Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 02:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ источников процесса исполнения бюджета в Российской Федерации, выявление недостатков и пробелов в нормативно-правовых актах Российской Федерации и внесение предложений по устранению этих недостатков.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить содержание и участников бюджетного процесса;
– изучить составление проектов бюджета; изучить рассмотрение и утверждение бюджета;
-- изучить исполнение бюджета;
-- изучить контроль органами федерального казначейства над исполнением бюджета;
– рассмотреть отчет об исполнении бюджета;
Введение 3
1 Бюджетный процесс в Российской Федерации 6
1.1. Содержание и участники бюджетного процесса 6
1.2. Составление проектов бюджетов 11
1.3. Рассмотрение и утверждение бюджета 14
2 Процесс исполнения бюджета 21
2.1. Исполнение бюджета 21
2.2. Контроль органами федерального казначейства за исполнением бюджета 25
2.3. Отчет об исполнении бюджета 28
3 Ответственность за ненадлежащее исполнение бюджета 31
3.1. Виды правонарушений, приводящих к ненадлежащему исполнению бюджета 32
3.2. Виды наказаний, предусмотренных законодательством РФ 33
3.3. Примеры наказаний должностных лиц 34
Заключение 36
Список литературы 40
Особыми бюджетными полномочиями наделено Министерство финансов РФ, которое:
► составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, а также принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
► осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и его исполнения;
► разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;
► осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
► разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий и др. [3, ст. 165]
Особая ответственность за организацию и непосредственное исполнение бюджетного процесса возложена па Федеральное казначейство. Оно несет ответственность за: а) правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами; б) финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом РФ; в) полноту и своевременность перечисления бюджетных средств получателям; г) своевременность начисления бюджетных средств на счета получателей; д) своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; е) финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; ж) финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета; з) осуществление контроля над соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями; и) исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателям бюджетных средств.
Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Проекты бюджетов составляются
с учетом необходимости достижения
минимальных государственных
Минимальные государственные социальные стандарты — это государственные услуги, предоставление которых гарантируется государством гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на определенном минимально допустимом уровне на всей территории России. [18, с. 340]
Под минимальной бюджетной
обеспеченностью понимается минимально
допустимая стоимость государственных
и муниципальных услуг в
На основании прогноза социально-экономического развития страны, сводного баланса финансовых ресурсов определяются основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год, составляющие суть Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ (оно направляется не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году). С Бюджетного послания и начинается непосредственная работа над составлением проекта бюджета. Она является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Составление бюджета основывается на:
1) Бюджетном послании Президента РФ;
2) прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной финансовый год;
3) основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
4) прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;
5) плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
Выработка и согласование федерального бюджета на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля года, предшествующего планируемому году.
Для полного учета всех финансовых ресурсов исполнительные органы власти каждой территории вправе составить сводный финансовый баланс доходов и расходов субъектов Федерации и муниципальных образований.
В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться:
► основные характеристики бюджета (общий объем доходов и расходов бюджета, дефицит бюджета), а также прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ и нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;
► расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; расходы и доходы целевых бюджетных фондов; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, предоставляемой в форме дотаций и субвенций, в разрезе бюджетов, получающих указанную финансовую помощь;
► распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета. [6, ст. 4]
В проекте федерального закона о федеральном бюджете должны быть также определены: а) верхний предел государственного внешнего долга России по состоянию на 1 января года, следующего за очередным
финансовым годом; б) предел государственных внешних заимствований Российской Федерации; в) объемы и перечень этих заимствований по показателям источников внешнего финансирования дефицита федерального
бюджета; г) пределы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам, а также международным организациям (в том числе государствам —
участникам СНГ); д) предел предоставления государственных гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований.
Одновременно с проектом бюджет на очередной финансовый год составляются: 1) прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год; 2) адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год; 3) план развития государственного или муниципального сектора экономики; 4) структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета; 5) программа предоставления государственных или муниципальных гарантий на очередной финансовый год; 6) оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот; оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год. [17, с. 253-255]
Законами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления может быть предусмотрено составление и иных документов и материалов.
Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления выносят уточненный проект бюджета в соответствующий представительный орган. По всем финансовым вопросам и для работы с бюджетом в частности органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии.
Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете.
В Государственной Думе создан Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам; в Совете Федерации — Комитет Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности. Эти комитеты рассматривают предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Федерального Собрания. Комиссии и палаты проводят постатейное рассмотрение представленного бюджета, выносят по нему сводное заключение и представляют его па рассмотрение Государственной Думы.
Центральный банк РФ представляет
Государственной Думе согласованный
с Правительством РФ проект основных
направлений денежно-кредитной
Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект закона о федеральном бюджете па очередной финансовый год не позднее 15 августа текущего года. В случае возникновения разногласий по проекту бюджета органы власти разных уровней образуют согласительную комиссию. Результаты ее работы должны быть доведены до сведения соответствующих представительных органов власти в установленные сроки. Окончательное решение принимается соответствующим вышестоящим органом представительной власти.
Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в нескольких чтениях. Это традиционный подход для всех демократических государств. До рассмотрения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении комитеты и комиссии Думы представляют в Комитет Думы по бюджету и налогам свои заключения по данному законопроекту, па основании которых указанный Комитет готовит заключение по проекту бюджета и представляет его на рассмотрение Думы.
В первом чтении депутаты обсуждают его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся: доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов. Комитеты Государственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении указанного законопроекта.
В случае отклонения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Государственная Дума может либо передать законопроект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, по уточнению основных характеристик федерального бюджета, либо вернуть его в Правительство РФ на доработку, либо поставить вопрос о доверии Правительству РФ. В случае передачи проекта федерального бюджета в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета на следующий год и представляет проект закона о федеральном бюджете на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении.
Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием ее членов от Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой
стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.
По итогам рассмотрения в
первом чтении проекта закона о федеральном
бюджете принимается
Если Государственная Дума не принимает решение по итогам работы согласительной комиссии, проект закона о федеральном бюджете считается повторно отклоненным. Повторное отклонение проекта федерального бюджета возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ. Если федеральный бюджет на очередной финансовый год возвращают на доработку в Правительство РФ, то он дорабатывается в течение 20 дней с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях комитетов по бюджету и экономической политике, вносится доработанный законопроект на повторное рассмотрение Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.
В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после его сформирования.
При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.