Процесс исполнения бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 02:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ источников процесса исполнения бюджета в Российской Федерации, выявление недостатков и пробелов в нормативно-правовых актах Российской Федерации и внесение предложений по устранению этих недостатков.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить содержание и участников бюджетного процесса;
– изучить составление проектов бюджета; изучить рассмотрение и утверждение бюджета;
-- изучить исполнение бюджета;
-- изучить контроль органами федерального казначейства над исполнением бюджета;
– рассмотреть отчет об исполнении бюджета;

Содержание

Введение 3
1 Бюджетный процесс в Российской Федерации 6
1.1. Содержание и участники бюджетного процесса 6
1.2. Составление проектов бюджетов 11
1.3. Рассмотрение и утверждение бюджета 14
2 Процесс исполнения бюджета 21
2.1. Исполнение бюджета 21
2.2. Контроль органами федерального казначейства за исполнением бюджета 25
2.3. Отчет об исполнении бюджета 28
3 Ответственность за ненадлежащее исполнение бюджета 31
3.1. Виды правонарушений, приводящих к ненадлежащему исполнению бюджета 32
3.2. Виды наказаний, предусмотренных законодательством РФ 33
3.3. Примеры наказаний должностных лиц 34
Заключение 36
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Окончательный вариант.docx

— 81.83 Кб (Скачать файл)

Госдума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении. [19, с. 314-317]

Именно во втором чтении Дума направляет в органы исполнительной и представительной власти субъектов Федерации сведения о распределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджетами РФ, утвержденном при первом чтении, а также о размере Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределении его средств, утвержденных во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передается в согласительную комиссию.

При рассмотрении проекта  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Рассматривается распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки для всех субъектов РФ, расходы на финансирование федеральных целевых программ и т. д. Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по третьему чтению в думский Комитет по бюджету. Государственная Дума рассматривает проект; закона о бюджете в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

Поправки по распределению  средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации предварительно должны быть рассмотрены Комитетом по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию банковской деятельности Совета Федерации.

Затем Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном  бюджете в третьем чтении в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении. На этом этапе рассмотрения проекта бюджета законопроект голосуется в целом и внесение в него поправок не допускается. Принятый Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету Федерации в течение пяти дней после его принятия.

 

Рассмотрение  федерального закона о федеральном  бюджете в Совете Федерации.

Совет Федерации рассматривает  федеральный закон о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления его Государственной Думой; при этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом. Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он посылается в согласительную комиссию. Согласительная комиссия выносит на повтор-нос рассмотрение Думой закон о федеральном бюджете в течение 10 дней. Государственная Дума повторно рассматривает закон о бюджете в одном чтении.

В случае несогласия Государственной  Думы с решением Совета Федерации  закон о федеральном бюджете  считается принятым, если при повторном  голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Думы.

Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания. Порядок расходования средств специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ.

В случае отклонения Президентом  РФ закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год указанный  закон передается в согласительную комиссию. В этом случае в согласительную комиссию включается представитель Президента РФ.

Если федеральный закон  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год не вступает в силу до начала года (в случае непринятия Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый год до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года), Дума может принять закон о финансировании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

В Бюджетном кодексе РФ также урегулированы случаи внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. В случае изменения финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% орган исполнительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе снова в трех чтениях в течение 15 дней.

 Если проект закона  о внесении изменений и дополнений  не принимается в указанный  срок, Правительство РФ имеет  право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в законе о бюджете не предусмотрено иное.

На территории каждого  субъекта Федерации и муниципального образования порядок и условия  рассмотрения и утверждения бюджета  устанавливаются представительными органами власти, которые принимают самостоятельные положения о бюджетном процессе на соответствующей территории. Тем не менее, каждый из этих актов должен соответствовать общим принципам бюджетного процесса и правилам составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

 

 

2 ПРОЦЕСС ИСПОЛНЕНИЯ  БЮДЖЕТА

 

2.1. Исполнение  бюджета

 

Исполнить бюджет, значит обеспечить полное и своевременное поступление  всех предусмотренных по бюджету  доходов и обеспечить финансированием  все запланированные по бюджету  расходы.

Порядок исполнения бюджета  устанавливает Правительство РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ и органами самоуправления. Исполнение бюджета обеспечивает Министерство финансов РФ, вся система органов управления финансами РФ. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной и представительной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учетом макроэкономических факторов, динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль над исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета.

В Российской Федерации устанавливается  казначейское исполнение бюджетов. На органы казначейства возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. По существу, они являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Бюджеты всех уровней бюджетной  системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает  зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета.

До 1998 г. исполнение бюджета  происходило через уполномоченные банки, где открывались специальные  бюджетные счета. Но эта система  себя не оправдала, так как бюджетные средства часто использовались коммерческими банками в собственных интересах.

В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осуществление  операций  минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству. Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России.

Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных  организациях ведутся на основании договоров. Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима без соответствующего решения Федерального казначейства не допускаются.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает: (а) перечисление и зачисление бюджетных доходов на единый счет федерального бюджета; (б) распределение в соответствии с утвержденным бюджетом федеральных регулирующих налогов;(в) возврат излишне уплаченных сумм доходов; (г) учет доходов федерального бюджета и составление отчетности в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

По расходам бюджет исполняется  специальными субъектами — участниками  бюджетных правоотношений, называемыми  главным распорядителем бюджетных средств, распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель  средств федерального бюджета — это орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета — это орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета. Распорядитель бюджетных средств — это орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью па соответствующий год.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется уполномоченными  исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по их распорядителям и получателям на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня его утверждения.

На основании бюджетных  росписей главных распорядителей бюджетных  средств составляется сводная бюджетная  роспись федерального бюджета. Она  составляется министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном  бюджете и предусматривает поступление  и расходование бюджетных средств  поквартально таким образом, чтобы  поступающие в определенные временные промежутки доходы смогли покрыть предстоящие в данные промежутки времени расходы. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.

Бюджетная роспись является обязательным документом для практического  исполнения бюджета, как для субъектов  Федерации, так и для органов  местного самоуправления (муниципальных  органов).

Федеральное казначейство ведет  сводный реестр получателей средств  федерального бюджета и Главную книгу казначейства, где регистрируются все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета.

В целях полного перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней в Федеральном  законе от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а затем и в Бюджетном кодексе РФ закреплено право представительного органа местного самоуправления создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета, что позволит более эффективно управлять средствами местной казны и обслуживанием местного бюджета.

Работа по исполнению бюджетов всех уровней, т. е. бюджетный (финансовый) год, завершается в Российской Федерации 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской  деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются  в тех же суммах на вновь открываемые  соответствующими бюджетными учреждениями лицевые счета. После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств.

Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются уполномоченным исполнительным органом. Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ.

В установленном порядке  уполномоченный исполнительный орган  представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнений бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство.

Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом. Порядок представления информации представительным органам по оперативным, ежеквартальным и полугодовым отчетам об исполнении бюджета определяется правовыми актами соответствующих представительных органов. Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет по статистике.

Информация о работе Процесс исполнения бюджета