Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:31, курсовая работа
Перед собой мы поставили цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.
Введение…………………………………………………………………………...4
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ………………………………………..…7
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………..…7
1.2.Организационные основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления………………10
1.3.Принципы построения бюджетной системы………………………………15
1.4.Бюджетная классификация в РФ……………………………………………22
2.Характеристика бюджетной системы РФ……………………………………29
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ……………………………………………………………………………...….30
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ на примере Кировской области……………………………………………………………………………33
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления…………………………………………………..…..37
2.4.Государственные внебюджетные фонды в РФ……………………………41
3.Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения…………………………………………………………………………..49
3.1.Укрепление доходной базы реструктуризация расходов бюджетов разных уровней……………………………………………………………………….…55
3.2.Проблеммы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………...58
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в РФ………………………………………………………62
Заключение……………………………………………
К безвозмездным доходам, поступающим в федеральный бюджет, относят:
• безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;
• безвозмездные перечисления международных организаций и правительств иностранных государств;
• перечисления по взаимным расчетам по передаче средств между бюджетами различных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве. Денежные средства считаются зачисленными в доход федерального бюджета с момента совершения ЦБ РФ или кредитной организацией операций по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего федеральный бюджет. Доходы федеральных целевых внебюджетных фондов, входящих в федеральный бюджет РФ, обособленно учитываются в доходах соответствующих фондов по ставкам, установленным налоговым законодательством, и распределяются между федеральным и территориальными внебюджетными фондами по нормативам, определенным Федеральным законом "О федеральном бюджете на финансовый год".
Расходы бюджета представляют собой распределение и использование финансовых средств, аккумулированных в доходной части федерального бюджета на основании закона о бюджете на очередной финансовый год.
Формирование расходов бюджетных средств любого уровня бюджетной системы базируется на единой методологической основе, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности и финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ и законом РФ. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджета обеспечивают выполнение текущих задач, например, таких как функционирование органов власти, оказание помощи другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Капитальные расходы бюджета связаны с расширенным воспроизводством и выделяются на создание или увеличение имущества, обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности. К ним относятся расходы на инвестирование капитальных ремонтов, выделение кредитов на инвестиционные программы и т. д. В составе капитальных расходов бюджета формируется бюджет развития.
2.2. Бюджеты субъектов
РФ и их роль в формировании
региональных социально-
В последние годы в значительной степени возрастает роль и значение региональных органов власти в развитии регионов, социальном обеспечении населения, решении хозяйственных вопросов на территориальном уровне. Региональные бюджеты, или бюджеты субъектов РФ, становятся основным звеном, предназначенным для финансового обеспечения задач регионов и выполнения функций государственными органами управления субъектов РФ. Анализ деятельности федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ свидетельствует, что центр тяжести перемещается от центра к
регионам. Поэтому роль региональных
бюджетов усиливается, а сфера их
влияния расширяется. Государство
через региональные бюджеты пытается
активно проводить
субъектов РФ стремится к выравниванию уровней социального и экономического развития территорий.
Безвозмездные средства на
2011 год по Кировской области
В 2011 году финансовые ресурсы сконцентрированы на ключевых моментах бюджетной политики, направленных на решение важнейших социальных задач и вопросов по поддержке экономики области в целях сохранения и укрепления наметившихся показателей экономического роста.
Расходная часть бюджета сформирована с учетом следующих основных подходов.
В целях повышения
Увеличена доля расходов, запланированных по программно-целевому методу. Расходы на реализацию ведомственных и областных целевых программ составили почти 91% от общего объема расходов областного бюджета.
При формировании перечня целевых программ акцент был сделан на решение наиболее актуальных социальных и экономических задач. Финансирование целевых программ запланировано в объеме 29,6 млрд. рублей или в 3,4 раза больше объема текущего года. Рост расходов достигнут за счет увеличения количества ведомственных целевых программ. На реализацию 76 ведомственных программ запланировано 24,9 млрд.рублей.
В 2011 году предлагается реализация 28 областных целевых программ с общим объемом финансирования 4,7 млрд. рублей или в 3 раза первоначальных плановых назначений текущего года.
С 1 июня 2011 года учтено увеличение базового размера ежемесячного пособия на ребенка на 27%. В расходах бюджета учтено повышение тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды с 26 до 34%. Расходы на иные материальные затраты проиндексированы на 5,5%.
Для решения задач бюджетной
политики сохранена социальная направленность
бюджета. Бюджетные расходы
В целом расходы на социально-культурную сферу составляют 61% от общего объема расходов областного бюджета.
Расходы на управление планируется с небольшим ростом. Это связано в первую очередь с инфляционными процессами. При этом расходы на управление строго предусмотрены в пределах норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти, установленного Министерством финансов Российской Федерации. В текущем году фактический норматив формирования данных расходов ожидается в пределах 2,4 при установленном Минфином для области 3,5. Кроме текущего финансирования отрасли предусмотрены расходы на реконструкцию и строительство 6 учреждений здравоохранения на общую сумму 118,2 млн. рублей.
Укрепление здоровья граждан невозможно без развития массового спорта. С этой целью в 2011 году на условиях софинансирования с федеральным бюджетом планируется строительство универсального спортивно-зрелищного комплекса в городе Кирове, физкультурно-оздоровительного комплекса в Куменском районе и пяти универсальных спортивных площадок. На эти цели предусмотрено 139,5 млн. рублей.
Кроме того, по сравнению с текущим годом увеличены расходы на развитие детского спорта и участие в межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятиях на 30 млн. рублей или в 2 раза.
Как и в текущем году, бюджетная политика по формированию межбюджетных трансфертов с муниципальными образованиями области на 2011 год будет направлена на укрепление самостоятельности местных бюджетов. Объем межбюджетных трансфертов, направляемых органам местного самоуправления на исполнение собственных и переданных
Как и в предыдущие годы предусмотрено 10 млн.рублей на предоставление грантов за достижение наилучших значений показателей комплексного социально-экономического развития органам местного самоуправления в рамках реализации на территории Кировской области Указа Президента Российской Федерации № 607 от 28.04.2008.
В целях повышения качества управления муниципальными финансами впервые с 2011 года запланировано 10 млн.рублей на предоставление грантов муниципальным образованиям за качество организации и осуществления бюджетного процесса.
И еще одно направление
– это стимулирование за
Предоставление бюджетных
кредитов планируется в пределах
финансового года в сумме 300 млн.
рублей, в том числе предусматривается
предоставление беспроцентных бюджетных
кредитов муниципалитетам на кассовый
разрыв для осуществления мероприятий,
связанных с ликвидацией
В 2011 году планируется предоставлять государственные гарантии только муниципальным образованиям области в пределах 100 млн. рублей по обязательствам перед кредитными организациями. (15)
2.3. Местный бюджет
как финансовая основа
Местные бюджеты составляют
третий уровень бюджетной
Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройство территорий, с новым строительством. Также в последние годы широко практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жильё, социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в муниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетных расходов.
Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его органам власти различных территориальных образований.
Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов федерации состоят из собственных и регулирующих.
Прогноз собственных доходов местных бюджетов Кировской области составляет 8,9 млрд. рублей с ростом к текущему году на 10,3%, который достигнут в основном за счет роста налоговых доходов.
Необходимо отметить, что в целях увеличения собственных доходов местных бюджетов, а также стимулирования органов местного самоуправления в повышении собираемости налогов, с 1 января 2011 года предусматрена передача дополнительных нормативов отчислений в муниципальные бюджеты в размере 50% от транспортного налога и 10% от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Информация о работе Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения