Специфика налогообложения в оффшорных зонах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время широкое распространение получают оффшорные зоны. Интерес к развитию данной темы проявляют такие известные всемирные организации как Международный Валютный Фонд, Организация Экономического Содействия и Развития. Также этой проблеме уделяют необходимое внимание специализированные подразделения Организации Объединенных Наций, Европейского союза и отдельных стран

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность оффшорных зон в современной экономике 5
1.1. Понятие оффшорной зоны и оффшорной компании 5
1.2. Исторические предпосылки развития оффшорных зон 8
2. Специфика налогообложения в оффшорных зонах 11
2.1. Классификация оффшорных зон и оффшорных компаний 11
2.2 Специфика функционирования некоторых оффшорных зон 18
2.3. Преимущества и недостатки функционирования оффшорных зон 23
3. Перспективы развития и проблемы контроля оффшорного бизнеса в России 26
3.1. Основные тенденции развития оффшорного бизнеса в России 26
3.2. Наиболее распространенные схемы использования налогового планирования 30
Заключение 37
Список литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Специфика налогообложения в оффшорных зонах.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

После вхождения Кипра в Евросоюз, которое состоялось 1 мая, республика начала терять свою привлекательность. Между тем первой ласточкой стала налоговая реформа 2002 г., проведенная в угоду требованиям ЕС, лишившая Кипр статуса налогового рая. С 2003 г. налог на прибыль был увеличен с 4,25% до 10%.

Российские предприниматели облюбовали Кипр еще в начале 90-х гг. прошлого столетия. Благодаря соглашению об избежании двойного налогообложения, подписанному между СССР и Кипром еще в 1982 г., выгодному географическому положению и безвизовому въезду, республика стала основной базой российских бизнесменов.

В 1995 г. через банки Кипра прошли 20 млрд. долларов из России - эта сумма в три раза превышала ВНП самой Республики Кипр и в десять раз ее годовой бюджет. Та же самая солнечная республика вдруг оказалась основным инвестором в электроэнергетику, топливную промышленность и металлургию, то есть в самые доходные отрасли российской экономики .

Ежегодно на Кипр выводились миллиарды  долларов, часть этих денег спустя некоторое время возвращалась на родину. К началу 2004 г., по данным Федеральной  службы госстатистики, накопленные  вложения Кипра в Россию составили $8 млрд., и по этому показателю его опередила лишь Германия ($10 млрд.). Особой популярностью кипрские оффшоры пользовались у участников рынка ценных бумаг. Формально почти все сделки с акциями российских компаний заключаются между нерезидентами, даже если и продавец, и покупатель — российские инвестиционные компании [13, с. 224].

  • Панама быстро превратилась в крупное корпоративное налоговое убежище и международный центр банковского бизнеса. Два закона привели страну к успеху в качестве налогового убежища. Корпоративный закон, основанный на корпоративном кодексе 1927 года Штата Делавэр, обеспечивает самую простую в мире систему создания и функционирования корпораций. Подсчитано, что в Панаме было создано больше корпораций (примерно 50000) в прошедшие несколько лет, чем во всех других финансовых убежищах Карибского региона и Центральной Америки вместе взятых. Панамские законы по созданию корпораций содержат очень малое количество требований. За исключением годового сбора в 100 долларов нет никаких корпоративных налогов на нерезидентные юридические лица, нет требований на регистрацию отчетности и нет никакого правительственного контроля. Требуемые три директора корпорации могут выступать, также, в качестве должностных лиц и быть неместными или местными жителями страны. Нет минимума вложенного капитала, нет бухгалтерских требований и нет условий по периодичности и времени корпоративных собраний, нет необходимости в указании места хранения корпоративной отчетности. В добавление к этому корпоративному климату имеется закон, уполномочивающий занумерованные и закодированные банковские счета. Этот же банковский закон разрешает использовать псевдонимы на банковских счетах и привлекать к уголовной ответственности за неправомерное раскрытие информации о банковском счете.

2.3. Преимущества и недостатки  функционирования оффшорных зон

 

Как свидетельствует мировой опыт, достижения оффшорных зон связанны с решением как традиционных для  мировой практики так и новых, еще не апробированных социально-экономических задач. Следовательно, достижениями свободных экономических зон можно считать [18, с. 17]:

- повышение степени интегрированности  принимающей страны в мировой  хозяйство;

- эффективное привлечение к  национальной экономике иностранных  инвестиций;

- укрепление экспортного потенциала принимающей страны;

- стимулирование отечественных  фирм в повышение своего технического  и технологический уровень, все  большей мерой поддавая эти  фирмы контролируемым издам конкуренции;

- эффективную занятость населения;

- повышение уровня жизни населения сначала определенного региона, а впоследствии и всей страны.;

- способность оффшорных зон  выполнять функцию полигона, исследовательской  лаборатории для апробации разных  рыночных нововведений;

- способность зоны стать источником  структурных преобразований в принимающей стране, модернизирующее влияние на экономику принимающей страны через демонстрационный и учебные эффекты;

- облегчение перехода от закрытой  в более открытую экономику;

- повышение инновационных возможностей  территории.

