Методика формирования средств местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 12:28, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.
Местный бюджет определяется как совокупность организационных бюджетных отношений, посредством которых часть финансовых ресурсов страны направляется в распоряжение местных органов власти (муниципальных образований) для решения вопросов местного значения, а также осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.

Содержание

Местный бюджет и его основы………………………………………….3
Формирование доходов местных бюджетов…………………………....7
Направления расходования средств местного бюджета……………...12
Методика формирования средств местного бюджета………………...15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ .doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

    1. Местный бюджет и его основы………………………………………….3
    2. Формирование доходов местных бюджетов…………………………....7
    3. Направления расходования средств местного бюджета……………...12
    4. Методика формирования средств местного бюджета………………...15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..19

 

1. Местный бюджет и его основы

В соответствии с Федеральным законом  «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Местный бюджет определяется как совокупность организационных бюджетных отношений, посредством которых часть финансовых ресурсов страны направляется в распоряжение местных органов власти (муниципальных образований) для решения вопросов местного значения, а также осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.

В 1998 г. были приняты нормативные  документы, регламентирующие экономические  отношения всей бюджетной системы  страны. К ним следует, в первую очередь, отнести Налоговый и Бюджетный Кодексы. принят и воплощается в жизнь Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления». В настоящее время отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральным и территориальным уровнями государственной власти, органами местного самоуправления. Существует серьезное отставание теоретических и практических разработок в области государственных финансов применительно к условиям современной России. Важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюджетам. Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Вместе с тем, они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти. К компетенции местных органов власти, наиболее тесно связанных с населением, относится решение многих вопросов: социальной защиты населения, жилья, здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии.

Для финансирования данных расходов местным органам самоуправления необходим достаточный уровень  доходных источников местных бюджетов. Одним из основных принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ является принцип самостоятельности бюджетов. Данный принцип предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако, анализ бюджетов на местном уровне свидетельствует о том, что принципы самостоятельности не получают достаточного практического подтверждения. Недостаток собственных средств местных бюджетов для финансирования деятельности органов местного самоуправления компенсируется значительными объемами дотаций, субвенций и других видов финансовой помощи местным бюджетам. В понятие «межбюджетные отношение» входит не только получение финансовой помощи, но и законодательное распределение доходов и расходов на долговременной основе между звеньями бюджетной системы. Не решив эту проблему, нельзя рассчитывать на качественное улучшение механизма бюджетного регулирования, достижения реальной самостоятельности местных бюджетов. Для того, чтобы принцип самостоятельности местных бюджетов не носил чисто формального характера, помимо законодательного разграничения доходных и расходных функций между бюджетами различных уровней, необходимо заинтересовать органы местного самоуправления в получении дополнительной помощи из вышестоящих бюджетов. Дополнительная помощь может выделяться в зависимости от выполнения административно-территориальными единицами социально-экономических показателей: - собственные доходы; - кассовый план (инкассация торговой выручки); - товарооборот предприятий торговли и общественного питания; - закупка мяса, молока, зерна; - объем промышленного производства; - платные услуги; - объем строительно-монтажных работ и др. При этом перед органами местного самоуправления возникает масса вопросов: как собрать налоги (получение которых зависит от выполнения плана товарооборота, финансового состояния предприятий); как организовать и стимулировать закупки продовольствия. Но, вместе с тем, повысит их ответственность за финансирование системы образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и других мероприятий.

Разработка единой, научно обоснованной методики определения социальных нормативов расходования бюджетных средств, учитывающей инфляционные процессы, различие потребностей в социальных расходах, обеспечит объективность в определении размеров минимального бюджета. Вместе с тем, необходимо использовать регулирующие налоги не только как инструмент вертикального, но и горизонтального выравнивания доходов соответствующих бюджетов, что позволит уменьшить потребность в трансфертах и других видах межбюджетной помощи.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции: формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти. Важное значение, имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

Исходя из этих принципов, доходы местных  бюджетов формируются за счет собственных  и регулирующих источников доходов. Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Доходная часть минимальных  местных бюджетов формируется путем  закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным  законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.

 

2. Формирование доходов местных бюджетов

 

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов  и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. Собственные доходы:

      1. налоговые (к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним);
    1. налоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов РФ (к неналоговым доходам бюджетов относятся:  доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)), а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и направляемые в местные бюджеты.

К собственным доходам местных  бюджетов относятся (ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»):

· средства самообложения граждан,

· доходы от местных налогов и  сборов,

· доходы от региональных налогов  и сборов,

· доходы от федеральных налогов  и сборов,

· безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации  на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления,

· доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности,

· часть прибыли муниципальных  предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления  иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления платных услуг, остающейся после уплаты налогов и сборов,

· штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления,

· добровольные пожертвования,

· иные поступления в соответствии с федеральные законами, законами субъектов РФ и решениями органов  местного самоуправления.

Муниципальным органам в период 1994 - 1996 гг. было предоставлено право  вводить налоги и сборы, не предусмотренные  российским законодательством. В 24 регионах были введены местные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законодательством. Среди вводимых налогов были: налог на содержание излишнего поголовья дойных коров (Башкирия), налог за использование иностранных алфавитов в названиях предприятий (Курская, Липецкая, Орловская области), налог за освещение фасадов зданий (Московская область), налог за проезд по автодорожному мосту (Саратовская область) и др.

Сейчас ситуация с введением  местных налогов и сборов существенно  изменилась. В Налоговом кодексе дается перечень местных налогов и сборов:

· земельный налог;

· налог на имущество физических лиц;

· налог на рекламу;

· налог на наследование или дарение;

· местные лицензионные сборы.

Причем перечень местных налогов  является закрытым и расширительному толкованию органами местного самоуправления не подлежит.

К другим собственным доходам местных бюджетов относятся (ст. 7 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»):

· доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

· доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых  помещений, и муниципальных земель (Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)  К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:  доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

 

 

· платежи за пользование недрами  и природными ресурсами;

· штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты  в соответствии с законодательством РФ (Статья 46. Штрафы и иные суммы принудительного изъятия);

· государственная  пошлина, установленная в соответствии с законодательством РФ;

· не менее 50% налога на имущество предприятий  и организаций;

· подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

К собственным  доходам местных бюджетов относятся  также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе.

Под средствами самообложения граждан  понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен (ст. 56 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Вопросы введения и использования данных разовых платежей граждан решаются на местном референдуме.

На практике при составлении  проектов бюджетов и их исполнении часто вообще не проводят различия между собственными и регулирующими доходами. Этому способствует то, что в бюджетной классификации доходов бюджетов не предусмотрена градация учета доходов по способам зачисления в бюджеты.

К средствам бюджетного регулирования  местных бюджетов относятся (ч. 3 ст. 9 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»):

· нормативные отчисления от регулирующих доходов,

· дотации и субвенции местным  бюджетам,

· средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований,

· средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (ст. 6 БК РФ).

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (ст. 6 БК РФ).

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (ст. 6 БК РФ).

Эффективность разрешения основных проблем  муниципального уровня зависит от формирования достаточной доходной базы местных бюджетов. С этой целью введены необходимые положения в новую редакцию Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесены в Государственную Думу и приняты в первом чтении изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Поступление налогов и сборов в  местный бюджет РФ в 2007 году.

Информация о работе Методика формирования средств местного бюджета