Эволюция бюджетной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма, основных черт бюджетной системы и бюджетного устройства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и функции бюджета и бюджетной системы государства 5
1.1 Понятие бюджета как социально-экономической и правовой категории 5
1.2 Функции бюджета 7
1.3 Характеристика типов бюджетного устройства государства 10
2 Эволюция бюджетной системы России 13
2.1 Формирование бюджетной дореволюционной России 13
2.2 Бюджетная система СССР 17
2.3 Бюджетная система современной России 23
2.4 Бюджетные системы некоторых зарубежных государств 29
2.4.1 Бюджетные системы унитарных государств 29
2.4.2 Бюджетные системы федеративных государств 31
3 Перспективы развития и направления реформирования бюджетной системы Российской Федерации 35
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ .doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

            Доходы местных бюджетов формируются  за счет закрепления за ними  второстепенных налогов. К их  числу относятся поимущественный,  промысловый, поземельный, некоторые  виды косвенных налогов, надбавки  к государственным, различные сборы, поступления от муниципальной собственности. Для покрытия бюджетных дефицитов региональные органы власти прибегают к местным займам, которые в современных условиях получили широкое распространение.

            Расходы местных бюджетов, помимо затрат, связанных с административной деятельностью местных властей и управлением местным хозяйством, включают расходы по просвещению и здравоохранению. Кроме того, в настоящее время они все больше подключаются к финансированию развития производственной инфраструктуры, государственного регулирования размещения трудовой занятости.

 

    2.4.2 Бюджетные системы федеративных  государств

 

            В федеративных государствах  бюджетная система включает три  звена: государственный (федеральный)  бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Бюджетная система США, например, имеет федеральный бюджет, бюджеты пятидесяти штатов и более 80 тыс. бюджетов местных административных подразделений (3 тыс. округов, 19 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городов и тауншипов, 15 тыс. школьных и 29 тыс. специальных округов). В ФРГ бюджетная система состоит из федерального бюджета, бюджетов шестнадцати земель и бюджетов общин (к земельным приравниваются бюджеты ганзейских городов, к общинным — бюджеты объединений общин и округов); в Канаде — из федерального бюджета, бюджетов десяти провинций и бюджетов местных органов власти (общин, областей, графств).

            По такому же принципу построены  бюджетные системы и в других  федеративных государствах. В современных  условиях, когда наблюдается тенденция к централизации власти и управления, роль членов федерации в формировании общенациональной политики, решении общегосударственных задач значительно уменьшается. Это находит отражение в бюджете членов федерации, которые по возлагаемым на них задачам, составу доходов и расходов приближаются к местным бюджетам. По этой причине в финансовой литературе бюджеты членов федерации нередко относят к категории местных. При федеративном бюджетном устройстве, как и при унитарном, каждое звено функционирует самостоятельно. Местные бюджеты своими расходами и доходами не входят в бюджеты членов федерации, а последние — в федеральный. Ведущая роль принадлежит федеральному бюджету, который является финансовой основой центрального правительства. В США на его долю приходится порядка 60% всех средств, проходящих через бюджетную систему, в Канаде — около 50, в ФРГ — более 40%.

            Распределение и закрепление  функций, а также доходов и  расходов между отдельными властями  и звеньями бюджетной системы  осуществляется на основе законодательных актов. Главные внешние и внутренние государственные обязательства возлагаются на федеральное правительство. Оно осуществляет международные связи, оборону страны, макро-регулирование экономических и социальных процессов, развитие связи, финансирование науки, управление государственным долгом, эмиссию денег.

            За федеральным бюджетом закреплены  основные налоги. В США, например, на долю федерации приходится  порядка 60% поступлений от индивидуального  подоходного налога и налога на прибыль корпораций. В то же время доля акцизов в федеральном бюджете снизилась с 13% в 1960 г. до 3,5% в 1990 г. Большая часть акцизов служит источником доходов штатов и местных органов власти.

   На  федеральный бюджет возложены важнейшие  расходы. Среди них: военные, экономические, часть социальных, выплата процентов по государственному долгу, административные. В федеральном бюджете ФРГ значительное место занимают также расходы, связанные с участием страны в ЕС. В середине 90-х гг. платежи ФРГ в фонды ЕС составляли более 5% всех расходов.

            В круг задач членов федерации  входит административное управление, стимулирование сельскохозяйственной  и промышленной деятельности, решение  социальных вопросов, ряд из которых  находится в совместной компетенции федерации.

            Доходы бюджетов членов федерации  состоят из налогов, поступлений  от принадлежащего им имущества,  средств, привлекаемых за счет  выпуска займов.

            В бюджетах земель ФРГ главное  место принадлежит прямым налогам}  Среди них выделяется подоходный, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства.

