Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:33, курсовая работа
«История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах и в России собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало — составляет смету доходов и расходов на определенный период.
1. Сущность и функции бюджета, взаимосвязь с государственными доходами 3
2. Дискуссионные вопросы сущности и функций доходов бюджета 16
3.Роль бюджетных доходов в социально-экономическом развитии государства 29
Список литературы 35
Обязательные
платежи, взимаемые с физических
и юридических лиц при
Получается,
что соотнесение таможенных платежей
в структуре бюджета с
- определение
уровня развития налоговых
- оценка совершенства тех или иных экономических моделей;
- для выяснения роли бюджетных доходов в социально-экономическом развитии государства, чему будет уделено внимание в заключительной главе работы.
Российская Федерация в настоящее время находится на этапе глобальных изменений в экономике и социальной сфере, важнейшими проявлениями которых выступают инновационный путь развития страны, гуманизация основных сфер жизни, изменение роли образования, науки и культуры в обществе. Возрастание роли человеческого фактора в решении социально-экономических задач обусловливает повышение значения социальной сферы как важнейшего фактора обеспечения всестороннего и гармоничного развития личности. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Эти процессы способствуют повышению роли человеческого капитала и необходимости изучения проблем качества жизни. Особенно это актуально стало в связи с преодолением последствий финансового кризиса.
Экономический кризис затронул Российскую Федерацию в 2009 г. в гораздо большей степени, нежели чем прогнозировало Правительство РФ годом ранее. Из всех крупных экономик в мире в России наблюдался наибольший спад - ВВП снизился на 8,9% по итогам 2009 г. Органы государственной власти пытаются снизить последствия кризисных явлений, в том числе посредством инструментов бюджетной политики.
Доходы федерального бюджета относительно ВВП имеют тенденцию к снижению и в 2012 г. составят 15% ВВП. Доля расходов в ВВП увеличивается в 2009 г., что обосновывается органами государственной власти необходимостью осуществления антикризисных мер, далее происходит снижение на докризисный уровень. Это привело к переходу от огромного профицита бюджета в 2006 г. к дефициту в 2010 г. - 6,8 % ВВП, который снизится к 2012 г. до 3 % ВВП.
Налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета за 2011 г. составили 11042,5 млрд. руб. и увеличились по сравнению с 2010 г. на 33,3%. за счет налоговых и неналоговых доходов (по итогам 2008 г. - 99,9 %).
Самым весомым доходным источником федерального бюджета являются доходы от внешнеэкономической деятельности, которые поступили за 2011 г. в сумме 4442,1 млрд. руб. (40,2 %) и увеличились по сравнению с 2010 г. на 37,6%.
Бюджетная политика Российской Федерации в области доходов приводит к снижению доли доходов федерального бюджета в ВВП. Влияют на это следующие факторы:
- ухудшение
внешнеэкономической
- снижение
налогооблагаемой базы по
- пенсионная реформа, приведшая к отмене с 2010 г. ЕСН.
Рассмотрим подробнее возможные варианты влияния бюджетных доходов на социально-экономическую политику России в ближайшем будущем.
Принятые решения в области пенсионной реформы не обеспечивают сбалансированность пенсионной системы, неоправданно увеличивают нагрузку на фонд оплаты труда, подразумевают необходимость постоянной подпитки из федерального бюджета. Следовательно, налоговая система нуждается в изменениях, обеспечивающих ее адаптацию к процессу старения населения.
Во-вторых, при опережающем росте несырьевых отраслей и укреплении реального курса рубля доля добывающего сектора в ВВП будет сокращаться. При этом налоговая нагрузка на добывающий сектор существенно больше, чем на другие секторы. В результате в среднесрочной перспективе Россия столкнется со снижением рентных поступлений в бюджет, что приведет к необходимости оптимизировать налоговую нагрузку на экономику.
Для повышения коэффициента замещения в конце 2009 г. правительство РФ осуществило масштабное изменение пенсионной системы. В итоге суммарные расходы на пенсионное обеспечение по сравнению с 2009 г. выросли на 1,3 трлн. руб., или 2,4% ВВП, что привело к увеличению дефицита пенсионной системы до 5,2% ВВП в 2010 г. Для компенсации возросших расходов с 2011 г. тариф на обязательное пенсионное страхование увеличивается с 20 до 26%. При этом совокупный тариф на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование повышается с 26 до 34%. В результате налоговая нагрузка на фонд оплаты труда увеличится на 1,6% ВВП.
