 году местах самостоятельных органов казенных палат в губерниях и казначейств в уездах. Именно этот год можно назвать годом зарождения единой централизованной сети казначейских органов в России.
Казенным палатам было поручено: сбор сведений о численности населения, управление соляными и питейными откупами и другое. Со временем остались только финансовые функции: наблюдение за своевременным поступлением средств, ревизия отчетности губернских и уездных казначейств. Кроме того, казенные палаты проводили торги на казенные подряды и поставки, осуществляли перевод податного лица из одного податного сословия и другое.
Палаты вице-губернатору и состояли из директора экономии, одного советника, двух ассесоров для свидетельства сумм и губернского казначея.
Уездные казначейства находились в ведении казенных палат и были учредителями исключительно кассовыми. К их компетенции относились вопросы приема и хранения казенных денежных средств, производство платежей по распоряжению казенной палаты, представление казенной палате сведений о накопившихся недоимках. По указам императрицы от 7 ноября 1775 года и 4 января 1780 года уездным казначеям надлежало быть «почтительному, расторопну и осмотрительну, чтобы ничего не запустить, упражняться во всегдашнее время с утра до полудня в перечете, приему и отпуску денег».
Как завершение организации системы местных казначейств. В Петербурге и Москве в 1780 году были учреждены: Штатное казначейство, ведавшее обыкновенными расходами, кроме военных и флотских, и Остаточное казначейство, «ведавшее суммами, оставшимися за удовлетворением штатных расходов». Все эти преобразования заметно усложнили функции Экспедиции о государственных доходах м в 1780- 1781 гг. она была разделена на 4 отдельных экспедиции: первая заведовала доходами, вторая - расходами, третья- ревизионная, четвертая - по сообщениям первых трех должна была делать взыскания по недоимкам через местные власти.
Экспедиция явилась прообразом будущего Министерства финансов. Во главе ведомства предполагалось поставить самостоятельного начальника - Государственного казначея со всеми полномочиями министра. Но при Екатерине II этого не произошло, и обязанности Государственного казначея были возложены на генерал-прокурора. Экспедиции должны были ежедневно докладывать ему о своих действиях, на местах без его ведома никакие расходы не должны были производиться, ему предоставлялось право лично или своих чиновников производить повсеместно ревизию состояния казначейств. С этих пор генерал-прокурор ежегодно представлял на утверждение императрицы табели о доходах, расходах и остатках.
В
1796 году экспедиция была выведена из ведения
генерал-прокурора и введена
После преобразований Александра 1 в й802 году государственное хозяйство было распределено между Министерством финансов, Министерством коммерции, Государственным казначеем и, отчасти, Министерством внутренних дел.
В обязанности Министра финансов входило составление в конце каждого года росписи государственных доходов и расходов на наступающий год, которые после утверждения императором, передавались государственному казначею на исполнение. Должность Государственного казначея была сохранена, и функции его остались без изменения.
Казенные палаты были отнесены в ведение Государственного казначея по части казенных сборов, передачи их, в надлежащие места и хранение денежной казны, т.е. все губернские и уездные казначейства, казенные палаты, штатные и остальные казначейства оставались в подчинении государственному казначею.
Действовавшая под руководством Государственного казначея Экспедиция о государственных доходах, не смотря на увеличение штатов и создании в ее составе пятой экспедиции, не имела самостоятельности и работала слабо. Поэтому 1,2,4 экспедиции, ведавшие доходами, расходами, недоимками были объединены в Экспедицию о государственных доходах под начальством управляющего, которому предписывалось привести к единообразию дела всех экспедиций. 3 и 5 экспедиции были объединены в одну Государственную экспедицию для ревизии счетов.
Хотя Министерство финансов и Государственный казначей были по закону обособленными ведомствами, фактически они были объединены. В 1807-1810 годах во главе их стоял Государственный казначей Голубцов Ф.А.
В 1810 году последовали дальнейшие преобразования в системе государственного устройства. Вместо 8 министерств было образовано 12, 6 из которых, в том числе и в Государственном казначействе, были сосредоточены управление государственным бюджетом. Государственному казначейству под руководством государственного казначея было поручено заведование движением сумм, поступавших в доход или остававшихся в запасе, текущими расходами, платежами долгов, пенсий и прочим в 1821 году Государственное казначейство было включено в состав Министерство финансов в виде особого отдела Департамента государственного казначейства. Департамент состоял из 14 отделений, разделенных на две части: распорядительную, ведавшую по приему, хранению доходов и распределению доходов, и счетную, заведовавшую контролем и бухгалтерией.