Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:51, курсовая работа
Социальное обеспечение, социальная защита всегда занимали и занимают одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества.
Они непосредственно зависят от развития экономики и теснейшим образом связаны с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
Содержание понятия социального обеспечения, социальной защиты, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.
ВВЕДЕНИЕ 3 стр
Глава 1. Исторические аспекты системы социального страхования в России
1.1 Возникновение социального страхования в России (1903-1933 гг.)
1.2 Социальное страхование и профсоюзы (1933 – 1990 г.г.) 7 стр
1.3 Социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям, проблемы реформирования (1991 г. – настоящее время) 9 стр
Глава 2. Современные аспекты развития системы социального страхования.
2.1 Законодательные основы социального страхования 12 стр
Глава 3. Анализ структуры расчетов с государственным фондом социального страхования на примере НСММЗ. 18 стр
3.1 Положение об оплате труда работников предприятия по конечному результату. 18 стр
3.2 Расчеты динамики ФОТ и ЕСН. 18 стр
Заключение 19 стр
Список литературы 20 стр
Непосредственное руководство осуществлялось сначала отраслевыми, а потом территориальными межсоюзными профсоюзными органами. На предприятиях (учреждениях, организациях) работу по назначению пособий, контролю за правильностью их выдачи, обеспечению путевками проводили профсоюзные комитеты. Профсоюзы стали заниматься также вопросами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии. Многие вопросы охраны труда впоследствии вновь были переданы в ведение государственных органов, но социальное страхование управлялось профсоюзами еще долгие годы.
Таким образом, указанным выше постановлением профсоюзам было поручено выполнять ряд государственных функций. При таком положении вводились подчас ничем не оправданные ограничения в обеспечении трудящихся государственным социальным страхованием. В качестве примера можно назвать постановление СНК СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 года «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле». Данный документ устанавливал новый размер пособия по временной нетрудоспособности с уменьшением его нижнего предела до 50 процентов заработка. Сократилась продолжительность отпуска по беременности и родам до 35 дней до родов и 28 дней после родов против уже действовавших в общей сложности 112 дней. Работники, ушедшие с работы по собственному желанию и уволенные за нарушение трудовой дисциплины, получали право на пособие по временной нетрудоспособности лишь после того, как проработают на новом месте не менее шести месяцев.
Также в 1938 году бюджет социального страхования, ранее утверждаемый отдельно, был включен в состав единого государственного бюджета СССР. С этого момента социальное страхование все больше теряет свой страховой характер и во многом трансформируется в социальное обеспечение. Оно стало инструментом распределения средств государственного бюджета на социальные нужды по остаточному принципу.
Тарифы страховых взносов
были установлены без учета
Такое положение не изменилось и после введения дифференцированных тарифов по отраслям, поскольку их размеры определялись, в какой-то мере, не степенью опасности и вредности условий производства, а степенью рентабельности той или иной отрасли народного хозяйства.
В годы Великой Отечественной войны были приняты некоторые меры по улучшению обеспечения отдельными пособиями инвалидов войны. Например, пособие по временной нетрудоспособности было установлено в размере 100 процентов заработка. В таком же размере выдавалось пособие по беременности и родам женщинам-инвалидам войны. Отпуск по беременности и родам был увеличен для всех женщин-работниц и служащих с 63 до 77 дней.
В послевоенный период отмечалось дальнейшее развитие социального страхования. Установлена выдача пособий по временной нетрудоспособности от трудового увечья и профзаболевания в размере 100 процентов заработка, независимо от каких-либо условий. Продолжительность отпуска по беременности и родам составляла 112 календарных дней. Получало развитие профилактическое направление в социальном страховании. За период с 1945 по 1960 годы число лечебно-оздоровительных учреждений выросло более чем в 5 раз. Тогда же на крупных предприятиях появились первые санатории- профилактории, где работающие получали санаторное лечение без отрыва от производства. Путевки в санатории за счет средств социального страхования выдавались либо бесплатно (20% от общего числа), либо за 30 % стоимости.