            Главными доходными источниками  провинций Канады служат: подоходный  налог с населения, налог на  прибыль корпораций, акцизы, платежи  в фонды социального страхования.

            Расходы бюджетов членов федерации  связаны с осуществлением экономической  и социальной деятельности, оказанием  финансовой помощи сельскому  хозяйству и отдельным отраслям  промышленности, с содержанием административного  аппарата, органов правосудия, полиции.

            Функции местных органов власти, состав доходов и расходов  их бюджетов остаются в условиях  федерации такими же, как в  унитарном государстве. 

            Взаимоотношения отдельных звеньев  бюджетной системы в федеративных  государствах также имеют свои особенности. Например, в США в основном имеет место одностороннее движение средств из вышестоящего бюджетного звена в нижестоящее. Из федерального бюджета средства поступают в бюджеты штатов и местные бюджеты главным образом в виде субвенций. Одной из форм финансовых связей между центральным правительством и местными органами власти стали "блоки" и программы "разделения доходов", получившие развитие в первой половине 70-х гг.

            Блоки — это федеральные субсидии, предоставляемые штатам и местным органам власти с широким кругом функций для использования в определенной законом области (здравоохранение, обеспечение занятости, жилищное строительство и др.). Отличие блоков от субвенций состоит в том, что в пределах одной из указанных сфер получатели имеют право расходовать их самостоятельно.

            Программа разделения доходов  определила принцип разделения  полномочий между центральным  правительством и властями штатов  в сфере финансов, основанный  на главенстве федерации. В  ФРГ федеральный бюджет непосредственно связан с бюджетами земель, которым средства перечисляются в форме дотаций. Последние передают соответствующие суммы общинам. Особенность формирования ресурсов бюджетной системы ФРГ состоит в том, что поступления от подоходного налога делятся между федеральным бюджетом (42,5%), бюджетом соответствующей земли (42,5%) и местным бюджетом (15%), а от налогов на прибыль корпораций — между федеральным бюджетом (50%) и бюджетами земель (50%).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 3 Перспективы  развития и направления реформирования бюджетной системы Российской Федерации

 

   Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с  одной стороны, на выход экономики  из кризиса и решение важнейших  социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и  бюджетной стабильности. Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:

   1) Использование бюджета в качестве  одного из важнейших инструментов  стимулирования экономики в период  выхода из кризиса. Россию кризис  коснулся сразу по нескольким  направлениям. Осенью прошлого года произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело к падению цен на экспорт. Быстрое снижение экспортных доходов сократило внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых иностранных займов и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской экономики.

   В период 2010-2012 годов в рамках достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

   а) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего  спроса и решения острых социальных проблем.

   б) Поддержка реального сектора  экономики в условиях рецессии и  после кризисного периода.

   2) Обеспечение среднесрочной и  долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости.

   В ближайшие три года российская экономика  столкнется с резким сокращением  ресурсов - это касается текущих  доходов и накопленных ранее  резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области  расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.

   3) Повышение эффективности расходов  бюджета

   Уровень эффективности многих государственных  расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности  государственных расходов, чтобы  сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:

   а) Комплексная инвентаризация бюджетных  обязательств, особенно в социальной сфере. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту и развитию социальной сферы, но ложится "тяжёлым грузом" на бюджетную систему.

   б) Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В рамках этого направления необходимо разработать и внедрить эффективную систему распределения бюджетных средств по ведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.

   в) Сокращение государственного сектора и одновременное повышение его эффективности. Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, особенно образования и здравоохранения.

   г) Развитие государственно-частного партнерства  в рамках целевых программ и отдельных проектов. Без такого сотрудничества, особенно в текущих условиях, многие важные программы не могут быть реализованы.

   4) Повышение эффективности налоговой  системы

   В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства  и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей. На сегодняшний день государственная политика в области расходов привела к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов.

   5) Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам. Одним из источников дополнительного финансирования пенсий станет повышение страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой станет введение механизма валоризации - переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал будет проиндексирован на 10% плюс по 1% за каждый год "советского" трудового стажа до 1991 года.

   6) Разработка и реализация совместно  с Банком России мер по поддержанию  стабильности банковской системы. В ближайшее время функционирование банковского сектора будет определяться динамикой объема просроченной задолженности в портфелях банков, а также существенным ограничением доступа к ресурсам с международных рынков капитала.

   Для сохранения бюджетных резервов в  форме средств Фонда национального  благосостояния в 2010-2012 годах повышается доля государственных заимствований в финансировании дефицита федерального бюджета. В 2009 году на срок до 1 января 2013 года приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП. В целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета составить в 2010 году 2,0 % к ВВП, в 2011 году - 2,7% к ВВП, в 2012 году - 1,6 % к ВВП.

Информация о работе Эволюция бюджетной системы России