Сущность и функции государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить сущность государственного бюджета.
Задачи работы:
– изучить теоретические основы государственного бюджета;
– провести анализ формирования и исполнения государственного бюджета РФ;
– изучить место государственного в финансовой системе.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы государственного бюджета 5
1.1. Место государственного бюджета в финансовой системе 5
1.2. Сущность и функции государственного бюджета 12
2. Анализ формирования и исполнения государственного бюджета 17
2.1. Формирование государственного бюджета 17
2.2. Расходы государственного бюджета 24
3. Место государственного бюджета в финансовой системе 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Никита - Государственный бюджет.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

Россию кризис коснулся сразу по нескольким направлениям. Осенью прошлого года произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело к падению цен на экспорт. Быстрое снижение экспортных доходов сократило внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых иностранных займов и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской экономики.  
В первом полугодии 2009 г. продолжилась тенденция к сокращению основных экономических показателей. Темпы падения ВВП превышают 10%, промышленного производства – почти 15%, инвестиций – более 18%. Отмечено также снижение потребительского спроса (оборот розничной торговли сократился на 3%) вследствие падения заработной платы также почти на 3%. Продолжается рост безработицы, за последний год она увеличилась на 2,5 п.п.

Эти меры позволят снизить риски в банковской системе и укрепить ее.

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах  
(таблица 3.1):

Таблица 3.1

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов

Показатель

Отчет

Оценка

Прогноз

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Доходы, млрд. руб.

5 127,2

6 278,8

7 781,1

9 275,9

6 561,3

6 636,2

7 346,9

8 097,4

%% к ВВП

23,7

23,3

23,5

22,2

17,0

15,7

15,7

15,5

Расходы, млрд. руб.

3 514,3

4 284,8

5 986,6

7 570,9

9 980,1

9 822,8

9 358,6

9 661,2

%% к ВВП

16,3

15,9

18,1

18,2

25,9

23,2

20,0

18,5

в том числе условно утверждаемые

           

234,0

483,1


 

 

Окончание табл. 3.1

%% к общему объему расходов

           

2,5

5,0

Дефицит/профицит, млрд. руб.

1 612,9

1 994,1

1 794,6

1 705,1

-3 418,8

-3 186,6

-2 011,7

-1 563,8

%% к ВВП

7,5

7,4

5,4

4,1

-8,9

-7,5

-4,3

-3,0


 

В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,1% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010 и 2011 годах, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 7% в год.  
Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,9 % к ВВП в 2009 году до 18,5% к ВВП в 2012 году. При этом прогнозируемый объем расходов должен обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств Российской Федерации.  
Таким образом, в 2010-2012 годах сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в 2011-2012 годах – иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 3.2):

 

Таблица 3.2

Источники покрытия дефицита федерального бюджета  
млрд. рублей

 
Наименование

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего

3 418,8

3 186,6

2 011,7

1 563,8

в %% к ВВП

8,9

7,5

4,3

3,0

в том числе:

       

за счет средств Резервного фонда

3028,3

1 674,6

5,6

-

в %% к ВВП

7,9

4,0

   

за счет Фонда национального благосостояния

-

681,7

737,0

712,1

в %% к ВВП

-

1,6

1,6

1,4

иные источники финансирования дефицита федерального бюджета

405,2

830,3

1 269,1

851,7

в %% к ВВП

1,05

2,0

2,7

1,6


 

 

В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности  федерального бюджета в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства

 

 

 

 

Заключение

В заключение хотелось бы сделать некоторые выводы из всего выше изложенного.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий. Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Наиболее удачный вариант государственного бюджета — это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга.

Бюджетный дефицит является неоднозначным экономическим явлением и поэтому прежде чем решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следует очень четко определить задачи и цели, которые преследуются данной политикой. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.

Проблема дефицитного бюджета не является столь смертельной для экономики страны, так как на современном этапе в мировой практике нет почти ни одного государства не столкнувшегося с дефицитом бюджета. Многие процветающие страны сталкиваются с этой проблемой, однако, она не влияет кардинально на экономическую ситуацию страны в целом. Для выполнения бюджета следует повысить контроль за сборами доходов в полном объеме, а также провести необходимые экономические реформы, особенно налоговую.

Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег.

Когда доходы бюджета становятся больше расходов, это превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие — при его исполнений.

В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджет-ном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1999 г. № 145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 5 августа 2002 г. № 116-ФЗ) Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2002.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 6 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. – 1998. – № 31.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 6 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. – 2000. – № 32.
  4. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. Учебник / А.М. Годин, И.В. Подпорина– М.: Маркетинг, 2011.
  5. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник для вузов /Под ред. П. И. Вахрина. – М.: «Дашков и К», 2011.
  6. Бюджетная система: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2010.
  7. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врубле-вской. – М.: ЮРАЙТ, 2011.
  8. Государственные и муниципальные финансы. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2010.
  9. Карасева М.В. Право собственности на бюджетные средства // Финансы. – 2011. – №6. – С. 46-54.
  10. Карасева М.В. Новое в бюджетном законодательстве и бюджетно-правовая теория // Законодательство и экономика. – 2011. – №9. – С. 24-29.
  11. Клишина М.Д. Потребности в изменении норм регионального законодательства в связи с изменением Бюджетного кодекса РФ // Бюджет. – 2011. – №8. – С. 11-18.
  12. Красноперова О.А. Новое в бюджетном законодательстве Российской Федерации // Гражданин и право. – 2010. – №1. – С. 24-28.
  13. Лагутин И.Б. Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации: учебное пособие. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2010. – 226 с.
  14. Май В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики. – 2011. – №3. – С. 12-18.
  15. Муниципальная финансовая система Российской Федерации: Научно-практическое пособие. Пешин Н. Л. – М: Формула права, 2011 – 448с.
  16. Нестеренко Т.Г. Реформирование бюджетного процесса: место и роль федерального казначейства // Бухгалтерский учет. – 2010. – № 21. – С. 4-9.
  17. Финансы, денежное обращение и кредит. А. М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2011.
  18. Финансы. П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: Маркетинг, 2010.
  19. Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы и статистика, 2011.
  20. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011.
  21. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010.
  22. Шабалин А.О. Государственный и корпоративный долг России с учетом проекта бюджета РФ на 2008-2010 гг. / А.О. Шабалин // Бизнес и банки. - 2011. - №37. - С.1-3.
  23. Экономическая теория: учебник для вузов / общ. ред.А. А. Кочетков. - М.: Дашков и К', 2011. - 606 с.
  24. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2010.
  25. Экономика для юристов. Учебник/ Е.Г. Ефимова.- М.: Флинта, 2011.
  26. Экономическая теория/ Учебник/ В.Я. Иохин.- М.: Юристъ, 2010.
  27. http//www.cbr.ru
  28. http://www.de-viz.ru
  29. http//www.depository.ru/regs
  30. http//www.ibk.ru

 

 

 

 

 


Информация о работе Сущность и функции государственного бюджета