Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:28, диссертация

Краткое описание

В настоящее время численность военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах составляет 8,5% от общей численности личного состава. Если рассматривать количество военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах в соотношении не с общей численностью военнослужащих, а только в сравнении с числом военнослужащих по контракту, то их относительная численность значительно превысит указанные 8,5%. В пограничных органах федеральной службы безопасности (далее – пограничные органы) военнослужащие–женщины вообще составляют значительную часть личного состава.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ 34
§3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН
В ЗАРУБЕЖНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 53
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ 75
§ 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 75
§ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ
И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 97
§3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
БИБЛИОГРАФИЯ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 169

Вложенные файлы: 1 файл

19-0075.doc

— 876.00 Кб (Скачать файл)

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о несовершенстве правового регулирования статуса военнослужащих–женщин, что приводит к возникновению проблем при его реализации. Налицо противоречие между служебной и семейно–бытовой функциями военнослужащих–женщин, вызванное простым распространением норм трудового права на военно–служебные отношения без учета специфики последних. В частности, предусмотренный военным правом Российской Федерации порядок предоставления отпусков по уходу за ребенком может отрицательно сказываться на выполнении служебных задач. Особенно остро данная проблема стоит для органов пограничного контроля, учитывая, что военнослужащие–женщины составляют большую часть личного состава данных органов. В связи с этим предлагаем распространить с некоторыми изменениями институт приостановления военной службы на случаи нахождения военнослужащих в отпуске по уходу за ребенком. Помимо изменения порядка предоставления отпусков по уходу за ребенком необходим комплекс мер, направленных на устранение вышеуказанного противоречия: развитие сети бытовой инфраструктуры, оказание материальной поддержки военнослужащим, имеющим малолетних детей и т.д.

Нами также выявлены трудности реализации права военнослужащих–женщин  на охрану здоровья и безопасные условия  службы. Полагаем необходимым разработать нормативные правовые акты, закрепляющие требования к условиям несения службы военнослужащих–женщин, а также пересмотреть порядок пользования услугами учреждений здравоохранения.

Подводя итог, хотим отметить, что из всего многообразия правовых гарантий реализации статуса военнослужащих–женщин особое внимание следует уделить развитию таких гарантий реализации их прав, как повышение эффективности правовых норм, осуществление профилактики правонарушений, совершаемых в отношении данной категории военнослужащих, усиление контроля за соблюдением законодательства об охране семьи, материнства и детства, а также повышению уровня правовой культуры военнослужащих–женщин, прежде всего – знания своих прав и способов их защиты, а также обязанностей.

Выводы по второй главе

 

Нами были рассмотрены  элементы правового статуса военнослужащих–женщин, что позволило выявить особенности в правовом регулировании их прав, обязанностей и ответственности. Основными особенностями правового регулирования прав данной категории военнослужащих является наличие у военнослужащих–женщин особых (дополнительных) прав, гарантий при увольнении с военной службы, а также ограничений при назначении на воинские должности. Предоставление военнослужащим–женщинам дополнительных прав влечет за собой ограничение круга обязанностей, к которым можно привлечь данную категорию военнослужащих. Это ограничение по привлечению к работам с вредными и опасными условиями труда, работам, связанным с перемещением тяжестей, по направлению в служебные командировки и привлечению к ночным и сверхурочным работам, к несению караульной и гарнизонной служб. Ограничения же в объемах обязанностей в свою очередь приводят к уменьшению объема военно–служебных прав, призванных обеспечить исполнение этих обязанностей, а также ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей. Это подтверждает выводы теоретической части нашего исследования о системном характере статуса военнослужащих–женщин и о том, что его специфика определяется учетом в военном праве требований законодательства об охране семьи, материнства и детства. Нами также выявлены недостатки в правовом регулировании статуса данной категории военнослужащих и предложены способы их устранения.

