Первые государственные образования и истоки государственности в IV—XII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:32, доклад

Краткое описание

Возникновение первых государственных образований на территории Беларуси, безусловно, тесно связано со славянским расселением и колонизацией Европы. Начало его приходится на последнее Великое переселение народов, когда под ударами кочевых племен в IV—VI вв. н. э. славяне двинулись на юг, запад и восток Европейского континента. В V—VII вв. н. э. началось постепенное освоение восточно-европейского региона славянами, которые впервые появились в Южной и Центральной Беларуси. Они большими группами двигались на север от р. Припять вдоль Днепра, Двины, Березины и Немана, заполняя всю территорию современной Беларуси, оттесняя и ассимилируя балтские племена.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ИСТОКИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В IV.docx

— 50.78 Кб (Скачать файл)

ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ОБРАЗОВАНИЯ И ИСТОКИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ  В IV—XII вв.

 

Возникновение первых государственных  образований на территории Беларуси, безусловно, тесно связано со славянским расселением и колонизацией Европы. Начало его приходится на последнее  Великое переселение народов, когда  под ударами кочевых племен в IV—VI вв. н. э. славяне двинулись на юг, запад и восток Европейского континента. В V—VII вв. н. э. началось постепенное  освоение восточно-европейского региона  славянами, которые впервые появились  в Южной и Центральной Беларуси. Они большими группами двигались  на север от р. Припять вдоль Днепра, Двины, Березины и Немана, заполняя всю территорию современной Беларуси, оттесняя и ассимилируя балтские племена.

 

Союзы этих племен и стали  предшественниками первых государственных  образований. Они относились к группе восточнославянского этноса и представляли собой не родовые племена, как  это было в предшествующую эпоху  железного века, а этно-социальные, объединенные общей культурой своеобразные протонародности с зародышами классовой  и государственной системы [2, с. 125—135]. Дреговичи, кривичи и радимичи сыграли  главную роль не только в складывании  современного белорусского этноса, но и в образовании древнейших государственных  структур на территории современной  Беларуси. Под своими именами-названиями они упоминаются в письменных источниках до середины XII в. [2, с. 136—146]. Родоплеменная иерархия уступила место  политической. Возникли княжества —  наидревнейшие протагосударственные территориально-административные единицы. На вершине политической пирамиды стояли князья, которые на первых этапах избирались, а потом передавали свой титул  по наследству. Таким образом, этнокультурные сообщества славян и ассимилированных ими балтов перешли в новое  качество своего развития — государственный  период. Их основой была территориальная  и культурная общность племенных  объединений, указанных в «Повести временных лет» .

 

Древнерусское государство (Киевская Русь). В IX в. в Восточной  Европе образовалось огромное и исторически  важное для всех восточных славян территориально-политическое объединение  — Древнерусское государство, описанное  персами, арабами, византийцами, воспетое в летописях. Киевская Русь — это  историче¬ская юность и молодость  трех восточнославянских народов —  украинского, белорусского и русского [3, с. 235—246; 4, с. 13—20]. Ее история охватывает период примерно с 800 г. до 1132 г., когда  «раздралася вся Русская земля». При Владимире I Древняя Русь достигла наибольшего могущества, завершилось  объединение восточных славян под  властью Киева. Безопасность государства  была достигнута укреплением отношений  с мировой державой того времени  — Византийской империей, принятием  в 988 г. христианства и вокняжением  в региональных столицах сыновей  киевского князя. Сын Владимира  и Рогнеды Изяслав получил  полоцкий трон [5, с. 165]. Коллеги из украинского  Института археологии доказали, что  «уже в IХ—Х ст. древние межплеменные восточнославянские союзы — поляне, древляне, северяне, кривичи, волыняне, дреговичи, уличи, дулебы, словене и  другие — образовали великое этническое сообщество — народность, которая получила название «рода Русского», «Руси» [3, с. 241]. Археологи Института истории НАН Беларуси считают, что «в период развития феодализма происходил процесс формирования и развития единой древнерусской народности на всей территории Восточной Европы. Земли и население современной территории Беларуси также были втянуты в этот процесс и являлись составной частью этого этнического сообщества» [6, с. 13].

