Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:24, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время в стране проводится бюджетная реформа, российская экономика переходит на рыночные отношения, постепенно интегрируется в мировое хозяйство и международные финансовые структуры, осуществляется децентрализация внешнеполитических связей российских предприятий с зарубежными партнерами. Вместе с тем процессы налаживания механизмов бюджетного регулирования сопровождаются значительным количеством соответствующих нарушений. Все вышеизложенное позволяет утверждать, что данная тема на сегодняшний день пользуется актуальностью.
Цель настоящей работы - проанализировать ответственность за нарушения бюджетного законодательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…...…..3
Финансовая ответственность…………………………………….………..5
Административная ответственность…………………………………….10
Уголовная ответственность………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………….………22
Список используемой литературы………………………………………….…..23

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Бюджетная система РФ»

по теме: «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент 

группы ГМФ-12 Сб

Ф.И.О Климов А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение………………………………………………………………….…...…..3

  1. Финансовая ответственность…………………………………….………..5
  2. Административная ответственность…………………………………….10
  3. Уголовная ответственность………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………….………22

Список используемой литературы………………………………………….…..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

 

В настоящее время  в стране проводится бюджетная реформа, российская экономика переходит на рыночные отношения, постепенно интегрируется в мировое хозяйство и международные финансовые структуры, осуществляется децентрализация внешнеполитических связей российских предприятий с зарубежными партнерами. Вместе с тем процессы налаживания механизмов бюджетного регулирования сопровождаются значительным количеством соответствующих нарушений.

В этой связи на передний план выдвигается необходимость  совершенствования норм и порядка  привлечения к ответственности  за нарушения бюджетного законодательства.

В настоящее время  ответственность за нарушение бюджетного законодательства регламентируется частью четвертой Бюджетного кодекса РФ Бюджетный кодекс Российской Федерации  от 31.07.1998 N 145-ФЗ  (ред. от 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823., где перечисляются виды правонарушений, а также санкции за данные нарушения.

Ответственность за бюджетные  нарушения предусмотрена также  Кодексом РФ об административных правонарушениях  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ  (ред. от 04.06.2011) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1. и Уголовным кодексом РФ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.05.2011) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.. Считаем, проблемным является то, что бюджетное законодательство имеет комплексный характер, что подтверждается наличием в БК РФ значительного количества бланкетных норм, отсылающих к КоАП РФ и УК РФ.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что данная тема на сегодняшний день пользуется актуальностью.

Цель настоящей работы - проанализировать ответственность  за нарушения бюджетного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ФИНАНСОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

 

 

Понятие  бюджетного правонарушения содержится в самой ст. 281 ч. 1 БК РФ и определяется как неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Общественная опасность бюджетного правонарушения состоит в причинении вреда (или угрозе причинения вреда) отношениям, возникающим в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Состав нарушения бюджетного законодательства также отличается от общепринятого в юридической  науке. Так, существуют различия субъективной стороны административного правонарушения и нарушения бюджетного законодательства.

Субъективной стороны для нарушения бюджетного законодательства не существует, и в отношении физического лица - должностного лица, и в отношении юридического лица.

Вина в ряде случаев при применении мер принуждения, как то: вынесение  предупреждения о нарушении бюджетного законодательства, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, начисление пени, не имеет значения, ввиду того, что перечисленные санкции являются мерами, применяемыми собственником - государством для восстановления нанесенного ему ущерба. Единственным исключением из общего правила, то есть мерой принуждения, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства только в судебном порядке, является наложение штрафа.

Из чего можно заключить, что  нарушения бюджетного законодательства по своему объекту, субъективной стороне, а также по составу мер принуждения в значительной степени отличаются от административных правонарушений.

В ст. 282 БК РФ представлен перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства. Перечень мер финансовой ответственности законодатель оставляет открытым, так как статья содержит отсылочную норму, позволяющую применять и иные меры ответственности, предусмотренные БК РФ и федеральными законами.

Первым в списке мер  принуждения (санкций) обозначено предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Эту санкцию следует отнести к числу превентивных мер. Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 284 БК РФ руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов обладают правом применения данной меры ответственности в отношении руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств. А руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) вправе выносить предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджета в отношении руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств.

Анализ главы 28 БК РФ позволяет  установить, что такая мера принуждения, как вынесение предупреждения о  ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, установлена за следующие нарушения  бюджетного законодательства:

- непредоставление либо  несвоевременное предоставление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением (ст. 292);

- несвоевременное доведение  уведомлений о бюджетных ассигнованиях  и лимитах бюджетных обязательств  до получателей бюджетных средств (ст. 294);

- несоответствие бюджетной  росписи расходам, утвержденным  бюджетом (ст. 295);

- несоответствие уведомлений  о бюджетных ассигнованиях и  лимитах бюджетных обязательств  бюджетной росписи (ст. 296);

- финансирование расходов  сверх утвержденных лимитов (ст. 297);

- предоставление бюджетных  кредитов, бюджетных ссуд с нарушением  установленного порядка (ст. 298);

- предоставление бюджетных  инвестиций с нарушением установленного  порядка (ст. 299);

- предоставление государственных  или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка (ст. 300);

- осуществление государственных  или муниципальных закупок с  нарушением установленного порядка  (ст. 301);

- нарушение запрета  на размещение бюджетных средств  на банковских депозитах либо  передачу их в доверительное управление (ст. 302);

- за несвоевременное  осуществление платежных документов  на перечисление бюджетных средств  на лицевые счета получателям  бюджетных средств (ст. 306).

