Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 12:15, курсовая работа
Краткое описание
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Бюджет - важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса
Содержание
• Введение • Глава 1. Теоретические аспекты бюджета государства o 1.1 Понятие и сущность государственного бюджета o 1.2 Формирование и функции государственного бюджета o 1.3 Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества • Глава 2. Анализ государственного бюджета Кыргызской Республики за 2010-2012 года o 2.1 Анализ доходов государственного бюджета o 2.2 Анализ расходов государственного бюджета • Глава 3. Совершенствование бюджета Кыргызской Республики o 3.1 Проблемы государственного бюджета o 3.2 Пути решения проблем государственного бюджета • Заключение • Список литературы
Анализ доходной
части бюджета Кыргызской Республики
показал значимость тех показателей, которые
приносят государству доход и тем самым
позволяют ему функционировать и наращивать
свой социально-экономический потенциал.
Как видно из таблицы
1 главным источником доходов бюджета
являются налоговые поступления, в свою
очередь они составляют в 2011 - 66,4%, в 2012
- 72,9% и в 2013 - 77,5% к общей сумме. Из налоговых
доходов государства наиболее весомыми
налогами являются налог на добавленную
стоимость - 35,3% к общей сумме. Налог на
прибыль составляет примерно 5,1%, а подоходный
- 5,7%. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические
операции -11,9%. Налог с продаж примерно
равен 6,4%. Также в бюджет поступает немало
средств за счет налога на валовой доход
"Кумтора" примерно 4,7%.
Неналоговые поступления
составляют 18,6% от общей сумм, из которых
наиболее значимыми являются плата за
использование природных ресурсов - 5,2%
и плата за оказание платных услуг(без
налога на специальные средства бюджетных
учреждений) - 11,1%.
Наблюдается, что
доходы государственного бюджета в 2012
году по отношению к 2011 снизились на 4,4%,
а в 2013 по отношению к 2012 выросли на 1,9%,
но на 2,7% ниже, чем в 2011 (график 1.1).
График 1.1
2.2 Анализ расходов государственного бюджета
Второй составной частью бюджета
является его расходная часть. Расходы
бюджета - это затраты, которые возникают
у государства в связи с выполнением им
своих экономических, социальных, политических
и административных функций.
Через государственный бюджет
проходит 100 % общегосударственных расходов
на оборону и международную деятельность,
93 % - на фундаментальные научные исследования,
76 % - на правоохранительную деятельность,
89 % - на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных
ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Таблица 2
Состав и структура расходов
государственного бюджета КР на 2011-2013
года
Наименование
2011 год
2012 год
2013 год
Сумма,
тыс.сом
% к общей сумме
Сумма,
тыс.сом
% к общей сумме
Сумма,
тыс.сом
% к общей сумме
Расходы на операционную деятельность
61583441,0
89,5
82599793,9
90,2
100019047,4
93,3
Государственные службы общего
назначения
819395,6
11,9
10130625,3
11,1
10906611,0
10,2
Оборона
2846533,5
4,1
3168999,5
3,5
0,0
0,0
Общественный порядок и безопасность
5629254,0
8,2
6551300,8
7,2
9957618,4
9,2
Экономические вопросы, не отнесенные
к другим категориям
10801740,6
15,7
15553305,8
17,0
22228793,0
20,7
Охрана окружающей среды
567835,4
0,8
561997,8
0,6
507380,3
0,5
Жилищно-коммунальные услуги
2504236,0
3,6
2893312,9
3,1
3441905,1
3,2
Здравоохранение
6413264,0
9,3
9084196,1
9,9
11369043,7
10,6
Отдых, культура и религия
1560123,3
2,3
2234489,7
2,4
2432127,6
2,3
Образование
11993832,4
17,5
18239033,8
19,9
21685510,7
20,4
Социальная защита
11075226,2
16,1
14182532,2
15,5
17490057,6
16,3
Расходы на приобретение нефинансовых
активов
7197756,9
10,5
8944302,5
9,8
7217456,9
6,7
Всего расходов
68781197,9
100
91544096,4
100
107236504,3
100
Анализ расходной части дает
картину тех необходимых затрат, которые
возникают в процессе выполнения государством
своих функций. Эти затраты выражают экономические
отношения, на основе которых происходит
процесс использования средств централизованного
фонда денежных средств государства по
различным направлениям.
Таким образом, в 2012 году расходы
государственного бюджета по отношению
к 2011 увеличились на 33,1%, в 2013 по отношению
к 2012 выросли на 17,1%, а по отношению к 2011
выросли на 55,9% (график 2.1).
График 2.1
Первую категорию расходов
государственного бюджета занимают расходы
на операционную деятельность, которые
в среднем за рассматриваемый период составили
91% от общей суммы. Из них можно выделить,
в среднем за период к общей сумме, расходы
на государственные службы общего назначения
- 11%, экономические вопросы(не отнесенные
к другим категориям) - 17,8%, здравоохранение
- 9,8%, образование - 19,2% и социальная защита
- 15,9%. В таблице 1.2 наблюдается значительный
рост расходов на здравоохранение, образование
и на поддержание общественного порядка.
