История развития казначейства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 05:11, контрольная работа

Краткое описание

В первой главе контрольной работы описывается история казначейства с начала появления казны в XVII веке до момента упразднения казначейской системы с переходом на банковскую систему исполнения государственного бюджета.
Вторая глава контрольной посвящена новейшей истории казначейства и разбита на две части. В первой описывается период забытия казначейства как системы исполнения государственного бюджета, так как все его функции исполнял центральный аппарат Госбанка СССР. Во второй описывается период возрождения Казначейства.

Содержание

Введение 3
1. История казначейства в России XVII-XX вв 4
2. Новейшая история Казначейства 13
2.1. Переход на банковскую систему исполнения государственного бюджета 13
2.2. Возрождение Казначейства 18
Заключение 21
Список использованных источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

Организация исполнения бюджетов_Казначейство.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Тихоокеанский  государственный университет» 
 
 

Кафедра финансов, кредита и бухгалтерского учета 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Организация исполнения бюджета»

на тему: «История развития казначейства в России» 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила:

                  студентка 5 курса

                  группы ФКз – 61

                  № зач.книжки 050430386

                  Садовская Е.А. 

                  Проверил(а):

                  ___________________________ 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Хабаровск 2010 г.

 

Содержание

 
 

 

Введение 
 

       Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

       8 декабря 1992 года Президент России Б. Н. Ельцин подписал Указ № 1556 «О Федеральном казначействе», согласно которому была создана система органов Федерального казначейства России.

       Это был момент возрождения Казначейской системы России. Но  зародилось оно еще во времена Древней Руси, именно тогда и появилась должность казначея. Он являлся главным лицом княжеской или боярской организации, хранителем ценностей — казны государственной.

       В первой главе контрольной работы описывается история казначейства с начала появления казны в XVII веке до момента упразднения казначейской системы с переходом на банковскую систему исполнения государственного бюджета.

       Вторая  глава контрольной посвящена  новейшей истории казначейства и  разбита на две части. В первой описывается период забытия казначейства как системы исполнения государственного бюджета, так как все его функции исполнял центральный аппарат Госбанка СССР. Во второй описывается период возрождения Казначейства. 

 

       1. История казначейства в России XVII-XX вв 
 

       Государственная казна как совокупность имущественных комплексов денежных средств государства с момента своего возникновения требует учета, обеспечения пополнения, рациональных расходов и жесткого контроля.

       Эти  функции еще в Древней Руси сосредотачивались в руках казначеев-хранителей княжеской казны. При Иване III учреждаются Казенные приказы. Престиж казны возрос. Во главе такого приказа стоял казначей. Он возглавляет казенный двор, ведает государственными доходами, контролирует сбор пошлины и оброков, осуществляет некоторые судебные функции. Как доверенное лицо царя, участвует в переговорах с иностранными послами.

       В первой половине XVIII века, по мере развития системы приказных учреждений, функции казначея сузились, часть их перешла в финансовое и контрольное приказные ведомства.

       В период царствования Петра I (1682-1725 гг) старые приказы не противоречили требованиям его реформ. Но к тому времени они обветшали, в их деятельности проявлялись бесконтрольность и произвол. Поэтому Петр I отдал предпочтение коллегиальному началу в управлении, которое он наблюдал в соседних европейских государствах. Он распустил Боярскую Думу и образовал первую коллегиальную организацию на Руси.

       Стремление модернизировать Русское государство   по европейскому образцу, явились толчком к развитию денежного обращения в стране, и их следствием стало зарождение новых финансовых институтов. В целях более целесообразно организовать управление государством, Петр создал из массы приказов 12 коллегий, 3 из которых были финансовыми: Камер-коллегия, ведавшая государственными доходами и имуществом, Штатс-коллегия, ведавшая государственными расходами и Ревизион-коллегия,  наблюдавшая  за исполнением смет по доходам и расходам. Коллегии находились под непосредственным надзором Сената, а органом этого надзора стало новое учреждение-прокуратура. Сенат состоял из 9-ти человек, куда вошли умные и преданные люди Петра I. Утверждение Сената состоялось 22 февраля 1711 года.

       На  местах в 1719 году, с учреждением 11 губерний и 48 провинций, функции наблюдения, надзора за правильностью мер весов были возложены на воевод, стоящих во главе провинций. При губернской канцелярии были созданы казначейства, куда поступали все сборы,  а  в столицу деньги направлялись в Главную казенную палату, откуда производились расходы по центральному управлению.

       Для ограничения полномочий местной  власти параллельно были учреждены специальные должностные лица и надзиратели сборов, или камериры, находящиеся в подчинении  камер-коллегии. Камерир наблюдал за всеми сборами, обеспечением продовольствием войск, за государственным имуществом и отдачей на  откуп казенных статей, за хозяйством общественных учреждений. На камерире лежали также контрольные обязанности, заключавшиеся в рассмотрении денежных отчетов местной власти, которые он представлял в Камер-коллегию и Штатс-контору, откуда отчеты поступали в Ревизион-коллегию.

       Наряду  с должностностью камерира в ведении  Штатс-конторы была учреждена должность ренмейстера (или казначея). Казначей принимал поступившие сборы, хранил их в особой земской казне и выдавал по ассигнациям. Таким образом, камерир и ренмейстер стали первыми местными органами финансового управления.

       В каждой провинции было по одному камерирну, поэтому в его ведении в  уездах были созданы особые должности  взимания сборов - земские комиссары, работавшие по назначению Камер-коллегии. Но земские комиссары - это была не чисто финансовая должность, а скорее полицейская. Например, они должны были присутствовать на сборе подушной подати для содержания армии вместе с полковниками и офицерами местного полка. Собранные деньги складывались в присутствии всех указанных лиц в бочки с печатью полковника и комиссара, после чего полковник посылал ведомость о собранных деньгах воинскому казначею в Военную комиссию.