 

После Владимира I на Руси наступило  время политических конфликтов и  вражеских нашествий. Процесс распада  единого государства был обусловлен многими причинами, но зафиксирован договором, подписанным князьями в 1097 г. в Любиче: «Да ноне отселе имемся в едино сердце, и блюдем Русскые  земли; каждо да держить отчину свою. И целовавшееся пойдоша в свояси (да отныне объединимся единым сердцем  и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной  своей. И попрощавшись, пошли восвояси)» [5, с. 212]. На съезде в Любече полоцкого  суверена Вячеслава Брячеславовича по прозвищу Чародей не было, — он уже давно (с 1044 г.) «владел и княжил»  Полоцкую землю независимо от Киева [5, с. 184].

 

Полоцкое княжество. Первые исторические сведения о Полоцке  летописи относят к 862 г. Князь Рогволод «Держал, владел и княжил Полоцкую землю», что свидетельствует о завершении первого этапа становления государства. Были определены границы этой земли, утвердилась политическая система, внутренние хозяйственные отношения. Процесс создания государственности  времен Рогволода совпал с аналогичными процессами у чехов, моравов, хорватов, славенцев, поляков, а также с  созданием первых централизованных государств в Дании, Швеции и Норвегии. Города Полоцкой земли были не только центрами пребывания княжеской администрации (региональными столицами), они выполняли  также сакральные, оборонительные, торговые и ремесленные функции. В XII—XIII вв. монахам-летописцам было известно о существовании на территории современной  Беларуси 36 городов.

 

В «Повести временных лет» встречается термин «полочане» одновременно с эндоэтнонимом жителей Полоччины  — «кривичи». Тем самым летопись констатирует племенное территориальное  самоопределение части кривичей (в отличие от псков¬ско-изборских  и смоленских) на основе создания отдельного княжества со столицей в Полоцке [5, с. 127—133]. Большинство современных  исследователей соглашаются, что название «полочане» «является территориальным», а не этниче¬ским [6, с. 14].

 

Экономической основой Полоцкой земли, кроме традиционного земледелия, было ремесло, торговля и выгодное геополитическое  положение княжества. Центральное  место в торговых отношениях Полоцка  с Европой , Византией, странами арабского  Востока, Персией отводилось знаменитому  пути «из варяг в греки». Одно из крупнейших ответвлений этого  пути проходило по Двине через  Полоцк.

 

Идеологическим фундаментом  государства на начальном этапе  было язычество, близкое как славянам, так и балтам, а с 988 г. — христианство, но с терпимым отношением к прежним  традициям. Основным вопросом внешней  политики Полоцкой земли была борьба за геополитическое лидерство и  использование выгод от трансевропейских торговых путей. Это приводило к  военно-политическим конфликтам Полоцка  с Новгородом и Киевом. В XII в., несмотря на фактическую раздробленность  Полоцкой земли, ее по-прежнему нередко  рассматривали как целостное  государство. Тогда же в общественно-политической жизни Полоцкой земли начались большие  перемены. Активизировалось вече —  общее собрание горожан, которое  было и высшей судебной инстанцией. Развилось многоукладное хозяйство. Родоплеменное производство и рабовладение уступали место феодальным отношениям. Дань была заменена феодальной рентой, появились вотчины и волости, разрушился патриархальный уклад, в  городах создавались первые цеховые  организации. Между «старшими» и  «младшими» князьями устанавливались  вассальные отношения.

 

В 1201 г. с разрешения полоцкого  князя Владимира в устье Двины  немецкие рыцари-крестоносцы и миссионеры основали Ригу. Это стало началом  конца самостоятельности Полоцкой земли. Сопротивляясь внешней агрессии, Полоцк вынужден был пойти на союз с Новгородом и Литвой. В конце 50-х — начале 60-х гг. ХІІІ в. на полоцком княжении появляется первый литовский князь Товтивил. Так  начался новый период существования  Полоцких земель — в составе Великого княжества Литовского (ВКЛ) [2, с. 224—229].

