Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:41, курсовая работа
Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения и совершенствования.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
- исследовать состояние межбюджетных отношений России на различных уровнях бюджетной системы;
- выявить проблемы бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты формирования межбюджетных отношений 5
1.1. Сущность и принципы межбюджетных отношений 5
1.2 Социально-экономические аспекты межбюджетных отношений в процессе их исторического развития в России1
1.3. Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения 14
Глава 2. Особенности межбюджетных отношений в России 20
2.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов 20
2.2. Характеристика межбюджетных отношений регионов и муниципальных образований 26
Глава 3. Возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношений в России 30
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Приложения 36
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты формирования межбюджетных отношений 5
1.1. Сущность
и принципы межбюджетных
1.2 Социально-экономические
аспекты межбюджетных
1.3. Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения 14
Глава 2. Особенности межбюджетных отношений в России 20
2.1. Механизм
взаимоотношений федерального
2.2. Характеристика
межбюджетных отношений
Глава 3. Возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношений в России 30
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Приложения 36
Межбюджетные отношения выступают как отношения между субъектами бюджетных правоотношений по поводу формирования и исполнения соответствующих бюджетов. Они являются одним из основных инструментов преодоления последствий неравенств, проявляющихся в конечном счете в форме дефицита внутренних (собственных) доходных источников бюджетов.
«Межбюджетные отношения в Российской Федерации» – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Осуществление политических
и экономических преобразований
в России потребовало формирования
качественно новой бюджетной
системы, адекватной федеративному
устройству государства, разработки принципиально
иной модели межбюджетных отношений. Для
этого был отпущен
Несмотря на особое значение
в обеспечении эффективного функционирования
бюджетной системы такого инструмента
межбюджетного регулирования
Наблюдаемое сегодня многообразие схем горизонтального бюджетного выравнивания, используемых на субрегиональном уровне, выстроенных в основном эмпирическим путем, с одной стороны, свидетельствует о стремлении субъектов Федерации найти наиболее рациональную модель организации межбюджетных отношений на своей территории, с другой, о многоуровневом сложном характере межбюджетных отношений внутри субъекта Федерации, требующих адекватной методико-методологической поддержки.
Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения и совершенствования.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
- исследовать состояние межбюджетных отношений России на различных уровнях бюджетной системы;
- выявить проблемы бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения.
Объектом исследования является теоретические и практические вопросы функционирования системы межбюджетных отношений, их нормативно-правовая база.
Предметом исследования выступает
проблематика взаимоотношений бюджетов
различных уровней по поводу распределения
и перераспределения
Курсовое исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическим вопросам межбюджетных отношений, их сущности, принципам и нормативно-правовой основе. Во второй главе исследуются и анализируются взаимоотношения между федеральным, региональными и муниципальными бюджетами. В третьей главе определяются возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношений в России.
Распределительная (распределение ВНП) и контрольная функция обуславливает сущность бюджета как экономической категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических отношений, на основе которых планируются доходы и расходы государства.
Государственный бюджет страны
– основной финансовый план образования
и использования
Взаимосвязь между
отдельными звеньями бюджетной
системы, организацию и
Бюджетное устройство любой страны определяется формой государственно-правового устройства государства. Государственное устройство является элементом формы государства.
По своему устройству Российская
Федерация – суверенное, целостное,
федеративное государство, состоящее
из равноправных субъектов. Их несколько
видов: республики, края, области, автономная
область, автономные округа, города федерального
значения. Поэтому в стране должен
выполняться принцип бюджетного
федерализма. В мировой практике
сущность бюджетного федерализма определяется
как нормативно-
Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
1) федерального бюджета
и бюджетов государственных
2) бюджетов субъектов
Российской Федерации (
3) местных бюджетов, в том числе:
бюджеты муниципальных районов,
бюджеты городских округов, бюджеты
внутригородских муниципальных
образований городов
бюджеты городских и сельских поселений.
Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующий год представляет собой консолидированный бюджет РФ.
Рис.1.1. Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ
Характер взаимодействия
бюджетов различных уровней между
собой, его нормативно-правовое закрепление,
уровень централизации и
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Конечная цель межбюджетных
отношений и бюджетного федерализма
состоит в обеспечении
Для централизованной бюджетной
системы характерна высокая степень
концентрации налоговых и иных поступлений
в федеральном бюджете, средства
которого в ходе так называемого
межбюджетного выравнивания перераспределяются
между нижестоящими бюджетами путем
предоставления им разнообразных субсидий.
Такая система позволяет
Децентрализация бюджетной
системы, уменьшающая концентрацию
бюджетных доходов в «центре»,
соответственно сокращает объем
перераспределяемых средств, но почти
никогда не избавляет полностью
от необходимости применения механизмов
межбюджетного выравнивания. Это
обусловлено минимум двумя
Несбалансированность бюджетов «по вертикали» определяется тем, что объем функций, возлагаемых на субфедеральные органы власти, как правило, превышает их возможности по финансированию необходимых расходов за счет закрепленных доходных источников.
Несбалансированность бюджетов
«по горизонтали» связана с неравномерностью
экономического развития территорий,
соответственно дифференциацией их
доходных (налоговых) потенциалов (различия
доходных возможностей крупных и
малых городов, урбанизированных и
сельских районов). Указанные различия
возникают в силу не зависящих
от самих территорий причин: отсутствия
природных ресурсов, неблагоприятной
демографической структуры
Основной инструментарий межбюджетного выравнивания – межбюджетные трансферты. Трансферты выделяются территориальным бюджетам из созданных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных фондов (фонды финансовой поддержки территорий, фонды территориального развития и др.).
Современную систему бюджетных
взаимоотношений в Федерации
предопределила принятая в 1993 г. Конституция
РФ. Все крупные национально- и административно-
Конституция закрепила состав субъектов Российской Федерации. В нее вошли 89 субъектов: 21 республика, 10 автономных округов, 6 краев, 1 автономная область, 49 областей и 2 города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Все субъекты Федерации признаны равноправными между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Межбюджетные отношения основываются на принципах:
• распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
• разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
• равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
• выравнивания уровней
минимальной бюджетной
• равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных доходов и расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты.
Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ предполагает два момента. Во-первых, каждый уровень бюджетной системы – федеральный, региональный или местный бюджет – имеет равные права на закрепление за ним части либо полностью доходов, определенных бюджетным законодательством. Во-вторых, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять объем расходов и направления расходования средств соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.
Информация о работе Особенности межбюджетных отношений в России