Квалификация нарушений правил несения пограничной службы и их отличие от смежных составов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что в настоящее время важные проблемы правового регулирования ответственности за нарушение правил несения пограничной службы не получили достаточного освещения в научной литературе.
Целью данной работы комплексное исследование ответственности за нарушение правил несения пограничной службы.
Объектом исследования являются общественные отношения, складываю-щиеся в процессе предупреждения, выявления и расследования нарушений правил несения пограничной службы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и социально-правовая характеристика нарушений правил несения пограничной службы 5
1.1 Общественная опасность нарушений правил несения пограничной службы (социально правовой аспект) 5
1.2 История развития законодательства об ответственности за нарушение правил несения пограничной службы в России 7
Глава 2. Объективные и субъективные признаки нарушения правил несения пограничной службы 12
2.1 Порядок несения пограничной службы как объект уголовно правовой охраны 12
2.2 Объективная сторона нарушения правил несения пограничной службы как уголовного преступления 15
2.3 Субъекты нарушения правил несения пограничной службы 20
2.4 Субъективная сторона нарушений правил несения пограничной службы 25
Глава 3. Квалификация нарушений правил несения пограничной службы и их отличие от смежных составов 30
Заключение 37
Список используемой литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Ответственность за нарушение правил несения пограничной службы в России.docx

— 74.06 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что в настоящее время  важные проблемы правового регулирования ответственности за нарушение правил несения пограничной службы  не получили достаточного освещения в научной литературе.

Целью данной работы комплексное исследование ответственности за нарушение правил несения пограничной службы.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе предупреждения, выявления и расследования нарушений правил несения пограничной службы.

Предмет исследования составили нормы уголовного права, уголовно-процессуального права, доктринальные исследования, а также судебно-следственная практика.

С учетом поставленных в работе целей необходимо решение следующих задач:

- исследовать вопросы  общественной опасности нарушений  правил несения пограничной службы;

- исследовать историю  развития законодательства об  ответственности за нарушение правил несения пограничной службы в России;

- охарактеризовать порядок  несения пограничной службы как  объект уголовно правовой охраны;

- исследовать объективную  сторону нарушения правил несения  пограничной службы как уголовного преступления;

- установить субъектов  нарушения правил несения пограничной  службы;

- исследовать вопросы  субъективной стороны нарушений  правил несения пограничной службы;

- исследовать вопросы  квалификации нарушений правил  несения пограничной службы и их отличие от смежных составов;

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в работе выводы и предложения могут быть использованы при совершенствовании действующего законодательства об ответственности за нарушение правил несения пограничной службы, а также в правоприменительной деятельности следователей и судов.

Структуру работы обусловили цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя несколько параграфов, заключения и  списка используемой литературы.

 

 

 

Глава 1. Понятие и социально-правовая характеристика нарушений правил несения пограничной службы

 

1.1 Общественная  опасность нарушений правил несения  пограничной службы (социально правовой  аспект)

 

В ст. 1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"1 сформулировано определение: "Государственная граница - линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации".

Согласно ст. ст. 3 и 28 вышеназванного Закона охрана Государственной границы Российской Федерации осуществляется Пограничной службой ФСБ России, которая обеспечивает ее защиту и охрану на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, а также в пунктах пропуска через Государственную границу.

Защиту Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде обеспечивает Министерство обороны Российской Федерации. Содействие Пограничной службе ФСБ России в защите Государственной границы Российской Федерации оказывают и другие федеральные органы исполнительной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 29 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"). Однако военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, МВД России, других войск и воинских формирований Российской Федерации пограничную службу не несут, даже если они привлекаются для оказания помощи подразделениям Пограничной службы ФСБ России в ликвидации пограничных инцидентов.

Законодатель в ст. 341 УК РФ2 предусмотрел уголовную ответственность только за нарушение правил несения пограничной службы. В пунктах пропуска через Государственную границу пограничная служба принимает форму пограничного контроля, который в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" представляет собой проверку документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации, досмотр транспортных средств в целях обнаружения нарушителей правил пересечения Государственной границы.

Пограничную службу несут только военнослужащие, входящие в пограничный наряд либо выполняющие иные обязанности пограничной службы, в основном из состава подразделений, осуществляющих непосредственную защиту и охрану Государственной границы Российской Федерации.

