Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 08:49, курсовая работа
Основной целью написания данной работы является характеристика исполнения расходной части федерального бюджета через органы федерального казначейства. Для достижения этой цели предстоит решить ряд задач, которые составляют содержание.
Во-первых, следует определить роль и значение органов федерального казначейства в системе финансово-бюджетных отношений. Эту задачу предстоит решить по следующим направлениям исследования:
•охарактеризовать экономическое содержание и назначение расходов бюджета;
•проследить за историей возникновения и развития Казначейства в России;
•в соответствии с нормативными документами определить систему органов федерального казначейства в бюджетном процессе.
Во-вторых, необходимо рассмотреть оперативную деятельность органов казначейства по исполнению расходной части федерального бюджета по следующим направлениям:
•анализ исполнения расходов федерального бюджета в целом;
•анализисполнения федеральных целевых программ;
•анализ контрольной деятельности органов федерального казначейства.
Основными задачами отделов платежей являются:
1. Организация, осуществление и контроль за финансированием расходов федерального бюджета.
2. Краткосрочные прогнозирования
ожидаемых объемов
3. Сбор, обработка и анализ информации о состоянии расходной части федерального бюджета.
4 Осуществление контроля
за целевым использованием
Функции отделов платежей:
Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов.
Санкционирование расходов федерального бюджета включает в себя:
Финансирование расходов федерального бюджета включает разрешение и формирование платежного документа и осуществление самого платежа.
При значительном объеме работ по обслуживанию счетов федерального бюджета органы казначейства могут осуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между органами федерального казначейства и территориальными органами власти. Порядок заключения соглашения регулируется Правилами кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами федерального казначейства, утвержденным приказом Министерства финансов от 19.04.00 г. №46-н.
Таким образом, органы федерального казначейства являются, одновременно, активными участниками бюджетного процесса и важным техническим инструментом регулирования и контроля бюджетных средств бюджетной системы страны в руках государства.
Результаты эффективности применения данного инструмента в бюджетном процессе проанализируем в следующей главе.
2. Анализ работы органов
2.1 Анализ исполнения
До момента создания системы федерального казначейства в Российской Федерации действовала так называемая «банковская система» исполнения федерального бюджета. Перечисление бюджетных средств осуществлялось по схемам, представленным в Приложении 1 (в общем виде) и Приложении 2 (в детализированном виде).
Из приведенных схем следует, что до формирования системы казначейства финансирование расходов федерального бюджета осуществлялось через бюджетные счета министерств и ведомств в кредитных учреждениях. Эти органы государственного управления, являющимися главными распорядителями средств, в свою очередь перечисляли средства сметного финансирования своим подведомственным учреждениям и организациям – распорядителям средств второй степени. Распорядители средств второй степени использовали их на расходы своего учреждения или организации и осуществляли финансирование подведомственных нижестоящих распорядителей средств третьей степени и так далее по цепочке до конечного получателя бюджетных средств.
В этом бюджетном потоке полностью был утерян предварительный и текущий государственный контроль не только за своевременным прохождением, но и целевым использованием бюджетных средств. Таким образом, банковская система исполнения бюджета не отвечала основным требованиям контроля за расходованием средств и поэтому на ее смену должна была прийти качественно новая система.
С момента создания системы казначейства схема формирования расходов федерального бюджета изменилась. В настоящее время финансирование распорядителей и получателей бюджетных средств осуществляется по следующим схемам: Приложение 3 (в общем виде) и в Приложении 4 (в детализированном виде).
При финансировании расходов федерального бюджета через систему лицевых счетов, открытых в органах казначейства для получателей средств, существенно изменились взаимоотношения участников процесса расходования средств.
Во-первых, органы казначейства практически приняли на себя функции банковских учреждений на осуществление платежей по поручению получателей средств бюджета.
Во-вторых, введены предшествующие платежу процедуры контроля не только наличия средств на лицевом счете, но и права целевого расходования средств по статьям, а также подтверждение выполненных работ и оказанных услуг (см. Приложение 4).
Охарактеризуем систему исполнения расходной части федерального бюджета на примере работы Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю. Но для начала несколько слов об этой организации.
Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Управление федерального
казначейства по Хабаровскому краю несет
установленную
В своей деятельности УФК по Хабаровскому краю руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента России и Правительства Российской Федерации, а также приказами и распоряжениями Министерства финансов Российской Федерации.
Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю состоит из целой совокупности отделов и подразделений (см. Приложение 5).
В процессе исполнения федерального бюджета УФК взаимодействует с финансовыми, налоговыми органами и Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Хабаровскому краю. Это способствует улучшению координации работы органов федерального казначейства по обеспечению своевременности поступления доходов федерального бюджета и осуществление полного и качественного обслуживания расходной части бюджета.
В части исполнения расходной части бюджета УФК:
В структуре УФК по Хабаровскому краю за исполнением расходов бюджета следят следующие подразделения:
В 2000-2001 гг. УФК было профинансировано более 1500 бюджетных организаций и учреждений. В 2000-2001 гг. лимиты бюджетных обязательств, выделенные в соответствии с федеральными законами «О федеральном бюджете», были исполнены на 98,6% и 99,2% соответственно.
Основными статьями расходов федерального бюджета на территории Хабаровского края являются следующие (см. таблицу 2.1).
Наименование расходов |
Исполнение за 2000 г., тыс. руб. |
Процент от расходов, заложенных в федеральном бюджете |
Исполнение за 2001 г., тыс. руб. |
Процент от расходов, заложенных в федеральном бюджете |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Государственное управление и местное самоуправление |
348774432 |
1,1 |
544491,827 |
1,3 |
2. Национальная оборона |
3359672,27 |
1,6 |
8520683,028 |
4,0 |
3. Правоохранительная
деятельность и обеспечение |
2108069,159 |
1,9 |
2752651,675 |
2,1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4. Строительство |
395581,821 |
0,9 |
437579,133 |
1,0 |
5. Образование |
610277,404 |
1,6 |
997382,789 |
1,8 |
6. Финансовая помощь бюджетам других уровней |
2133679,87 |
2,1 |
4097817,88 |
2,2 |
Всего расходов |
10757719,187 |
1,1 |
19104498,22 |
1,6 |
К 2001 г. расходы федерального бюджета на территории Хабаровского края заметно возросли: индекс роста составил 1,8.
Работа органов федерального казначейства в основном сосредоточен на финансировании следующих бюджетных сфер (см. таблицу 2.2).
Наименование расходов |
2000 |
2001 |
1. Национальная оборона |
31,2 |
44,6 |
2. Правоохранительная
деятельность и обеспечение |
19,6 |
14,4 |
3. Образование |
5,8 |
4,6 |
4. Финансовая помощь бюджетам других уровней |
19,8 |
21,5 |
Всего расходов |
100,0 |
100,0 |
Можно сказать, что 50-60% работы УФК по Хабаровскому краю направлено на обеспечение финансовыми ресурсами силовые структуры Хабаровского края (федерального значения). Причем, почти 45% расходов в 2001 г. занимали расходы на национальную оборону и практически все средства идут на строительство и содержание вооруженных сил. Соответственно большая часть средств направляется на текущие расходы силовых структур – это, прежде всего, обеспечение денежным довольствием личного состава.
Финансированием силовых министерств и ведомств в УФК по Хабаровскому краю занимается специальный отдел обеспечения платежей вооруженных сил, правоохранительных органов и сил обеспечения безопасности государства.
Отдел участвует в организации исполнения федерального бюджета на территории края: