Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 19:13, реферат
Вооруженные Силы Российской Федерации являются гарантом внешней безопасности и обороноспособности государства. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против России; для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории. Новой для них функциональной задачей, указанной Президентом Российской Федерации, в преддверии изменений Концепции национальной безопасности является использование Вооруженных Сил Российской Федерации для борьбы с международным терроризмом. В силу этого их деятельность связана с важнейшими сведениями о военном потенциале и обороноспособности государства, а также другой конфиденциальной информацией, разглашение которой может привести к серьезным последствиям.
Мы живем в период бурного развития информационных технологий, в том числе применяемых в военных и разведывательных сферах деятельности государства, строим современные Вооруженные Силы в условиях борьбы с мировым терроризмом. Не оставляет сомнений тот факт, что анализ большого количества доступной военной информации может существенно приблизить потенциального противника к обладанию сведениями, составляющими государственную тайну Российской Федерации. Для этого он использует новейшие компьютерные технологии, позволяющие быстро анализировать, сортировать полученную информацию и в конечном итоге получить объективные сведения о тех или иных сторонах деятельности интересующего его государства. В таких условиях роль военной тайны в обеспечении военной безопасности России становится все более актуальной.
Исходя из вышеизложенного можно сформулировать определенные выводы и предложения, касающиеся второй составляющей военной тайны:
– во-первых, органы военного управления обязаны ограничивать доступ к определенным категориям информации – огромной массе сведений военного содержания, не имеющих грифа секретности, но не подлежащих оглашению. Речь идет о сведениях, содержащих такую информацию, которая при соответствующем анализе может быть использована во вред военной безопасности государства;
– во-вторых, необходимость в дополнительной защите компонентов военных сведений, не являющихся государственной тайной, но не подлежащих оглашению (военных сведений конфиденциального характера), обусловлена тем, что в обобщенном виде они впоследствии могут стать государственной тайной;
– в-третьих, совокупность военных сведений, не подлежащих оглашению, но не имеющих грифа секретности, должна определяться органами военного управления и предусматриваться специальным перечнем, утверждаемым министром обороны. Например, нормативным актом, юридически закрепляющим данный подход, может служить Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г.;
– в-четвертых, ответственность военнослужащих за разглашение таких сведений должна наступать в рамках специальной нормы, устанавливающей уголовную ответственность за разглашение военной тайны, введенной в разд. XI Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против военной службы».
3. Области применения института военной тайны
Следует отметить, что в современных условиях областью применения института военной тайны может стать защита пограничных сведений, которые при соответствующей интеграции становятся государственной тайной, либо производных от нее сведений.
В деятельности Вооруженных
Сил военных сведений конфиденциального
характера образуется достаточно много
(научно-технические военные
Таким образом, исходя из вышеприведенных
аргументов, есть необходимость в
теоретическом и
В целях приведения в соответствие положений, раскрывающих содержание государственной и военной тайны в федеральных законах, нормативных актах органов военного управления, охраняемые сведения военного содержания необходимо классифицировать следующим образом:
а) сведения в военной области, составляющие государственную тайну;
б) военные сведения конфиденциального характера, не подлежащие оглашению, доступ к которым ограничен органами государственной власти и военного управления в соответствии с федеральным законом;
в) военные сведения ограниченного распространения.
Первые две категории несут значительную правовую нагрузку и, несомненно, требуют уголовно-правовой охраны. Третья категория не требует такой охраны. Достаточно будет дисциплинарных мер воздействия со стороны органов военного управления в соответствии с общевоинскими уставами.
В практическом значении военную
тайну следует рассматривать
в узком смысле, выделяя только
вторую ее составляющую, чтобы отграничить
от государственной тайны и не
допустить чрезмерного
Военной тайной признаются сведения военного содержания конфиденциального характера, доступ к которым ограничен органами государственной власти и военного управления в соответствии с федеральным законом.
Предлагается отразить приведенное определение, например, в Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» 1997 г. №188 и на основании указанных норм закрепить режим обеспечения сохранности военной тайны в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Представляется целесообразным на федеральном уровне, с учетом отечественной и зарубежной практики, ввести для данной категории сведений специальный гриф «конфиденциально».
Данный подход к решению
проблемы нормативного оформления военной
тайны объясняется также
Законодательное определение
института военной тайны
4. Основные положения
по обеспечению сохранности
тайна государственный военный сохранность
1. Определение полномочий
центральных органов военного
управления в области
2. Установление перечня сведений, которые в обязательном порядке должны быть отнесены органами военного управления к военной тайне. Здесь речь может идти о включении в данный институт таких видов информационных данных, как тактико-технические характеристики отдельных образцов вооружения и техники, дислокации некоторых воинских частей и подразделений.
3. Регламентация обеспечения
защиты персональных данных о
военнослужащих при накоплении
и хранении этой информации
в информационных системах
4. Установление предельных
сроков сохранения указанных
сведений в режиме «не
5. Формирование исчерпывающего перечня сведений, содержащихся в иных законодательных актах, доступ к которым не может быть ограничен.
6. Установление порядка
хранения и условий
7. Одним из основных
разделов предполагаемого
Одним из оптимальных способов организации защиты сведений, составляющих военную тайну, может быть максимальное приближение уровня защиты этих сведений к государственной тайне (использование единого делопроизводства, защищенных линий связи и технических средств, возложение обязанностей по контролю за обеспечением сохранности данных сведений на соответствующие подразделения по защите государственной и военной тайны).
8. Деятельность по обращению
и защите сведений, составляющих
военную тайну, должна быть
ограничена системой
С учетом особого характера
военных сведений ограниченного
распространения – третьей
5. Предложения,
направленные на
Систематическое выявление
угроз и их источников, структуризация
целей обеспечения
Проведение сертификации
общего и специального программного
обеспечения, пакетов прикладных программ
и средств защиты информации в
существующих и создаваемых
Постоянное совершенствование средств защиты информации от несанкционированного доступа, развитие защищенных систем связи и управления войсками и оружием, повышение надежности специального программного обеспечения;
Совершенствование структуры функциональных органов системы обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и координация их взаимодействия;
Совершенствование приемов
и способов стратегической и оперативной
маскировки, разведки и радиоэлектронной
борьбы, методов и средств активного
противодействия информационно-
Подготовка специалистов
в области обеспечения
Заключение
В заключение хотелось бы заметить,
что формирование института военной
тайны для отечественной
Используемая литература
1. Словарь военных терминов / Сост. А.М. Плехов. М.: Воениздат, 1988. С. 335.
2. Терминология в области защиты информации // Справочник ВНИИстандарт. 1993. С. 9.
3. И.А. Слободанюк Под грифом конфиденциально http://www.lawmix.ru/comm/2961
4. А.А. Фатьянов Тайна как социальное и правовое явление: Ее виды // Государство и право. 1998. №6. С. 5 – 14.
5. Концепция национальной безопасности России // Российская газета. 2000.
Размещено на Allbest.ru