Правовые основания уголовной ответственности военнослужащих за нарушение правил несения пограничной службы установлены в УК РФ: в ст. 8, которая таким основанием называет совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, и в ст. 341, раскрывающей признаки этого состава преступления; их наличие в деянии лица позволяет правоприменителю рассматривать его как преступление и привлекать виновного к уголовной ответственности.

Общественная опасность деяния, предусмотренного ст. 341 УК РФ, определяется нарушением установленного порядка несения пограничной службы, что создает реальную угрозу неприкосновенности Государственной границы РФ и безопасности государства.

Порядок несения пограничной службы установлен Конституцией РФ (ст. 71), Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации", Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности"; указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ; Временным уставом Пограничных войск РФ; приказами, инструкциями, наставлениями, иными нормативными правовыми актами должностных лиц Федеральной службы безопасности РФ, а также приказами, инструкциями командиров воинских частей, начальников застав конкретным пограничным нарядам на охрану конкретных участников границ, отданными в пределах их компетенции.

Под причинением вреда интересам безопасности государства понимается ослабление охраны Государственной границы РФ, вооруженное вторжение войсковых групп и банд, непресечение вооруженных и иных провокаций на границе, причинение внешними посягательствами вреда населению, государственной собственности и собственности граждан, проживающих, в частности, в пограничной зоне, беспрепятственном перемещении через Государственную границу РФ взрывчатых, отравляющих, радиоактивных, наркотических веществ и предметов, запрещенных к ввозу и вывозу из государства, оставлении без контроля перемещений вдоль российской границы иностранных судов и т.п.

В силу бланкетного характера диспозиции ст. 341 УК РФ правовым основанием уголовной ответственности за совершение рассматриваемого преступления также признаются правила несения пограничной службы, нарушенные конкретным противоправным деянием.

Нарушения военнослужащим Пограничной службы ФСБ России правил несения пограничной службы делают возможным негативное поведение другого физического лица, действия которого непосредственно приводят к отрицательному результату для интересов безопасности государства.

 

1.2 История развития  законодательства об ответственности  за нарушение правил несения пограничной службы в России

 

Рассматривая вопрос развития законодательства об ответственности за нарушение правил несения пограничной службы необходимо отметить следующее. История охраны Государственной границы, в том числе в пунктах пропуска (специально отведенных местах), - это составная часть истории Российского государства, и она напрямую связана с историей формирования ее территорий и установления границ, политической историей, историей развития экономики, культуры. Поэтому нельзя сводить историю охраны Государственной границы к истории собственно пограничной стражи и войск. К охране границ Государства Российского, осуществлению пропуска через границу лиц, транспортных средств, перемещения товаров, животных были причастны таможенные органы, пограничники, жандармское, внешнеполитическое и военное ведомства, корчемная стража и др.

Наличие контроля за пересечением границы в России, как и в других странах, позволяло государству обеспечивать суверенитет над своей территорией, ее безопасность, пресекая попытки въезда "нежелательных лиц", иметь значительный доход в бюджет государства путем взимания различного вида пошлин, способствовало развитию отечественного промышленного производства за счет ограничения ввоза некоторых иностранных и вывоза отечественных товаров и др.

Несмотря на то, что охрана государственной границы осуществлялась на протяжении всего времени существования государства российского, специальные составы за нарушение правил несения пограничной службы были не всегда.

Анализ исторических источников России и других стран показал, что постепенно, в течение нескольких веков, институт военно-уголовного права претерпевал ряд существенных изменений, которые выразились в полном исчезновении или в частичном изменении либо в появлении новых уголовно-правовых норм. Это явилось следствием изменения общественно-политических условий, военных доктрин государства, его интересов. Но главная идея законодателя заключалась в том, что совершенствование этих норм должно было способствовать укреплению армии - важного инструмента в решении военно-политических задач.

До царствования Петра I российское военно-уголовное законодательство существовало наравне с общеуголовным и соответствовало развитию военной организации общества.

В России первые особые постановления о проступках ратных людей появились в изданном при царе Михаиле Федоровиче в 1621 г. Уставе ратных, пушкарских и других дел, касающихся до военной науки, а затем получили развитие в Соборном уложении 1649 г.3 царя Алексея Михайловича.

