Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:31, курсовая работа
Перед собой мы поставили цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.
Введение…………………………………………………………………………...4
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ………………………………………..…7
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………..…7
1.2.Организационные основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления………………10
1.3.Принципы построения бюджетной системы………………………………15
1.4.Бюджетная классификация в РФ……………………………………………22
2.Характеристика бюджетной системы РФ……………………………………29
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ……………………………………………………………………………...….30
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ на примере Кировской области……………………………………………………………………………33
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления…………………………………………………..…..37
2.4.Государственные внебюджетные фонды в РФ……………………………41
3.Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения…………………………………………………………………………..49
3.1.Укрепление доходной базы реструктуризация расходов бюджетов разных уровней……………………………………………………………………….…55
3.2.Проблеммы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………...58
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в РФ………………………………………………………62
Заключение……………………………………………
- органы государственной
власти субъектов РФ в
- органы местного
- органы государственной
власти субъектов РФ (законом
субъекта РФ о бюджете
- органы государственной
власти субъектов РФ обязаны
установить единые и (или)
- органы государственной
власти городов федерального
значения Москвы и Санкт-
Вопрос об уровне собственных
(ранее закрепленных) бюджетных доходов
является одним из ключевых при определении
бюджетной самостоятельности
Изменение налогового и бюджетного законодательства привело к увеличению централизации доходных источников в пользу региональных бюджетов. Пропорции формирования доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ между региональными и местными бюджетами изменились с 60% и 40% в 2005 г. на 70% и 30% в 2006 г. соответственно.
3.2. Проблемы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения.
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов большое значение имеет сбалансированность доходов и расходов, т. е. в бюджете любого уровня должно выполняться условие где — общая сумма доходов и расходов бюджета (федерального, регионального, местного) соответственно.
В процессе исполнения бюджета может возникнуть ситуация, при которой сумма доходов превысит сумму расходов, такое явление в бюджете называют профицитом. Если в процессе исполнения бюджета обнаружится превышение расходов над доходами, такое состояние называют
дефицитом.
Если в процессе исполнения бюджета окажется, что доходы и расходы сопоставимы, бюджет называют бездефицитным.
Бюджеты всех уровней составляются и утверждаются, как правило, без профицита. В случае, если в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов обнаружится профицит бюджета, то до его утверждения производится его сокращение по схеме:
• сокращается привлечение доходов от продажи государственной и муниципальной собственности и/или доходов от реализации государственных запасов и резервов;
• предусматривается направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
• предусматривается увеличение расходов бюджета;
• сокращаются налоговые доходы бюджета.
Если оказывается, что доходы превышают расходы без учета расходов на обслуживание государственного долга, то профицит называют первичным. В этом случае обслуживание государственного долга превышает сумму дефицита бюджета.
Для финансирования дефицита
бюджета предусматриваются
В процессе исполнения бюджета размер дефицита федерального бюджета не должен превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга. Текущие расходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов не могут превышать объема их доходов. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема дохода бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема дохода местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
а) внутренние источники:
• кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;
• государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
• бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;
• поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
• сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
• изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.
б) внешние источники'.
• государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
• кредиты правительств иностранных государств;
• кредиты банков и фирм иностранных государств;
• кредиты международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются только внутренние источники в виде:
• государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
• бюджетных кредитов, получаемых от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
• кредитов, получаемых от кредитных организаций;
• поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;
• изменений остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть только внутренние источники в виде:
• муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
• бюджетных кредитов, получаемых от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
• кредитов, получаемых от кредитных организаций;
• поступлений от продажи имущества, находящейся в муниципальной собственности;
• изменений остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
Особенность внутренних источников финансирования бюджетного дефицита связана с тем, что Правительство РФ постоянно увеличивает сроки заимствования на внутреннем рынке, что, естественно, приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения государствен-
ных ценных бумаг с различными сроками погашения. Подобная практика снижает уровень доверия юридических и физических лиц, являющихся инвесторами на рынке ценных бумаг. Гарантии стабильности ценных бумаг, в том числе по срокам погашения, означают не только доверие к правительству, но и поддержание минимальных рисков вложений на длительную перспективу.
Внешние источники финансирования
бюджетного дефицита обеспечивают поступление
иностранной валюты в бюджет на финансирование
текущих расходов и импортных
закупок. Улучшению структуры внешних
заимствований в значительной степени
способствует получение кредитов от
ведущих международных
Информация о работе Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения