Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:49, курсовая работа
В условиях современной ситуации, сложившейся как в экономики Росии, так и мира в целом возникает повышенный интерес к изучению процессов роста цен на различные товары. Падение уровня доходов населения несомненно сказывается на уровне потребления различных экономических благ.
Целью моей курсовой является детальное рассмотрение «парадокса» Гиффена, и соотношение теории по этому вопросу с практикой, т.е. реальной жизнью в современной России.
Введение 3
Глава 1 Эффект Гиффена 5
1.1 Определение понятия Товар Гиффена …………………………………….5
1.2 Закон спроса, эластичность спроса 6
1.3 Научный взгляд на “парадокс” Гиффена. 13
Глава 2 Эффект Гиффена в современной экономике 21
2.1 Продовольственный рынок 21
2.2 Эффект Гиффена в банковской сфере 22
2.3 Парадокс Гиффена на примерах …………………………………………25
Заключение 30
Список использованной литературы: 32
Феномен «неестественного» отношения покупателей к росту цены товара, был замечен задолго до открытия таких инструментов экономического анализа, как кривая безразличия и бюджетная линия. Как отмечается в авторитетном экономическом словаре Пэлгрэйва, «первое наблюдение за этим интересным явлением, зафиксированным в литературе, принадлежит Генри Бику (1800 г.), затем более четкая формулировка сути феномена была дана Саймоном Грэем в 1804 г.».
Но в публикациях Р.
Гиффена не удалось найти подтверждение
тому, что он подметил названный
факт. Более того, возникли сомнения
относительно самого факта. В мартовском
номере американского журнала «
Поиски, таким образом, продолжаются. После «отпуска» розничных цен в январе 1992 г. в России в средствах массовой информации в качестве примера «эффекта Гиффена» часто стали приводить увеличение спроса на хлеб, подмеченное статистикой.
«Разоблачения» авторов статьи в «American Economic Review», и пример с увеличением спроса на хлеб «бьют мимо цели». Нет, конечно, оснований сомневаться в том, что в период голода ирландцы в своей массе никак не могли есть картофеля больше, чем прежде. Но это не отрицает возможность существования «эффекта Гиффена» в Ирландии в 1845 г. Рассматриваемый эффект отражает поведение индивидуального, а не коллективного потребителя. (Вспомним экономический смысл кривой безразличия, посредством которой был раскрыт "эффект Гиффена"). Уменьшение общего количества картофеля в Ирландии того времени не исключает, как вынуждены признать и авторы статьи «Р. Гиффен и ирландский картофель», того, что отдельные семьи в течение некоторого времени могли потреблять больше этого продукта, чем раньше. А этого достаточно для констатации «эффекта Гиффена».
С другой стороны, увеличившееся потребление хлеба в России в феврале 1992 г. иллюстрирует не «эффект Гиффена», а снижение реального дохода, приведшего к увеличению потребления «некачественного» блага. «Эффект Гиффена» связан с изменением относительных цен; толчком же к отмеченному увеличению потребления хлеба послужил рост общего уровня цен, при котором мясные и молочные продукты вздорожали не в меньшей мере, чем хлеб.
Рисунок 1.3 «Гиффеново» и «некачественное» блага
Различить два названных эффекта помогает сравнение их сущности в графическом представлении (см. рис. 1.3, где Х - характеризуемое благо).
Левая часть рисунка иллюстрирует
построение графика функции спроса
по цене при порядковом измерении
полезности «гиффенова блага». При
фиксированном номинальном
В правой части рисунка показано, как по мере уменьшения реального дохода вследствие пропорционального роста цен на оба блага потребитель увеличивает спрос (сдвиг линии спроса вправо) на "некачественное" благо.
Товары Гиффена были эфиром микроэкономики. Они должны были существовать, но их никто не видел. Единственный хрестоматийный пример, пояснял Стиглер, никуда не годится. В учебниках растиражирована история ирландского голода 1845-1849 гг., когда цены на картофель резко пошли вверх, и он мог претендовать на роль товара Гиффена. Но нет подтверждений того, что ирландцы стали, есть больше картофеля, хоть он и был для них основным продуктом питания, настаивал Стиглер: подорожание произошло просто потому, что резко сократилось предложение из-за нашествия фитофторы. Еще один пример брался из будущего: если цена на нефть взлетит до небес, расходы на бензин съедят накопления бедных водителей. Они не смогут купить себе новые экономичные автомобили, а их старые колымаги будут потреблять все больше бензина.
“Фантастике не место в экономике, - возмущался чикагский экономист Шервин Розен. - Если парадокс Гиффена не годится для понимания ирландского опыта, то, может, авторы будущих учебников возьмут на себя труд подыскать примеры получше?” А канадский экономист Лоуренс Боланд видел в парадоксе Гиффена крайне уязвимую теорию, которая не только предсказывает несуществующий эффект, но и не может объяснить, почему его не существует.
Глава 2 Эффект Гиффена в современной экономике
2.2 Продовольственный рынок
Парадокс Гиффена отчетливо проявляется в России в кризисные периоды. Известно, что именно тогда, когда люди вынуждены заменять в своём рационе более дорогие и потому недоступные им продукты питания, растет спрос на подорожавшие хлеб, макароны, картофель и аналогичные продукты.
Рассмотрим потребительский рынок 2008 года, например в Ставрополе. Продовольственные товары массового потребления могут считаться неэластичными по цене, то есть спрос на них, крайне слабо зависит от изменения цен. С некоторым допущением их можно считать «товарами Гиффена». На потребительском рынке Ставрополя цены на продовольственные товары выросли с начала года на 13,6% (июнь 2008г. к декабрю 2007г.). Из наблюдаемых продовольственных товаров значительное повышение цен отмечалось на масло подсолнечное, плодоовощную продукцию, продукты переработки зерна, мясопродукты.
Среди продуктов переработки зерна мука пшеничная стала дороже на 32,6%, хлеб и хлебобулочные изделия - на 22,3%, в том числе хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего, 1 и 2 сортов - на 20,6-27,1%; булочные изделия сдобные из муки высшего сорта и бараночные изделия - на 11,0-11,8%.
Макаронные и крупяные изделия подорожали на 25,4%, в том числе: рис шлифованный, макаронные изделия из муки высшего сорта, вермишель, пшено, горох и фасоль - на 27,6%-32,1%. Крупы: овсяная, перловая, манная, овсяные хлопья «Геркулес» - на 17,4-22,4%; крупа гречневая - на 9,2%.
Цены на масло и жиры возросли на 21,9%, из которых масло подсолнечное подорожало на 36,4%, маргарин - на 21,4%, масло сливочное - на 9,3%.3
По логике Гиффена спрос на эти товары так же должен увеличиться. Действительно в январе – июне 2008 г. оборот розничной торговли составил 92,8 млрд. рублей, что на 20,3% больше января – июня 2007г. В расчете на одного жителя края приобретено товаров на 34,3 тыс. рублей, в среднем за месяц – на 5,7 тыс. рублей.
Обратим внимание на
маленький нюанс: подсолнечное
масло значительно поднялось
в цене по сравнению со
2.2 Эффект Гиффена в банковской сфере
Одни учёные утверждают, что не следует ожидать, что в реальном мире будут обнаружены товары Гиффена или товары с возрастающими кривыми спроса. Другие, наоборот, доказывают обратное и считают, что эти товары существуют и обращаются на рынке.
Предположим, что такие товары реально существуют. Понятие «парадокс Гиффена» обычно рассматривают как явление товарного рынка. Но об этом феномене интересно поразмышлять применительно к рынку услуг коммерческих банков. Если говорить о банковском бизнесе, то вряд ли в нем можно разглядеть отдаленный признак того, что входит в категорию «жизненно важные товары или услуги», как, к примеру, тривиальный гиффеновский картофель. Достаточно вспомнить «иерархию потребностей Маслоу», где физиологические потребности (в первую очередь, потребность в пище) лежат в основе поведения человека: «Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить себе жилище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнёт активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворённость и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями».4
Сложно представить, что современное общество подготовлено к тому, чтобы существовать без коммерческих банков, либо структур, их заменяющих. Тем не менее, это вовсе не означает, что деятельность банков настолько важна, что можно без особого труда обнаружить в ней среди банковских услуг товары Гиффена. Как правило, потребители услуг коммерческих банков стремятся разглядеть в них совокупность полезных потребительских свойств, среди которых цена занимает важнейшее место. Обычно, подход клиента к цене оригинальным не назовёшь: цена привлекательнее та, уровень которой ниже. В данном контексте интерес вызывают те услуги банков, которые отвечают следующим требованиям: рост цены сопровождается ростом спроса; кривая спроса возрастающая.