 

Туровское княжество. Туровская  земля образовалась в пределах расселения дреговичей — в бассейне реки Припять. Туров впервые упоминается в 980 г. [5, с. 154]. Туровщина сначала развивалась  как самостоятельное государственное  образование со всеми соответствующими институтами. Она занимала не все  этнические земли дреговичей, а только те, которые находились преимущественно  в непосредственной близости от Припяти: с городами Туровом, Пинском, Слуцком, позже — Брестом. Дреговичские земли  вокруг Минска принадлежали Полоцку, юг и восток Брагин¬ской волости  — Киеву, Речицкая — Чернигову, часть  земель на западе принадлежала владимиро-волынским  князьям. В 988 г. киевский князь Владимир выделил Туров своему третьему сыну Святополку [5, с. 165]. Туровский «стол» рассматривался как своеобразный трамплин для утверждения в Киеве. Роль Туровского княжества была очень  весомой. Общепризнанно, что княжество  принадлежало только старшей ветви  династического древа. В середине XII в. шла активная борьба за владение Киевом. Вместе с городом из рук  в руки переходил и Туров. Однако в 50-х гг. на туровском престоле оказался князь Юрий Ярославич, который вернул княжество во владения законной наследственной династии Изяславичей. В конце XIII —  начале XIV в. Туровская земля была присоединена к ВКЛ [2, с. 190—195].

 

Земли белорусского Понеманья. Государственные образования складывались и в белорусском Понеманье  вокруг городов Новогрудок и Гродно. Во второй половине XII в. в самостоятельные  административные единицы выделяются ряд земель-княжеств: Слонимское, Волковысское, Свислоч¬ское, Городенское, Новогрудское. Так, Новогрудок существовал уже в конце X в., а в XI—XII вв. стал крупным торгово-ремесленным городом. Гродно упоминается в первой половине XII в.

 

Проводя самостоятельную  политику, новогрудские и гродненские  князья, время от времени выступали  в качестве союзников то Полоцка, то Киева, то галицко-волынских правителей. В результате этнический литовец  князь Миндовг был приглашен  на княжение в Новогрудок, а в 1253 г. короновался, приняв крещение от рим¬ского  папы Иннокентия IV. На полоцком престоле восседал литовец князь Товтивил. Начинался новый период собирания  славянских земель вокруг Новогрудка.

 

Таким образом, в раннефеодальный  период были заложены основы государственного, экономического и культурного развития земель Беларуси. И все же возникает  вопрос — являлось ли Полоцкое княжество  формой национальной государственности? Сегодня историческая наука имеет  основания утверждать: Полоцкое княжество  — это первая форма государственности, сложившаяся на территории Беларуси, но не национальная и не единственная. Почему не национальная? Вновь обратимся  к летописи, где указывается: «Вот кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане» [5, с.128 ]. Летописец  уточняет, что это племена народа одного языка, который ныне называется русским. Полоцкое княжество — это  ни что иное, как Полоцкая Русь. Поэтому  Древнерусское государство (Киевская Русь) — в равной степени начальная  историческая форма государственности  белорусов, русских, украинцев.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ  ФОРМИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОСТИ И ИДЕИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССАХ XIII—XXI вв.

 

Благодаря наличию основ  государственности в X—XII вв. белорусские  земли и в составе ВКЛ не потеряли широкой автономии во внутреннем управлении. Новая — литовская  — власть была достаточно слабой и  не имела ресурсов для физического  подавления и культурной ассимиляции  политических и экономических славян¬ских  элит. Полоцкая и Витебская земли  сохранили свои территориальные  границы, а их жители имели областной  характер подданства. В жалованных грамотах великих князей литовских  жителям указанных земель содержалась  гарантия в том, что они не будут  переселяться в другие регионы ВКЛ. Военнообязанные названых земель составляли особые ополчения, находившиеся в ведение  местных военачальников. На ратном поле эти ополчения также располагались  отдельно. Таким образом, областное  деление ВКЛ имело политический характер.

 

Политическая самостоятельность  отдельных славянских земель проявлялась  в том, что великий князь назначал на должность руководителей этих областей в зависимости от их «воли». Собрания (веча, сеймы), собиравшиеся в  этих землях, были призваны решать вопросы, связанные с общегосударственными потребностями. Занимались они и  законодательной деятельностью: рассматривали  судебные дела. Полоцкая земля имела  полномочия на заключение торговых договоров  с соседними государствами. Автономия  названых областей основывалась на существовании  в них сильной и солидарной местной элиты из числа местных  землевладельцев.