       После смерти Петра 1 на местах были упразднены созданные им должности камериров, рентмейстеров и земских комиссаров, а их функции вновь были переданы воеводам.

       Во  второй половине XVIII века изменилась структура  финансового управления в центре и на местах. В Сенате было образовано шесть департаментов, первому из которых важные внутренние и политические дела, в т.ч. заведование финансами. При нем в ведении генарал-прокуратуры учреждалась Экспедиция о государственных доходах для контроля за их сбором на местах. Но возможность реального объединения сведений о государственных доходах и расходах появилась лишь с образованием в 1775 году местах самостоятельных органов  казенных палат в губерниях и казначейств в уездах. Именно этот год можно назвать годом зарождения единой централизованной сети казначейских органов в России.

       Казенным  палатам было поручено:  сбор сведений о численности населения, управление соляными и питейными откупами и другое. Со временем остались только финансовые функции: наблюдение за своевременным поступлением средств, ревизия отчетности губернских и уездных казначейств. Кроме того, казенные палаты проводили торги на казенные подряды и поставки, осуществляли перевод податного лица из одного податного сословия и другое.

       Палаты  вице-губернатору и состояли из директора  экономии, одного советника, двух ассесоров для свидетельства сумм и губернского казначея.

       Уездные казначейства находились в ведении  казенных палат и были учредителями исключительно кассовыми. К их компетенции относились вопросы приема и хранения казенных денежных  средств, производство платежей по распоряжению казенной палаты, представление казенной палате сведений о накопившихся недоимках. По указам императрицы от 7 ноября 1775 года и 4 января 1780 года уездным казначеям надлежало быть «почтительному, расторопну и осмотрительну, чтобы ничего не запустить, упражняться во всегдашнее время с утра до полудня в перечете, приему и отпуску денег».

       Как завершение организации системы  местных казначейств. В Петербурге и Москве в 1780 году были учреждены: Штатное казначейство, ведавшее  обыкновенными расходами, кроме военных и флотских, и Остаточное казначейство, «ведавшее суммами, оставшимися за удовлетворением штатных расходов». Все эти преобразования заметно усложнили функции Экспедиции о государственных доходах м в 1780- 1781 гг. она была разделена на 4 отдельных экспедиции: первая заведовала доходами, вторая - расходами, третья- ревизионная, четвертая - по сообщениям первых трех должна была делать взыскания по недоимкам через местные власти.

       Экспедиция  явилась прообразом будущего Министерства финансов. Во главе ведомства предполагалось поставить самостоятельного начальника - Государственного казначея со всеми полномочиями министра. Но при Екатерине II этого не произошло, и обязанности Государственного казначея были возложены на генерал-прокурора. Экспедиции должны были ежедневно докладывать ему о своих действиях, на местах без его ведома никакие расходы не должны были производиться, ему предоставлялось право лично или своих чиновников производить повсеместно ревизию состояния казначейств. С этих пор генерал-прокурор ежегодно представлял на утверждение императрицы табели о доходах, расходах и остатках.

       В 1796 году экспедиция была выведена из ведения  генерал-прокурора и введена первому  в России Государственному казначею - графу Васильеву А.И. В этот период были упорядочены составители смет доходов и расходов и отчетов по казначейству, была учреждена контора для внешних казенных переводов, платежей и комиссий, при которой состояли придворные банкиры.

       После преобразований Александра 1 в й802 году государственное хозяйство было распределено между Министерством финансов, Министерством коммерции, Государственным казначеем и, отчасти, Министерством внутренних дел.

       В обязанности Министра финансов входило  составление в конце каждого года росписи государственных доходов и расходов на наступающий год, которые после утверждения императором, передавались государственному казначею на исполнение. Должность Государственного казначея была сохранена, и функции его остались без изменения.

       Казенные  палаты были отнесены в ведение Государственного казначея по части  казенных сборов, передачи их, в надлежащие места и хранение денежной казны, т.е. все губернские и уездные казначейства, казенные палаты, штатные  и остальные казначейства оставались в подчинении государственному казначею.

       Действовавшая под руководством Государственного казначея Экспедиция о государственных доходах, не смотря на увеличение штатов и создании в ее составе пятой экспедиции, не имела самостоятельности и работала слабо. Поэтому 1,2,4 экспедиции, ведавшие доходами, расходами, недоимками были объединены в    Экспедицию о государственных доходах под начальством управляющего, которому предписывалось привести к единообразию дела всех экспедиций. 3 и 5 экспедиции  были объединены в одну Государственную экспедицию для ревизии счетов.

       Хотя  Министерство финансов и Государственный  казначей были по закону обособленными ведомствами, фактически они были объединены. В 1807-1810 годах во главе их стоял Государственный казначей Голубцов Ф.А.

       В 1810 году последовали дальнейшие преобразования в системе государственного устройства. Вместо 8 министерств было образовано 12, 6 из которых,  в том числе и в Государственном казначействе, были сосредоточены управление государственным бюджетом. Государственному казначейству под руководством государственного казначея было поручено заведование движением сумм, поступавших в доход или остававшихся в запасе, текущими расходами, платежами долгов, пенсий и прочим в 1821 году  Государственное казначейство было включено в состав Министерство финансов в виде особого отдела Департамента государственного казначейства. Департамент состоял из 14 отделений, разделенных на две части: распорядительную, ведавшую по приему, хранению доходов и распределению доходов, и счетную, заведовавшую контролем и бухгалтерией.

Информация о работе История развития казначейства в России