Предлагаемые
тарифы страховых взносов гораздо
выше, чем в большинстве стран
ОЭСР. Увеличение налоговой нагрузки
на труд противоречит общемировой тенденции,
когда для повышения
В среднесрочном периоде в пенсионную систему необходимо привлечь иные финансовые ресурсы помимо страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В дополнение к средствам резервных фондов речь может идти о приватизации государственного имущества, в том числе путем передачи его в Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды в счет текущих взносов по накопительному элементу пенсионного обеспечения.
Для поддержания долгосрочной сбалансированности пенсионной системы необходимо повысить пенсионный возраст. При всей политической сложности данного вопроса отметим, что это (в сочетании с другими мерами) позволит решить проблему сбалансированности пенсионной системы в долгосрочном периоде, добиться увеличения коэффициента замещения. Для минимизации соответствующих политических издержек такое повышение должно быть постепенным и коснуться лишь людей, в настоящее время сравнительно молодых.
В настоящее время Россия по демографическим причинам уже вступила в длительный период сокращения трудовых ресурсов: как ожидается, численность занятого населения в ближайшие десять лет сократится на 4 млн. человек. В этих условиях спрос на трудовые ресурсы в стране неизбежно возрастет.
Увеличение пенсионного возраста приведет к заметному снижению расходов на пенсионное обеспечение, так как эффект от снижения продолжительности пребывания на пенсии перекроет влияние роста пенсионного капитала. В итоге удастся достичь как увеличения коэффициента замещения, так и снижения дефицита пенсионной системы.
Экспортные пошлины. Структурная перестройка российской экономики в долгосрочном периоде тесно связана с отменой экспортных пошлин, наличие которых означает субсидирование отечественных потребителей сырья и энергоносителей за счет ренты от использования природных ресурсов, принадлежащих государству. При существующей системе добывающие предприятия платят НДПИ, экспортную пошлину и несут потери в размере разницы между внутренней и мировой ценами при реализации продукции на внутреннем рынке.
Отмена экспортных пошлин, компенсированная увеличением НДПИ и акцизов на нефтепродукты, приведет к росту внутренних цен на сырье и энергоносители до уровня мировых. В результате отечественные предприятия будут вынуждены повышать ресурсоэффективность производства до уровня стран - импортеров сырья и энергоносителей. Без осуществления подобной меры вряд ли можно обеспечить эффективное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.
Для российской
нефтеперерабатывающей
В связи с этим целесообразно поэтапно реформировать экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. На первом этапе экспортную пошлину на нефть снизить до уровня, обеспечивающего приемлемую экономическую эффективность нефтепереработки, и отменить экспортную пошлину на нефтепродукты. На втором этапе, по завершении в основном модернизации российской нефтеперерабатывающей промышленности, отменить экспортную пошлину на нефть.
Снижение и отмену экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты целесообразно компенсировать частично за счет повышения ставки НДПИ, а частично за счет повышения акцизов на нефтепродукты. Ставка НДПИ при добыче нефти должна быть повышена в размере, компенсирующем снижение экспортной пошлины на нефть, а ставка акцизов на нефтепродукты - в размере, компенсирующем отмену экспортной пошлины на них.
Одновременно следует снижать ставку НДПИ для отдельных регионов и категорий месторождений с повышенными затратами на разработку. В дальнейшем на новых нефтяных месторождениях целесообразно вводить налог на дополнительный доход.
Налог на добавленную стоимость. Здесь можно предложить следующие меры:
- упорядочить
и упростить возмещение НДС
в условиях нулевой ставки
и других случаях. В частности,
- ввести единую
ставку НДС на уровне, обеспечивающем
неизменность доходов бюджета
(16 - 17%). Переход на единую ставку
будет способствовать
- сократить
количество освобождений от
Прямые налоги. Изменение налоговой структуры предполагает постепенное сокращение доли отдельных прямых налогов в пользу налогов на потребление. Для этого целесообразно:
- создать
эффективную систему контроля
за трансфертным
- увеличить необлагаемый минимум по НДФЛ до уровня, сопоставимого с МРОТ;
- перейти
от упрощенной системы
Информация о работе Экономическое содержание доходов бюджета