Окончательное закрепление ответственности военнослужащих за нарушения, допущенные при несении караульной службы и против лиц, несущих службу в карауле, происходит в Воинском артикуле Петра I от 26 апреля 1715 г.

В Воинском артикуле Петра I четко прослеживается стремление к укреплению государственной власти и ее опоры - армии путем введения единоначалия, жесточайшей воинской дисциплины. Особое внимание было уделено регулированию ответственности за злоупотребление командиров по службе, за насильственные действия против офицеров всех рангов и, наоборот, за насилие командиров в отношении подчиненных, в том числе и ответственности за нарушение службы в караулах.

Следующим и наиболее значимым законодательным актом (Александровские реформы), регулирующим уголовную ответственность за нарушение правил караульной службы, являлся Воинский устав о наказаниях 1868 г. В связи с изданием Уложения о наказаниях 1845 г.  возникла необходимость принятия новых военно-уголовных законов, и уже в 1846 г. была образована особая комиссия под руководством сенатора Капгера, которая приступила к составлению проекта нового Военно-уголовного уложения.

Воинский устав о наказаниях 1868 г., с последующими изменениями, действовавший до Октябрьской революции, был базовым для дореволюционного военно-уголовного законодательства как с точки зрения собственно материального права, так и с точки зрения конструкции его норм. Он не являлся составной частью общеуголовного законодательства и не применялся без Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Применение Воинского устава без Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. было невозможно, поскольку в последнем были изложены общие нормы о преступлении и наказании. Воинский устав содержал лишь исключения, находившиеся вне области правового регулирования Уложения, поскольку они были обусловлены спецификой воинских преступлений и статусом лиц, совершивших эти преступления.

До Октябрьской революции службу по охране границ империи нёс Отдельный корпус пограничной стражи, а контроль за въездом в империю и выездом за её пределы осуществляла пограничная жандармерия.

Декретом Совнаркома 28 мая 1918 года была учреждена Пограничная охрана РСФСР. Тогда же было создано Главное управление погранохраны, в которое в полном составе перешли офицеры бывшего Управления отдельного корпуса погранстражи России.

Уголовный Кодекс РСФСР 1922 года4 в особенной части содержит отдельную главу  VII. воинские преступления, однако данная глава не содержала самостоятельного состава об ответственности за нарушения правил несения пограничной службы.

Следующий уголовный кодекс 1926 года5, также содержал отдельную главу о воинских преступлениях, однако специального состава  об ответственности за нарушения правил несения пограничной службы в нем так же не было.

УК РСФСР 1926 включал статью 59.10, которая предусматривала уголовную ответственность за способствование переходу государственной границы без соответствующего разрешения, совершенное в виде промысла или должностными лицами. Однако данный состав не выделял военнослужащих пограничных войск в качестве специального субъекта.

И только принятый в 1960 году УК РСФСР6 уже содержал самостоятельный состав об ответственноти за нарушение правил несения пограничной службы. В соответствии со статьей 256 УК РСФСР 1960 года

а)нарушение правил несения пограничной службы лицом, входящим в состав наряда по охране Государственной границы СССР, -

наказывается лишением свободы на срок от одного года до трех лет;

б) то же деяние при смягчающих обстоятельствах -

влечет применение правил Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Союза ССР;

в) деяние, предусмотренное пунктом "а" настоящей статьи, повлекшее тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

 

 

 

Глава 2. Объективные и субъективные признаки нарушения правил несения пограничной службы

 

2.1 Порядок несения  пограничной службы как объект  уголовно правовой охраны

 

Большинство теоретиков уголовного права признают пограничную службу одним из специальных видов военной службы, к которым также относят боевое дежурство (боевую службу в ВМФ), караульную службу, службу по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, внутреннюю службу и патрулирование в гарнизоне7. Такое мнение основано на том, что условия организации этих служб и пограничной службы имеют некоторые сходные черты. К примеру, несение пограничной службы так же, как и караульной службы, является выполнением боевой задачи в мирное время.

Информация о работе Квалификация нарушений правил несения пограничной службы и их отличие от смежных составов