Решение этой последней проблемы является перспективным и связанное с  практической реализацией идеи создания в национальной экономике так  называемых "центров расту" (или  точнее "центров развития").

Неудачами или недостатками оффшорных  зон на этапе планирования разработки и функционирования можно считать:

- неоправданно большие средства, вложенные в организацию зоны  сравнительно с объемом зарубежных  инвестиций;

- стремление фирм, расположенных  в зонах, использовать внутренний  рынок как поле для демпинга  не соответствующих международным стандартам товаров;

- слабость обратных связей фирм  зоны с принимающей страной,  что приводит в невозможность  эффективно реализовать сравнительные  преимущества страны, в частности  ее природных ресурсов;

- культурное потрясение зарубежных инвесторов свободной экономической зоны (по мнению западных экспертов, это будет представлять собой значительный недостаток в новых государствах в плане международных сравнений);

- игнорирование психологического  барьера, возникающего при организации въезда граждан принимающей страны на территорию оффшорной зоны, а также неоправданная попытка решения политических и национально-культурных проблем при помощи создания оффшорных зон (на это и указывают и украинские учённые. Выявлено при анализе проектов зон в Украине);

- высокий уровень непредсказуемости,  невозможность точных экономических  прогнозов, относительно дальнейшего  функционирования зоны;

- необоснованное распространение  льгот практически на все виды  деятельности в зоне и на  операции любых субъектов зоны, что возникает в результате большой множественности и неясности целей, которые ставят перед зоной ее проектировщики и организаторы.

Указанные выше достижения и недостатки оффшорных зон могли бы служить  полезными уроками для новых  независимых государств, которые считают нужным использовать оффшорные зоны как один из способов, способствующих экономическому росту государства и инструментов мировой хозяйственной  интеграции, но на сегодняшний день выносить четкие и окончательные уроки из опыта других стран являются преждевременным. Во-первых тому, что в новых государствах оффшорные зоны вероятнее всего будут отличаться от уже действующих в других странах; во-вторых - до сих пор не делалось системной попытки создать экспертную систему, которая сосредотачивалась б на исследовании развития таких зон.

 

3. Перспективы развития и проблемы контроля оффшорного бизнеса в России

3.1. Основные тенденции развития оффшорного бизнеса в России

 

Впервые российские бизнесмены получили возможность открывать оффшорные компании в 1991 году, когда швейцарская компания Riggs Walmet Group объявила о том, что выходит на советский рынок с предложением по организации оффшорных компаний.

Оффшорные схемы основаны на использовании  возможностей, предоставляемых заключенными соглашениями об исключении двойного налогообложения. В России получила значительное развитие практика использования оффшорных компаний для международных инвестиций. Филиалы и дочерние структуры созданы в составе крупнейших отечественных финансово-промышленных групп и корпораций. В своей повседневной деятельности, последние, используют большое количество оффшорных фирм. Оффшорные схемы все чаще стали опираться не только на договоры купли-продажи, но и на лизинговые, комиссионные, трастовые, страховые и другие договорно-правовые формы осуществления сложных коммерческих сделок.

Увеличилась роль оффшорных схем в  формировании транснациональных хозяйственных  систем, когда оффшорные фирмы  встраиваются в сеть внешних филиалов российских предприятий. Оффшорные  схемы часто нацелены на преодоление иностранных налоговых барьеров.

Существует комплекс факторов, стимулирующих  развитие оффшорного бизнеса в России. К основным из них можно отнести: тяжесть налоговой нагрузки и  неэффективность фискальной политики, неблагоприятный инвестиционный климат и мощные мотивы к экспорту капитала за рубеж, высокие инвестиционные риски и использование оффшорных схем для сокрытия факта владения инвестиционными объектами в России, криминализация экономики и использование оффшорных схем для отмывания доходов, полученных преступным путем.

В результате этого, по некоторым подсчетам  из России в оффшорные зоны переводится  до 400 млн. долларов в месяц [16, с. 54].

В настоящее время основной оффшорной  зоной для российских бизнесменов  стал Кипр. По оценкам экспертов, из России ежемесячно переводится на этот остров и в другие страны порядка одного миллиарда долларов.

