Методы привлечения инвестиций в муниципальное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - проанализировать процесс и методы привлечения инвестиций в муниципальные образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие, изучить виды и источники инвестиций муниципальных образований;
изучить и проанализировать методику и практические рекомендации привлечения инвестиций в муниципальные образования;
дать теоретические представления об инвестиционных процессах в муниципальных образованиях.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Инвестиционная деятельность в пространстве муниципального образования 6
1.1 Понятие, виды и источники инвестиций муниципального образования 6
1.2 Инвестиционная система муниципального образования. 9
Глава 2 Инвестиционная политика муниципальных образований 12
2.1. Основные принципы инвестиционной политики муниципальных образований 12
ГЛАВА 3 Инвестиционные проблемы муниципальных образований 19
3.1 Инвестиционные потребности муниципальных образований 19
3.2. Муниципальные заимствования. 20
3.3 Финансовое положение муниципальных образований. 22
Заключение 25
Список нормативно – правовых актов и литературы 26
Приложения 28

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 80.90 Кб (Скачать файл)

В случае если такая услуга окажется платной (т. е. возникнет необходимость  отслеживать не только сам факт, но и объем предоставления услуги), целесообразно передать ее администрирование  частному бизнесу.

Коммерческими проектами  должен заниматься коммерческий сектор. Бюджетные средства должны направляться на реализацию тех инвестиционных проектов, которые улучшают качество жизни  населения и качество бизнес-среды  и не могут быть осуществлены частными структурами или реализованы  без со финансирования расходов со стороны органов власти.

Можно выделить 3 основных источника  финансирования инвестиционных потребностей муниципалитета:

1) средства муниципального  бюджета, в том числе заемные,  и/или вышестоящих бюджетов;

2) прямые инвестиции и  различные формы (муниципального) сотрудничества;

3) средства организаций  различных форм собственности,  в случае если проект может  генерировать доходы (как, например, проекты в области жилищно-коммунального  хозяйства).

С одной стороны, муниципалитет  заинтересован уменьшить объем  расходов бюджета, переложив по возможности  бремя развития инфраструктуры на плечи  частных инвесторов. С другой стороны, учитывая, что доходы от большинства  инфраструктурных проектов формируются  за счет тарифов, в том числе платежей населения, муниципалитет должен учитывать  социальные последствия повышения  тарифов (в результате введения в  них инвестиционной составляющей).

Задача выбора источника  финансирования проекта не должна рассматриваться  муниципалитетом в качестве самостоятельной  задачи, поскольку является частью общей задачи - подготовки бизнес-плана  проекта, в том числе разработки его финансовой модели и схемы  финансирования.

3.2. Муниципальные  заимствования.

Привлечение заимствований  оправданно, если привлеченные средства направляются на реализацию инфраструктурных проектов, которые не могут быть осуществлены частным бизнесом. Если же не хватает средств на текущие  расходы, то необходимо сокращать их объем, поскольку перекладывать  на будущие поколения обеспечение  «проедаемых» сегодня текущих расходов неприемлемо.

Согласно Бюджетному кодексу  РФ, расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.

В соответствии с п. 2 ст. 92 Бюджетного кодекса РФ текущие расходы  бюджета не могут превышать доходы бюджета. Разница между расходами (сумма текущих и капитальных  расходов) и доходами бюджета называется дефицитом (профицитом) бюджета. Таким  образом, п. 2 ст. 92 требует, чтобы за счет увеличения дефицита бюджета финансировались  не текущие, а капитальные расходы.

Статьей 96 Бюджетного кодекса  РФ оговорены следующие источники  финансирования дефицита местного бюджета:

- муниципальные облигационные  займы;

- кредиты кредитных организаций;

- кредиты бюджетов других  уровней бюджетной системы;

- поступления от продажи  имущества;

- изменение остатков на  счетах.

Очевидно, что на счетах муниципального образования никогда не будет  постоянного резерва, сопоставимого  с объемом финансирования инвестиционного  проекта или инвестиционной программы (адресной программы капитальных  вложений) как совокупности инвестиционных проектов.

Поступления от продажи имущества - единовременный источник финансирования, который нельзя рекомендовать для  системного (ежегодного) покрытия дефицита, поскольку он связан с уменьшением  активов муниципального образования.