Постановлением Совета Министров СССР от 22 января 1955 года и соответствующим решением ВЦСПС изменены условия и размеры пособий. Высший предел пособия по временной нетрудоспособности сокращался со 100 до 90 процентов заработка, и оговаривался при этом требованием о непрерывном стаже работы до 12 лет. В таком же размере назначалось пособие при трудовом увечье и профзаболевании и инвалидам войны, но уже вне зависимости от непрерывности стажа. Однако вскоре для работников этих категорий был вновь восстановлен прежний размер – 100 процентов заработка.
Важным этапом развития социального страхования является распространение его на новые категории работающих. Традиционно эта система в нашей стране охватывала только рабочих и служащих, то есть лиц, работающих на условиях трудового договора. Затем она начала поэтапно вводиться и для колхозников. Вначале, в 1964 году, право на государственное социальное страхование получили ведущие колхозные кадры: председатели, специалисты и механизаторы. Одновременно была создана система пенсионного обеспечения всех колхозников и введены пособия по беременности и родам для колхозниц. Эти пенсии и пособия выплачивались за счет специального фонда, создаваемого из средств колхозов и государственного бюджета. Размер пенсий был значительно ниже, чем у рабочих и служащих.
В 1970 году на основании решения Третьего Всесоюзного съезда колхозников была введена система социального страхования членов колхозов.
1.3. Социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям, проблемы реформирования (1991 г. – настоящее время)
Перестройка вызвала изменения в организации и финансировании социального страхования. К первой попытке реорганизации старой системы соцстраха можно отнести Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 года «О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение». Был создан Фонд социального страхования РСФСР, который, как и союзный, начал действовать с 1 января 1991 года, упразднен централизованный союзный Фонд социального страхования колхозников. Однако это мероприятие практически не привело к перестройке содержания и функционирования социального страхования.
Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 года Фонд социального страхования РСФСР получил свой отдельный страховой тариф в размере 5,4 % от начисленной оплаты труда. Позднее Фонду было предоставлено право применения финансовых санкций, которыми пользовались органы Пенсионного фонда.
Постепенно Фонд укреплял свое организационное и финансовое положение. Были утверждены Временное положение о Фонде и Инструкция о порядке уплаты страховых взносов и расходовании средств. На местах созданы региональные фонды, подчиненные центру. Правовое положение Фонда существенно упрочилось в связи с изданием в 1992 и 1993 годах соответствующих Указов Президента Российской Федерации. Согласно этим документам управление государственным социальным страхованием было возложено на Правительство Российской Федерации с участием общероссийских объединений профсоюзов. Фонд стал государственным учреждением.
Самым важным достижением
первоначального реформирования системы
социального страхования
Первые шаги реформирования не смогли радикально изменить сущность системы социального страхования, которая еще в значительной степени опиралась на устаревшие дореформенные принципы и правила, свойственные централизованному ведению экономики.
К основным направлениям
ее дальнейшего реформирования можно
было бы отнести следующие:
1. совершенствование
структуры выплат по
2. рационализация и оптимизация условий
предоставления пособий с учетом складывающихся
рыночных отношений;
3. распространение социального страхования
на индивидуальных предпринимателей и
других лиц, самостоятельно обеспечивающих
себя работой, определение порядка их
участия в финансировании и предоставления
им соответствующих выплат;
4. законодательное закрепление государственной
собственности на средства социального
страхования, автономности Фонда, его
бюджета, сложившихся системы управления
и организационных структур;
5. обеспечение финансовой устойчивости
системы путем введения в среднесрочной
перспективе общепризнанного в мировой
практике трехканального метода финансирования
(государство, работодатель, работник),
расширения базы начисления страховых
взносов и максимальной ее унификации
в отношении всех внебюджетных фондов,
образования целевых резервов, повышения
эффективности контроля и применения
финансовых санкций;
6. ускорение процесса создания надлежащей
правовой базы социального страхования,
осуществляемого Фондом, с учетом необходимости
координации, взаимной увязки, совершенствования
существующих и введения новых видов страхования.
