Товары Гиффена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современной ситуации, сложившейся как в экономики Росии, так и мира в целом возникает повышенный интерес к изучению процессов роста цен на различные товары. Падение уровня доходов населения несомненно сказывается на уровне потребления различных экономических благ.
Целью моей курсовой является детальное рассмотрение «парадокса» Гиффена, и соотношение теории по этому вопросу с практикой, т.е. реальной жизнью в современной России.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Эффект Гиффена 5
1.1 Определение понятия Товар Гиффена …………………………………….5
1.2 Закон спроса, эластичность спроса 6
1.3 Научный взгляд на “парадокс” Гиффена. 13
Глава 2 Эффект Гиффена в современной экономике 21
2.1 Продовольственный рынок 21
2.2 Эффект Гиффена в банковской сфере 22
2.3 Парадокс Гиффена на примерах …………………………………………25
Заключение 30
Список использованной литературы: 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая микроэкономика.docx

— 143.47 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки России

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный технологический  институт

(технический  университет)»

 

 

 

УГС (код, наименование)      080000 Экономика и управление                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                

Направление подготовки (код, наименование)      080100.62 Экономика                     

 

Профиль (наименование)   080100.62.09 – Экономика предприятий и организаций                       

 

Факультет     Экономики и менеджмента

 

Кафедра      Экономики и организации производства          

 

Учебная дисциплина________Микроэкономика_________________________

 

Курс ___первый________    Группа___626зсэ________

 

 

Курсовая  работа (курсовой проект)

 

Тема ________________Товары Гиффена____________________________ 

 

Студент                          _______________                        Баженова Н.С.         

                                          (подпись, дата)                      (инициалы, фамилия)                 

Руководитель,               _______________                       Дудырева О.А.

____________                  (подпись, дата)                      (инициалы, фамилия)

(должность)                          

 

Оценка за курсовую работу

(курсовой  проект)                  ________________        ______________________

(подпись  руководителя)

                                            

 

 

Санкт-Петербург

2013г.

Содержание

 

 

Содержание 2

Введение 3

Глава 1   Эффект Гиффена 5

1.1 Определение понятия Товар Гиффена …………………………………….5

1.2 Закон спроса, эластичность спроса  6

1.3 Научный взгляд на “парадокс” Гиффена. 13

Глава 2   Эффект Гиффена  в современной экономике 21

2.1 Продовольственный рынок 21

2.2 Эффект Гиффена в  банковской сфере 22

2.3 Парадокс Гиффена на примерах …………………………………………25

Заключение 30

Список использованной литературы: 32

 

Введение

 

В условиях современной ситуации, сложившейся как в экономики  Росии, так и мира в целом возникает  повышенный интерес к изучению процессов  роста цен на различные товары. Падение уровня доходов населения  несомненно сказывается на уровне потребления  различных экономических благ.

 Целью моей курсовой является детальное рассмотрение «парадокса» Гиффена, и соотношение теории по этому вопросу с практикой, т.е. реальной жизнью в современной России.

Изменение цены на товары, прежде всего, затрагивает благосостояние потребителя: когда цена на товар, который  мы приобретаем, повышается - благосостояние потребителя снижается, и наоборот. Для того чтобы рассмотреть данный вопрос с точки зрения экономики  необходимо использовать понятие «Эластичность».

Эластичность спроса - изменение  спроса на данный товар под влиянием  
экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос  
может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает  
снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше  
прироста спроса. Известно, что в общем случае эластичность cпроса и потребления конкретного блага по отношению к его собственной цене отрицательна. Когда цена на благо повышается; то, как правило, спрос на это благо понижается.

Но в экономической  теории существует описание и такой  ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - к повышению спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена (парадоксом Гиффена), а низший товар, который занимает значительное место  в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета  всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена, по имени английского экономиста Р. Гиффена (1837-1910 гг.).

Исследователи потребительского спроса как правило к благам низшего  порядка относят картофель, хлеб, искусственные жиры, полносинтетическую одежду и пр. Благами высшего порядка  являются высококачественные одежда и  обувь, предметы роскоши, сортовые, марочные и экологически чистые продовольственные  товары.

В обобщенных товарных характеристиках  конкретное благо считается благом низшего порядка, если при неизменных ценах и повышении денежного  дохода данное благо спрашивают не чаще, а реже, и делают покупки  не в больших размерах, а в меньших.

Цель моей курсовой работы изуение Товаров Гиффена.

Задачами моей курсовой работы явлеются:

- дать определение понятию «спрос» и основной «закон спроса»;

- обозначить понятия «эластичность  спроса» и «предельная полезность»;

          - рассмотрение эффекта Гиффена в теории и на практике.

- рассмотрение различных точек зрения на эффект Гиффена;

- произвести обзор информации  по поводу наблюдения парадокса  Гиффена в современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1   Эффект Гиффена

 

1.1 Определение понятия Товар Гиффена.

 

Товар Гиффена — товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода). При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса.

Для большинства товаров  при повышении цены снижается  потребление: при повышении цен  на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его, например, рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффена всё наоборот — при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например, макарон.