Расходы на приобретение нефинансовых
активов, которые относятся ко второй
категории, составляют в 2011 году - 10,5%, в
2012-9,8% и в 2013-6,7% общей суммы расходов государственного
бюджета. Расходы, относящиеся ко второй
категории, постепенно снизились.
график 2.2.
На графике 2.2. видно, что расходы
значительно превышают доходы. В течении
анализируемого периода сумма расходов
растет, а сумма доходов снижается. Это
означает рост дефицита государственного
бюджета, который уже составляет более
21млрд. сомов.
Глава 3. Совершенствование
бюджета Кыргызской Республики
3.1 Проблемы государственного
бюджета
В течении последних пятнадцати
лет нельзя сказать о стабильной социально-экономической
ситуации в Кыргызстане. В числе проблем,
требующих скорейшего разрешения, входят
высокий дефицит государственного бюджета
и низкий уровень жизни граждан, что может
вызвать новую волну протестов. А также
дефицит бюджета создает плодородную
почву для роста государственного долга.
На сегодняшний день внешний долг Кыргызстана
составил 3.3 млрд. долларов, это 40-45% к ВВП.
По словам министра финансов Кыргызской
Республики Ольги Лавровой госдолг такого
масштаба является допустимым, так как
в достаточно развитых странах допустимый
порог составляет и по 70%.
На мой взгляд, с министром финансов
Кыргызской Республики можно поспорить
о допустимой сумме государственного
долга, так как Кыргызстан не входит в
состав развитых стран, можно сказать
больше, в нашей стране промышленность
не развивается и основные поступления
в бюджет идут от налогов с торговли, доходов
населения и налога на добавочную стоимость
импортируемых товаров.
Одной из основных проблем является
невозврат кредитов. Например, западные
кредиторы дают деньги под выполнение
Кыргызстаном каких-либо условий. Например,
Всемирный банк предоставляет льготные
кредиты для преодоления кризисной ситуации.
Начиная с 1992 года общий объем финансовой
помощи, оказанной Всемирным банком Кыргызской
Республике в виде грантов и льготных
кредитов, превысил 1 миллиард долларов
США.
Для увеличения доходов в бюджет
нужно повышать налоги и тарифы на коммунальные
услуги, либо вводить новые акцизы. Но
с увеличением налогового бремени проявляются
риски связанные с недовольством общества,
а доходы действующего бизнеса падают.
Кыргызской Республике присущи
такие проблемы как:
1. Процветает коррупция
и хищения из бюджета страны.
2. Большая часть экономики
находится в тени или даже
в темноте, что можно заниматься
любым видом предпринимательства,
оплачивая определенную мзду
инспектору мимо бюджета. И предприниматель
уходит в тень не по собственному
желанию, а из-за существующей
контролирующей системы.
3. Малая степень достоверности
статистических данных.
4. Далекие от совершенства
налоговая, таможенная и соц.защитная
системы. Например, предприятия с миллионными
оборотами откупаются от налоговиков
покупкой патента на 1000 сом в месяц, а разница
в отчетах о внешней торговле с соседними
странами превышает десятки раз.
Наша проблема - это не существующая
дыра в бюджете, а система, не позволяющая
увеличить бюджет, и в особенности, его
доходную часть. Она призвана управлять
денежными потоками и направлять средства
на пополнение бюджета, которая на самом
деле уводит эти деньги от нее, и чаще всего
в карманы руководителей отдельных структур
и их приближенных. Нужно скорее искоренить
сложившуюся систему и установить новые,
прогрессивные рыночные механизмы и правила.
И тогда не нужно будет задаваться вопросом
откуда достать нужные средства для бюджета.
3.2 Пути решения проблем государственного
бюджета
государственный бюджет доходный расходный
Всех проблем можно избежать, если делать
все разумно. Для этого нужно прекратить
политические распри вокруг проекта и
подойти к переговорам с точки зрения
истинных, а не мнимых интересов государства
и народа.
Предлагаемые основные направления реформ
бюджетной системы:
1. Исключить любую возможность
воровства и коррупции для
государственных служащих любого
уровня и любого органа. На
постоянной основе проводить
работу по борьбе с коррупцией.
Необходимо провести показательные
задержания и судебные слушания
людей, подозреваемых в коррупции
с широким освещением в СМИ.
При этом это не должны быть
мелкий подкуп равнозначный хулиганству,
а крупное воровство из государственного
бюджета.
2. Обеспечить максимальную прозрачность
бюджета и усовершенствовать
процесс составления бюджета. Бюджет
должен строиться на основе
реальных нужд каждой бюджетной
организации без статей "другое",
которые могут достигать до 10%
бюджета таких организаций. Усовершенствовать
процесс и ужесточить ответственность
при проведении тендеров и
закупок для государственных
учреждений.
3. Провести эффективную приватизационную
программу. Государство должно избавить
от "непрофильных" ему активов
и передать их эффективным
хозяевам. Есть такие предприятия
(особенно из числа национализированных),
продав которые государство может
выручить сотни миллионов сом,
но также есть и такие предприятия,
которые должны быть отданы
за номинальную цену в 1 сом
с условием погашения всех
долгов предприятия.