Следующей мерой принуждения  является блокировка расходов. Блокировку расходов можно рассматривать как сокращение лимитов бюджетных обязательств либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств. Данное действие влечет за собой невозможность расходования средств бюджета, уже выделенных в виде бюджетных ассигнований. Изъятие бюджетных средств можно отнести к правовосстановительным мерам, то есть мерам, которые направлены в первую очередь на предотвращение потери средств бюджета соответствующего уровня бюджетной системы.

Право приостановления  операций по счетам в кредитных организациях. Часть 3 ст. 284 БК РФ закрепляет право руководителей Федерального казначейства, его территориальных органов (в соответствии с их полномочиями) приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством РФ случаях в порядке, установленном Правительством РФ, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

Данная мера ответственности  является наиболее распространенной и  применяется в качестве санкции  за нарушения бюджетного законодательства в семнадцати статьях главы 28 БК РФ: ст. ст. 289 - 306.

Начисление пени производится в следующих случаях, установленных Бюджетным кодексом:

- невозврата или несвоевременного  возврата бюджетных средств, полученных  на возвратной основе (ст. 290);

- неперечисления или  несвоевременного перечисления  процентов (платы) за пользование  бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 291);

- несвоевременного исполнения  платежных документов на перечисление  средств, подлежащих зачислению  на счета бюджетов (ст. 304);

- несвоевременного исполнения  платежных документов на перечисление  бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств (ст. 305). К числу иных мер, применяемых в соответствии с БК РФ и федеральными законами, можно отнести:

- сокращение или прекращение  других форм финансовой помощи  из соответствующего бюджета,  в том числе представление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет (ст. 290);

- выплату компенсации  в размере недофинансирования (ст. 293).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

 

 

Действующим КоАП РФ установлена  административная ответственность только за три вида из 18 нарушений бюджетного законодательства, перечисленных в главе 28 БК РФ. Составы этих административных правонарушений содержатся в ст. 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов», ст. 15.15 «Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе» и ст. 15.16 «Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами» КоАП РФ.

Перечисленные статьи корреспондируют  со статьями БК РФ (ст. 289 - 291). Кроме того, статья 19.7 «Непредставление сведений (информации)» КоАП РФ поглощает собой ст. 292 «Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением» и ст. 294 «Несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств» БК РФ.

В соответствии со ст. 23.7 КоАП РФ рассматривать  дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14 - 15.16 КоАП РФ, вправе органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. В частности, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) рассматривает дела в отношении получателей средств федерального бюджета и получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. От ее имени вправе рассматривать дела: руководитель Росфиннадзора, его заместители; руководители структурных подразделений Росфиннадзора, их заместители; руководители территориальных органов Росфиннадзора, их заместители.

Дела о правонарушениях, предусмотренных  ст. 19.7 КоАП РФ, рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1). Протоколы об указанных  правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ вправе составлять должностные лица большинства органов исполнительной власти, обладающих правом административной юрисдикции.

Использование бюджетных ассигнований по смете бюджетного учреждения контролируется не только с точки зрения процедуры (в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, при соблюдении условия предварительного учета бюджетных обязательств и т.п.), но и целевого назначения (на цели, предусмотренные бюджетной росписью и по соответствующему коду экономической классификации бюджетов Российской Федерации).

Объектом правонарушения являются финансовые интересы государства, правила  финансового обеспечения субъектов  предпринимательской деятельности, порядок расходования государственных  средств, установленные Бюджетным  кодексом РФ.

Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств получателями бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Под получателями бюджетных средств понимаются бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Распространенными видами нецелевого использования являются направление  выделенных из федерального бюджета  средств на депозитные счета, приобретение депозитных сертификатов, а также различных ликвидных активов с целью их последующей продажи, извлечения прибыли, перераспределение средств с одного кода бюджетной классификации на другой в пределах утвержденной сметы, произведенное без разрешения собственника (распорядителя) таких средств. Зачастую средства расходуются на приобретение подарков к юбилеям, проведение праздников, премирование, заграничные поездки и т.д. Встречаются случаи использования выделенных бюджетных средств по их прямому назначению, но с превышением установленных размеров (ставок, тарифов). Так, в ходе проверки органами финансового контроля установлены факты излишне и ошибочно выплаченных Сбербанком России сумм компенсаций отдельным категориям граждан, что было расценено как нецелевое использование средств федерального бюджета.

Информация о работе Ответственность за нарушение бюджетного законодательства