По имеющимся данным на Кипре  действуют около двух тысяч российских компаний и дюжина банков. Статистика свидетельствует, что на счетах тех оффшорных банков, которые размещены на острове, числится около 950 миллионов долларов. По мнению кипрских банкиров, российские деньги оседают не только на Кипре, но и в других странах. В частности, в Великобритании, где они вкладываются в недвижимую собственность и в других странах.

В России созданы правовые основы контроля над оффшорным бизнесом. Так, 7 августа 2003 года Центральным банком Российской Федерации приняты Указание Банка России № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)» и Указание Банка России № 1318-У «О формировании и размере резерва под операции кредитных организаций с резидентами оффшорных зон». В приложении №1 к Указанию 1317-У, фактически перечислен список оффшорных зон, так называемый «черный список».

На основании двух вышеперечисленных указаний, Банк России разделил 48 стран, которые он считает оффшорами на 3 группы. Операции банков с компаниями первой группы оффшоров будут освобождены от 50%-ого резервирования, для второй группы ставка 50% осталась прежней, а под сделки с компаниями из третьей группы придется создавать 100% резервы [3,4].

В целях ограничения вывоза капитала из страны Банком России установлен лицензионный порядок на совершение таких операций как операции, связанные с приобретением  зданий, сооружений, земли и иной собственности находящейся на территории иностранных государств, покупка акций и внесение взносов в уставные капиталы иностранных предприятий, открытие счетов в банках за пределами Российской Федерации.

Таким образом, все вышеуказанные  операции являются законными только при наличии у российского предприятия, учреждения, организации или гражданина соответствующего разрешения (лицензии) Банка России.

На протяжении последних лет  государство предпринимало также  иные меры для ограничения использования оффшорных схем для нелегального вывоза капитала. В частности, Центральному Банку Кипра предлагалось консультироваться с ЦБ России при решении вопросов о выдаче российским фирмам лицензии или разрешения открыть счет. Подобное требование было отвергнуто ЦБ Кипра. С точки зрения кипрских банкиров, такая практика, будь она введена, серьезно подорвала бы конкурентоспособность Кипра в привлечении финансового бизнеса.

С конца 90-х годов Центральный  Банк РФ ужесточает контроль за деятельностью  оффшорных структур на территории России. Основная цель предпринимаемых действий - ограничить возможности нелегального вывоза капитала из России. Оффшорные схемы играют в этом процессе важную, если не определяющую роль.

В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 12 сентября 2003 года № 1330-У установлен список признаков, согласно которым валютная операция должна относиться к разряду подозрительных. К ним относятся, в частности, следующие:

  • проценты по кредитному договору в размере более 20% годовых;
  • возврат аванса нерезидентом;
  • перевод денег в адрес нерезидента, не являющегося стороной по договору, и др.
  • экспорт или платежи по импорту в пользу нерезидентов, зарегистрированных в одной из оффшорных зон, согласно приложенному к указанию "черному списку" государств и территорий, где расположены оффшорные зоны (В "черный список" ЦБ РФ входят 48 стран).

Результатом появления вышеперечисленных  нормативных документов стало резкое падение спроса на регистрацию компаний в оффшорных зонах, включенных в "черный список". Однако добиться радикального изменения ситуации в этой сфере будет достаточно сложно. Практика показала, что начинают активно использоваться ряд малоизвестных оффшорных зон, не попавших в список ЦБ РФ. Перспективной зоной считают, например, Черногорию. Другой тенденцией оффшорного бизнеса является использование "составных" схем с участием как оффшорных, так и неоффшорных компаний. Например, российская фирма может иметь договор с компанией из вполне респектабельной страны, но на самом деле последняя - лишь промежуточное звено, а конечным получателем средств является оффшорная фирма. Скажем, английская компания может выступать в качестве агента компании с Британских Виргинских островов. Английская фирма работает на скромных комиссионных (с которых она и платит английские налоги), а основная прибыль сосредоточивается у оффшорной компании. По мнению экспертов, использование сложных схем - это вполне объективная тенденция развития оффшорных схем. Для нормальной работы меньше трех-четырех компаний не используется. Используются Германия, Англия в связках с классическими оффшорными компаниями и российскими фирмами с тем, чтобы иметь комфортные условия для работы и в России, и в Европе, чтобы иметь солидные реквизиты, счета нормальных европейских банков и не попадать даже под тень подозрения, что это оффшорная компания. Эта схема рассчитана на длительную серьезную работу. Причем движение капитала просчитывается так, чтобы не платить высокие налоги уже в Англии или Германии, чтобы движение средств проходило с минимальными потерями.

Информация о работе Специфика налогообложения в оффшорных зонах