4. Минимизировать государственное
вмешательство в экономику. Это
может быть обеспечено только
путем постоянного анализа законодательства
республики в части регулирования
бизнеса. Для этого необходимо наделить
всеми полномочиями соответствующий государственный
орган, которым может стать Министерство
экономического развития, в который должно
быть переименовано нынешнее Министерство
экономического регулирования.
Конечно, реформы - это дело тяжелое и
не быстрое. Отвечая на вопрос о том, где
достать необходимы средства для покрытия
дефицита бюджета можно перечислить следующее:
1. Правильно расходовать средства
от сдачи в аренду земель
для Центра транзитных перевозок
и российской авиабазы в г.Кант.
А точнее, перечислять эти средства непосредственно
на счет в центральном казначействе МФ
КР, таким образом эти финансовые средства
будут размещены на специальном счете
республиканского бюджета и соответственно
будут защищены. Это без малого 63 млн.дол.США
или 2,961 млрд.сом.
2. Приватизировать некоторые предприятия,
находящиеся на текущий момент
на госбалансе. Например, ОАО "Международный
аэропорт "Манас"", уставный капитал
которого составляет 500 млн.сом. Госдоля
составляет 79,05%, что равно 393 млн.сом. Еще
один пример: ОАО "Учкун", уставный
капитал которого составляет 45 млн.сом
при государственной доле в 77,36%. Еще несколько
предприятий, таких как: АО "Хайдарканский
ртутный комбинат", АО "Кыргызнефтегаз"
и АО "Сулюктакомур". За эти предприятия
можно выручить еще 1,200 млрд.сом. В целом,
при честной и активной продаже своей
доли в разных предприятиях, государство
может выручить до 10 млрд.сом.
3. Ликвидировать черные, серые и
иные цветные схемы при таможенном
оформлении грузов на границе
КР с другими государствами, т.о.
увеличить доходы государства из ГТС КР.
По данным ГТС, доходы по таможенным платежам
составляют 16 млрд.сом при уровне заявленной
внешней торговли в 2 млрд.дол.США. В случае,
если будут перекрыты все серые и черные
схемы и уровень декларируемой внешней
торговли вырастет в 10 раз (на основе статистики
КНР), то и доходы по таможенным платежам
вырастут соответственно и могут составить
160 млр.сом. Чистое увеличение дохода составит
144 млрд.сом.
4. Ликвидировать патентную систему
для компаний с миллионным
оборотом и коррупцию, провести
легализацию бизнеса посредством
упрощения всей налоговой системы
в КР и систему социальной защиты - СоцФонд
(минимизировать отчетность, уменьшить
количество налогов и снизить налоговые
ставки). На сегодняшний день средний уровень
налогового бремени составляет 45% и доходы
бюджета КР от ГНС и Соцфонда составляют
22 млрд.сом. При этом, номинальный уровень
ВВП составляет 200 млрд.сом при уровне
теневой экономики в 50%. Предположим, что
при улучшении налогового администрирования,
упрощения налогообложения и отчетности,
снижении налогового бремени до уровня
15% и искоренении теневой экономики, уровень
официального номинального ВВП вырастет
в два раза и составит 400 млрд.сом. В этом
случае, размер поступлений в бюджет КР
по налоговым сборам и платежам вырастет
также в два раза до 44 млрд.сом. Таким образом,
дополнительный доход бюджета составит
22 млрд.сом.
При реализации вышеперечисленных пунктов
в бюджет Кыргызской Республики может
поступить до 186 млрд.сом, что в несколько
раз превышает заявленный уровень дефицита
бюджета. При грамотном решении системных
проблем, можно не просто покрыть дефицит
бюджета, а даже обеспечить трехкратное
увеличение доходной части бюджета, а
соответственно и его самого с уровня
68 млрд.сом до 200 млрд.сом.
Заключение
По результатам исследований курсового
проекта можно сделать следующие выводы:
государственный бюджет представляет
собой финансовый план государства на
текущий год. Это смета доходов и расходов
государства, согласованных друг с другом
как по объему, так и по срокам поступления
и использования. Государственному бюджету
принадлежит центральное место в системе
государственных финансов.
Частым явлением в современных условиях
для государственного бюджета большинства
стран, Кыргызстан в их числе, стал бюджетный
дефицит - превышение расходов над доходами.
Эта ситуация является следствием неблагоприятной
экономической конъюнктуры или результатом
целенаправленно проводимой бюджетной
политики. Постоянный бюджетный дефицит
ведет к возникновению государственного
долга. В зависимости от источников займа
государственный долг может быть внутренним
и внешним. Внутренним долгом является
задолженность правительства владельцам
государственных облигаций. Значительная
государственная задолженность негативно
влияет на экономику: ведет к усилению
поляризации общества, отрицательно сказывается
на темпах экономического роста, расходы
по обслуживанию госдолга усиливают бюджетный
дефицит.