Все товары Гиффена — малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. Так, например, товарами Гиффена в России являются соль, чай, табак и другие.

В этом заключается «парадокс Гиффена»: при повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах.

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Законы спроса, эластичность спроса

 

Поведение покупателей, их выбор  в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый потребитель руководствуется  своими личными вкусами, отношением к внешнему виду, качеству товаров  и иными субъективными предпочтениями. Однако не стоит выпускать из вида категорию ресурсных ограничений  и возможностей денежного дохода, определяющего платежеспособность покупателя. В данном случае речь идет о категории личного бюджета, основой которого выступают денежные доходы и расходы каждого потребителя.

В любой данный момент времени  личные доходы потребителя представляют собой определенную фиксированную  денежную сумму. Количественно доходы могут существенно различаться, однако их величина выступает в качестве бюджетного ограничения покупательной  способности каждого конкретного  потребителя. Исходя из этого, мы видим, что в каждом  данном случае на индивидуальном уровне перед  каждым потребителем встает проблема экономического выбора, необходимости принятия решения  уже известной дилеммы совмещения ограниченности «ресурса» денежного  дохода и безграничности своих потребностей в разнообразных товарах и  услугах.

Ограниченность личного  бюджета и стремление более рационально  его распределить при различных  и подвижных ценах вынуждают  покупателя делать выбор: одни товары покупать, а от других отказываться. Из многочисленных альтернатив потребитель  выбирает такие варианты и сочетания  товаров, которые соответствуют  его представлениям о полезности покупок, соизмеренных с возможностями  личного бюджета. Полезность товара - это его потребительский эффект, соотносимый и сопоставляемый покупателем  с уплаченными за него деньгами.

Таким образом, потребители  участвуют в формировании спроса. Спрос  играет  большую  роль  на  микроуровне.  То  количество товара, которое потребители желают приобрести для удовлетворения своих  потребностей,  называется  количеством  товара,  на  которое предъявляется  спрос, или величиной, объемом спроса.

Величины спроса должны иметь  определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается  в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет  к соответствующему возрастанию  величины спроса. Бывают случаи, когда  практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения  при прочих равных условиях. 
Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:

1. Обычно люди действительно  покупают данного продукта больше  по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

2. В любой данный период  времени каждый покупатель продукта  получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от  каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено  действию принципа убывающей  предельной полезности - то есть  принципа, согласно которому последующая  единица данного продукта приносит  все меньше и меньше удовлетворения, потребители покупают дополнительные  единицы продукта лишь при  условии, что цена его снижается.

3. На несколько более  высоком уровне анализа закон  спроса можно объяснить эффектами  дохода и замещения. Эффект  дохода указывает на то, что  при более низкой цене, человек  может позволить себе купить  больше данного продукта, не отказывая  себе в приобретении каких-либо  альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает  покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене.

Необходимо учитывать, что  продукт обладает предельной полезностью. Предельная полезность - это добавочная полезность, извлекаемая потребителем из дополнительной единицы конкретной продукции. Но самое главное - предельная полезность каждой последующей единицы  продукции будет падать. Это происходит вследствие того, что потребность  в этом конкретном продукте будет  постепенно удовлетворяться, или «насыщаться». Исходя из этого, экономисты вывели закон  убывающей предельной полезности - начиная с определенного момента  дополнительные единицы каждого  продукта, будут приносить потребителю  постоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение, т.е. происходит убывание предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного  продукта. Если взглянуть на дело со стороны продавца, то убывающая предельная полезность заставляет производителя  понижать цену для того, чтобы побудить покупателя к приобретению большего количества продукции.

 При фиксированном  личном бюджете и неизменных  текущих ценах товаров потребитель  руководствуется своеобразным правилом  здравого смысла: при убывающей  предельной полезности любого  товара он стремится максимизировать  суммарный потребительский эффект  от всех осуществленных покупок.

Поскольку такая оценка неотделима от цен покупаемых товаров, то правило  максимизации потребительского эффекта  достигается при условии: равная предельная полезность товара - на равновеликую единицу денежных затрат. В случае, когда один из товаров имеет сравнительно большую предельную полезность на единицу  денежных затрат, покупатель будет  увеличивать его закупку, стремясь максимизировать суммарный потребительский  эффект именно этими закупками. Одновременно будет сокращаться закупка товара с меньшей предельной полезностью  на такую же единицу денежных затрат. Именно с этой целью покупатель осуществляет «перелив», или переключение, денежных затрат из личного бюджета. Однако в  процессе этого «перелива» расходуемых  на покупки денег покупатель может  определить сначала среднюю арифметическую величину предельной полезности по каждому  из покупаемых товаров. Проиллюстрировать  это возможно с помощью условного  числового примера, представленного  в таблице 1.

Таблица 1. Выбор максимально  полезного товара

Альтернативы выбора товаров

Предельная полезность условных шт.

Цена (Р), ден. единиц

Средняя предельная полезность, MU/P

X

Y

Z

1000

800

450

100

40

30

10

20

15

Информация о работе Товары Гиффена