Кредиты других уровней бюджетной  системы предоставляются, как правило, с целью покрытия кассовых разрывов на срок не больше 1 года и не используются как источник финансирования инвестиционной программы. Кроме того, с точки  зрения Министерства финансов РФ, объем  предоставляемых бюджетных кредитов будет постепенно сокращаться, так  как функцию кредитования регионов и муниципалитетов возьмет на себя рынок.

Таким образом, муниципальное  образование, принявшее решение  реализовать проект и не рассчитывающее на помощь региона, встает перед выбором: накопить необходимый объем средств  или взять в долг.

Как правило, поскольку строительств объекта требует времени, а потребность  нем ощущается остро, муниципальное  образование принимает решение  занять недостающие средства. Поэтому  в качестве основного источника финансировать - дефицита бюджета следует рассматривать облигационные займы и кредиты кредитных организаций.

3.3 Финансовое положение муниципальных образований

На финансовое состояние  муниципальных образований в  Российской Федерации оказала значительное влияние реформа местного самоуправления. Ведущую роль в структуре доходов  бюджетов всех рассмотренных муниципалитетов  играют безвозмездные перечисления из вышестоящих бюджетов.

В 2006 г. в соответствии с  Федеральным законом «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в России создано более 24 тыс. муниципальных  образований. Итоги первого полугодия  работы органов местного самоуправления в новых условиях свидетельствуют  о недостаточной финансовой автономии  большинства муниципалитетов, понимаемой как их способность самостоятельно в пределах своей компетенции  распоряжаться доходами, полученными  из стабильных и предсказуемых источников. По информации Министерства финансов РФ, 80% муниципальных образований  в Российской Федерации дотируются более чем на 80%.

Анализ итогов исполнения местных бюджетов за первое полугодие 2006 г. позволяет сделать вывод, что  положение большинства муниципальных  районов и городских округов  в результате муниципальной реформы  как минимум не ухудшилось. При  этом большинство вновь образованных поселений оказались фактически лишены финансовой самостоятельности: их зависимость от финансовой помощи в первом полугодии 2006 г. превысила 90%,

Безвозмездные перечисления в настоящее время распределяются между местными бюджетами в основном по единым формализованным методикам, утвержденным региональными законами. Но при этом объемы фондов, из которых  распределяются безвозмездные перечисления, утверждаются ежегодно законами о бюджете  субъекта Федерации и муниципальных образований. Это снижает качество перспективного финансового планирования, осуществляемого органами местного самоуправления муниципальных образований всех типов.

Значительная часть трансфертов  целевого характера в бюджеты  муниципалитетов из фондов со финансирования муниципальных расходов и фондов муниципального развития в настоящее время распределяется фактически по усмотрению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вследствие этого органы местного самоуправления, проводя самостоятельную инвестиционную политику, ограничены в возможностях определять конкретные объемы для инвестирования на своей территории.

Таким образом, в результате реформы местного самоуправления во многих МО РФ сложилось затруднительное  финансовое положение.

Для повышения бюджетной  обеспеченности и фискальной автономии  муниципальных образований необходимо увеличить в местных бюджетах долю доходов, получаемых из стабильных и предсказуемых источников. Эту  задачу можно решить путем передачи в местные бюджеты на постоянной основе части доходов от федеральных  налогов. В ближайшие годы планируется  ввести в действие систему учета  розничной продажи алкогольной  продукции. Это позволит закрепить  за местными бюджетами часть доходов  от уплаты акцизов на алкогольную  продукцию.

Необходимо повысить прогнозируемость безвозмездных перечислений из вышестоящих  бюджетов, доля которых в бюджетах муниципальных образований очень  велика. Субъектам Федерации при  осуществлении среднесрочного финансового  планирования следует, кроме основных бюджетных показателей, рассчитывать также величину фондов финансово  помощи муниципальным образованиям.

Для повышения уровня фискальной автономии МО, а значит, увеличения возможностей для их заимствований, органам государственной власти субъектов РФ следует увеличить  объем нецелевой финансовой помощи бюджетам муниципалитетов, сократив межбюджетные трансферты, имеющие целевой характер. Безвозмездные перечисления нецелевого характера относятся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ к собственным доходам бюджета. Направления использования собственных доходов муниципалитет вправе определять самостоятельно в пределах своей компетенции, в том числе направлять их на обслуживание и погашение муниципального долга.