 

Кроме Полоцкой и Витебской  земель значительной самостоятельностью пользовались и отдельные белорусские  княжества: Слуцкое, Мстиславское, Пинское. На постах среднего звена местных  руководителей находились феодалы  славян¬ского происхождения, к общегосударственному управлению активно привлекались и  представители белорусской знати. Они входили в состав панов-рады — высшего государственного совета ВКЛ, имевшего расширенные распорядительно-исполнительные функции. Законодательный орган  — сойм ВКЛ, также включал в  себя этнических белорусов. Два государственных  учреждения центрального аппарата —  канцелярия и скарб (казна) — комплектовались  выходцами из белорусских земель.

 

Длительное время культурная жизнь в ВКЛ проходила в  этнославянских формах. Литовские князья (в том числе Гедиминовичи) и  знать подвергались влиянию местных  традиций, языковых форм, обычаев, принимали  православную веру. Многие из них стали  последователями православной религии. Языком государственного общения, в  том числе и для литовцев, был  старобелорусский язык — официальный  язык государства. Большинство документов XIV—XVI вв., выходивших из недр канцелярии ВКЛ, было написано на этом языке. На нем  были составлены основные законы ВКЛ, в том числе его Статуты 1529, 1566, 1588 гг., изданы шедевры белорусской  письменности XVI в., он являлся языком межнационального общения.

 

В результате сложных социально-экономических, политических и этнических процессов, которые происходили на белорусских  землях в XIV—XVI вв., сформировалась самостоятельная  этносоциальная общность — белорусский  народ. Он имел свою историческую территорию, право, правящую элиту, язык, этническое самосознание, духовно-культурные ценности и общность хозяйственной жизни. Исторические имена нашего народа и  государства — «белорусы», «Беларусь» — имеют многовековую историю [7, с. 307]. Исследование их происхождения  и структурно-смыслового содержания осложняется по ряду объективных  причин: во-первых, эти термины не упоминаются в национальных письменных источниках XII—XV вв., во-вторых, в этот период они не отражались в официальных  нормативных актах и самосознании местного населения, проживавшего на белорусских  землях.

 

Византийские, английские, немецкие, итальянские, чешские, польские источники XIII—XVI вв. определяют территорию Белой  Руси. К ней относят обширный регион в пределах Полоцка—Витебска—Турова—Пскова—Новгорода—Киева—Москвы. Впервые название «Белая Русь» было отмечено составителями «Дублин¬ской рукописи» (Ирландия) и датируется второй половиной XIII в.

 

В XIV—XVI вв. понятия «Белая Русь—Беларусь—белорусы» эволюционно  за¬креплялись в сфере политики и межконфессиональных отношений, приобретали широкую известность  и затем воспринимались населением в качестве имени собственного при  определении этноконфессиональной принадлежности и места жительства (малой родины). В конце XV в. понятие  «Белая Русь» как географическое, так и этническое, начинает связываться  с землями Полотчины, которые  находились в составе Великого княжества  Литовского. В XVI в. польский историк  М. Кромер в своих трудах «История поляков» (1555) и «Польша» (1575) первым применил термин «Белая Русь» только в отношении территории современной  Беларуси.

 

Затем М. Стрыйковский в своей  «Хронике» (1582) одним из первых ввел в научный оборот этноним «белорусы» в близком к современному значении. После заключения Люблинской (1569) и  особенно Брестской (1596) уний та часть  населения Витебщины и Могилевщины, которая сохранила верность православию, стала именовать себя «белорусцами»  или «белорусами» уже на более  постоянной основе, особенно при посещении  ими Московии и Священной Римской  империи. В документах XVII в. появились  такие понятия, как «белорусская православная епархия», «белорусский епископ». Впервые эти понятия  отмечены в 1623 г. в документах Варшав¬ского сейма, в 1675 г. — в правовых актах  короля Яна Собеского, они зафиксированы  в статьях «вечного мира» 1686 г. между  Речью Посполитой и Россией [7, с. 307].

Информация о работе Первые государственные образования и истоки государственности в IV—XII вв