Наиболее реальную угрозу дальнейшему реформированию социального страхования в настоящее время представляет наступивший в стране социально- экономический кризис. В числе мер по его преодолению вынашиваются планы по существенному сокращению тарифа страховых взносов. Все настойчивее выдвигается предложение об исключении из бюджета Фонда так называемых нестраховых выплат, в том числе на санаторно-курортное лечение и другие формы оздоровления застрахованных и их детей.
Действительно, в составе бюджета имеются нестраховые выплаты, к числу которых бесспорно относятся единовременное пособие при рождении ребенка неработающим (то есть незастрахованным) гражданам, оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, финансирование детско-юношеских спортивных школ, новогодние детские подарки. Но прежде чем исключать эти выплаты из данного бюджета, надо решить, кто же их будет производить в дальнейшем.
Что касается санаторно-курортного лечения работников и оздоровления их детей, то расходы на эти цели нельзя считать нестраховыми. Это неотъемлемая часть системы соцстраха, ее профилактическое направление, цель и задачи которого заключаются в снижении заболеваемости среди работников и их детей, в экономии средств на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Оно существует в социальном страховании многие годы и полностью оправдало себя, стало национальной традицией и общепризнанным преимуществом нашей системы. Полное исключение его из бюджета может привести к серьезным негативным последствиям: росту заболеваемости и увеличению расходов на выплату пособий; сокращению сети здравниц и безработице среди высвобождаемых из этой сферы работников; недоступности путевок для основной массы населения; отрицательно скажется на социально- экономическом положении городов-курортов.
Однако можно говорить о том, что по мере преодоления последствий социально-экономического кризиса в стране названные выше проблемы реформирования социального страхования будут решаться в полном объеме.
Глава 2. Современные аспекты развития системы социального страхования
2.1 Законодательные основы социального страхования
Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное
социальное страхование представляет
собой систему создаваемых
Основными принципами
осуществления обязательного
1. устойчивость финансовой системы обязательного
социального страхования, обеспечиваемая на
основе эквивалентности страхового обеспечения
и страховых взносов;
2. всеобщий обязательный характер социального
страхования, доступность для застрахованных
лиц реализации своих социальных гарантий;
3. государственная гарантия соблюдения
прав застрахованных лиц на защиту от
социальных страховых рисков и исполнение
обязательств по обязательному социальному
страхованию независимо от финансового
положения страховщика;
4. государственное регулирование системы
обязательного социального страхования;
5. паритетность участия представителей
субъектов обязательного социального
страхования в органах управления системы
обязательного социального страхования;
6. обязательность уплаты страхователями
страховых взносов в бюджеты фондов конкретных
видов обязательного социального страхования;
7. ответственность за целевое использование
средств обязательного социального страхования;
8. обеспечение надзора и общественного
контроля;
9. автономность финансовой системы обязательного
социального страхования.
Виды страхового
обеспечения по обязательному социальному
страхованию определены в ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ от 16 июля
1999 года 165-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ». Каждому виду
социального страхового риска соответствует
определенный вид страхового обеспечения.
2. Страховым обеспечением по отдельным
видам обязательного социального страхования
являются:
- оплата медицинскому
учреждению расходов, связанных
с предоставлением
- пенсия по старости;
- пенсия по инвалидности;
- пенсия по случаю потери кормильца;
- пособие по временной нетрудоспособности;
- пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
- пособие по беременности и родам;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- пособие по безработице;
- единовременное
пособие женщинам, вставшим на
учет в медицинских
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- пособие на санаторно-курортное лечение;
- социальное пособие на погребение;
- оплата путевок
на санаторно-курортное
1 января 2001 г.
в Российской Федерации с
Информация о работе Организация социального страхования в России