 

Заключение

Управление инвестиционными  процессами органами местного самоуправления - это научно обоснованная целенаправленная деятельность органов местного самоуправления как по созданию условий для привлечения  и удержания инвестиций на территории муниципального образования, так и  по воздействию на инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов муниципального образования и на инвестиции, осуществляемые органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета и  иных источников с целью обеспечения  комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

В настоящее время бюджетная  самостоятельность местного самоуправления федеральным центром фактически не гарантируется. В сложившихся  условиях активизация инвестиционной деятельности - одна из первостепенных задач органов муниципального управления, от решения которой зависит не только решение широкого круга проблем  отдельных муниципальных образований, но, в определенной мере, судьба местного самоуправления в целом.

Основными задачами инвестиционной политики являются: формирование благоприятной  среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных  и иностранных инвестиций для  реконструкции предприятий, а также  государственная поддержка важнейших  жизнеобеспечивающих производств  и социальной сферы при повышении  эффективности капитальных вложений.

В курсовой работе было раскрыто содержание понятий инвестиции, инвестиционная система, инвестиционный процесс, муниципальная  инвестиционная политика и основные инвестиционные проблемы муниципальных  образований.

Таким образом, поставленные цели были достигнуты, задачи выполнены. 

Список нормативно – правовых актов и литературы

  1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 N 22-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, 15.04.2006 N 51-ФЗ).
  2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 24.07.2007 № 215-ФЗ)
  3. Федеральный закон от 16.09.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». 
  4. Федеральный закон от 29.11.2001 г. №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ, от 15.04.2006 г. N 51-ФЗ).
  5. «ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 14.07.2008, с изм. от 24.07.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008).
  6. Мещеряков И., Жигалов Д. Источники финансирования инвестиционных потребностей муниципальных образований и факторы их кредитоспособности // Рынок ценных бумаг. № 1 2007.
  7. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М., Юнити,  2003г.
  8. Инвестиционная политика на территории муниципального образования / Под ред. В.И. Шеина. - М.: РИЦ "Муниципальная власть" , 2001.
  9. Совершенствование управления инвестиционной деятельностью в целях социального и экономического развития муниципальных образований. Под ред. Гончаренко Л.П. – М.: Изд-во Рос.экон.акад. им. Г.В. Плеханова, 2007.
  10. Инвестиционная система муниципальных образований. // Российская газета. 2006 г. 28 сент. С. 5.
  11. Артемова Е.А. Особенности инвестиционной деятельности и регулирование инвестиционных процессов в муниципальных образованиях // Вестник Башкирского университета.2006.№4. с 70-72
  12. Муниципальная собственность и инвестиции/ под ред. Р.Р. Манукяна. – М.: ФГНУ РНЦГМУ, 2003
  13. Беломестнов В.Г. Управление инвестиционными процессами / В.Г. Беломестнов. – Новосибирск: Издательство ВСГТУ, 2005. – 172 с.
  14. Бутенин, А. Управление информационным обеспечением государственной (муниципальной) инвестиционной политики /А. Бутенин // Муниципальнаявласть. – 2007. – № 2. – С. 70-72.
  15. Ветров, Г.Ю. Управление муниципальным экономическим развитием / Г.Ю. Ветров. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2006. – 426 с.
  16. Васильев А.А. Словарь понятий и терминов муниципального управления. Нижний Новгород, 2005
  17. Дадышев, А.З. Тенденции и факторы инвестиционной активности / А.З. Дадышев, А.Б. Басс // Региональная экономика: Теория и практика. – 2009. – №9. – С.28-35.
  18. Иванов, Е.Г. Организационно-экономический механизм управления инвестиционными процессами на территории муниципального образования / Е.Г. Иванов: автореф. дис. на соискание ученой степени к.э.н. 26.09.2007 / Уральский государственный университет. – Екатеринбург, 2007. – 27 с.
  19. Российская газета. 2006. 28 сент. С. 5.
  20. www.sunrisefinances.ru
  21. www.ivr.ru
  22. http://kapital-rus.ru.htm

 

 

Приложения

Приложение 1

 

Рис. 1. Структура инвестиционной системы муниципальных образований. Внешняя среда инвестиционной системы.

 

 


Информация о работе Методы привлечения инвестиций в муниципальное образование