Для поиска «ненормальных гиффеновских товаров» можно обратиться к таким услугам, при создании повышенного спроса на которые, указанная выше закономерность проявляется в полной мере.
Приведём пример ажиотажного спроса на услуги банков. В августе 1998года, с первых дней разразившегося в России глобального экономического кризиса, зафиксирован резкий всплеск спроса на иностранную валюту.
Начиная с октября 2008 года, такой же скачок интереса к долларам и евро наблюдается и по сей день, как отражение бушующего финансово-экономического кризиса всего мира.
Создавшиеся к этому времени условия, при которых повышенный спрос на доллары США и единую европейскую валюту Евро не только не сдерживается ростом цены, но и «подогревается» банками, моделирует реальную обстановку существования товаров Гиффена, то есть, услуг банков со свойствами товаров Гиффена.
Особенности иностранной валюты таковы, что, помимо высоких платёжных свойств, она нередко превращается в выгодное помещение капитала; в некоторых случаях именно вложения в конвертируемую валюту создают эффект преимущественного роста денежных доходов над инфляцией.
Возьмём для примера два показателя: «официальный среднемесячный курс продажи иностранной валюты» и «объём продаж иностранной валюты физическим лицам» и рассмотрим их в динамике. Для иллюстрации воспользуемся статистикой, допустим, за 2001 г.
Таблица 3. Отдельные показатели, характеризующие движение
наличной иностранной валюты в 2001 г.5
Дата продажи |
Среднемесячный курс |
Продано иностранной валюты, физическим лицам, млн. долл. |
январь |
28,8871 |
732,9 |
февраль |
28,9150 |
709,1 |
март |
28,9520 |
761,4 |
апрель |
29,0359 |
736,2 |
май |
29,2171 |
779,2 |
июнь |
29,3409 |
818,0 |
июль |
29,4234 |
913,1 |
август |
29,5416 |
989,7 |
сентябрь |
29,5847 |
749,9 |
октябрь |
29,6592 |
883,1 |
ноябрь |
30,0403 |
1050.7 |
декабрь |
30,5947 |
1179.4 |
Как видно изменения искомых значений однонаправлены. Значит, на рассмотренном временном отрезке причиной роста объёмов потребляемой валюты является рост обменного курса. Кроме того, необходимо учитывать, что официальный курс Центробанка, который мы берем для рассмотрения, на самом деле бывает существенно ниже реального курса продажи валют коммерческих банков, где физические лица, собственно, и приобретают или обменивают валюту. И как ни странно прослеживается следующая закономерность - по мере того, как коммерческие банки увеличивают цену на услуги, спрос на них растёт.
Таблица 4. Объем операций с
наличной иностранной валютой между уполномоченными
банками и физическими лицами в 2008 году
(по всем валютам в млн. долл. США)6
Месяц |
Доллар США |
Официальный среднемесячный курс рубля к доллару США |
Евро |
Официальный среднемесячный курс рубля к Евро |
продано физическим лицам и выдано по конверсии |
продано физическим лицам и выдано по конверсии | |||
Январь |
2002,69 |
24,5001 |
2657,17 |
36,0062 |
Февраль |
2369,39 |
24,5273 |
3578,37 |
36,1231 |
Март |
2237,96 |
23,7604 |
2519,90 |
36,7914 |
Апрель |
2344,28 |
23,5129 |
2192,42 |
37,0635 |
Май |
2338,39 |
23,7196 |
1629,40 |
36,9128 |
Июнь |
2511,30 |
23,6432 |
1722,75 |
36,8040 |
Июль |
2719,74 |
23,3479 |
2066,25 |
36,8417 |
Август |
2724,66 |
24,1533 |
2155,35 |
36,2564 |
Сентябрь |
3521,51 |
25,2699 |
2418,65 |
36,3487 |
Октябрь |
5750,32 |
26,3564 |
5375,33 |
35,2807 |