В ходе проведенного исследования нами не выявлено каких–либо существенных противоречий законодательству об охране семьи, материнства и детства. При этом установлено, что по сравнению с трудовым правом нормами военного права необоснованно сужен круг лиц, на которых распространяется действие законодательства об охране семьи, материнства и детства. Полагаем необходимым внести изменения в нормы военного права и указать в п. 9 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», что социальные гарантии и компенсации, предусмотренные нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства, распространяются на военнослужащих–женщин, а также иных лиц с семейными обязанностями. То есть речь идет об имплементации в военное законодательство понятия «лицо с семейными обязанностями».

В ходе исследования нами также был выявлен ряд трудностей, возникающих при реализации отдельных прав военнослужащих–женщин, вызванных несовершенством правового регулирования в данной сфере. Особенно острым является противоречие между служебной и семейно–бытовой функцией военнослужащих–женщин, связанное с распространением норм трудового права на военно–служебные отношения без учета специфики военной службы. В качестве способов разрешения этого противоречия мы видим, во–первых, изменение действующего порядка предоставления отпусков по уходу за ребенком, во–вторых, разработку системы мер, направленных на стимулирование возвращения военнослужащих к исполнению служебных обязанностей после использования таких отпусков, в третьих, развитие семейно–бытовой инфраструктуры воинских частей. Выявлены также затруднения, связанные с реализацией права на охрану здоровья и безопасные условия службы, и предложены пути их решения.

Из всего  многообразия правовых гарантий реализации статуса военнослужащих–женщин наибольшее значение имеют такие гарантии, как повышение эффективности правовых норм, осуществление профилактики правонарушений, совершаемых в отношении данной категории военнослужащих, усиление контроля за соблюдением законодательства об охране семьи, материнства и детства, а также повышение уровня правовой  культуры военнослужащих-женщин.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное нами исследование позволяет сделать  ряд теоретических выводов:

1. Правовой статус военнослужащих–женщин основан на общем правовом статусе военнослужащих. Мы предлагаем следующее определение правового статуса военнослужащих–женщин: под правовым статусом военнослужащих–женщин следует понимать систему прав и свобод, гарантированных государством, обязанностей и ответственности военнослужащих, специфика которой (системы) обусловлена учетом требований законодательства об охране семьи, материнства и детства.

2. Проведенный историко–правовой  анализ эволюции правового положения женщин в воинских формированиях на различных исторических этапах за рубежом и в России свидетельствует о том, что правовое регулирование положения женщин на военной службе развивалось по пути постепенного расширения круга специальностей, к которым можно привлекать военнослужащих–женщин, снятия дискриминационных ограничений в отношении данной категории военнослужащих и предоставления им равного правового статуса с военнослужащими мужского пола. При этом статус женщин в вооруженных силах изменялся вместе с изменением положения женщин в обществе. В настоящее время правовой статус военнослужащих–женщин определяется не только нормами национального права, но и международным правом.

3. Изучение  зарубежного опыта правового  регулирования положения женщин  на военной службе на современном  этапе свидетельствует, что в  зарубежных вооруженных силах  военнослужащие–женщины имеют равные права и обязанности с мужчинами. Военнослужащим–женщинам предоставляется ряд льгот и преимуществ, связанных с беременностью и рождением детей. Учитывая, что проблемы, связанные с попечением о детях, касаются не только военнослужащих–женщин, но и военнослужащих мужского пола, в зарубежных вооруженных силах особое внимание уделяется поддержке семей, где оба супруга являются военнослужащими, и одиноких родителей независимо от их пола.

4. Изучение научной  литературы, норм международного  и российского права позволяет  нам сделать вывод о наличии в структуре правового статуса военнослужащих–женщин права на защиту семьи, материнства и детства. Так как правовой статус является не простой совокупностью элементов, а системой, данное право влияет на все элементы правового статуса военнослужащих–женщин. Особенностью правового регулирования прав военнослужащих–женщин является наличие у них особых (дополнительных) прав, предусмотренных законодательством об охране семьи, материнства и детства, гарантий при увольнении с военной службы, а также ограничений при назначении на воинские должности. Предоставление военнослужащим–женщинам дополнительных прав влечет за собой ограничение круга обязанностей, к которым можно привлечь данную категорию военнослужащих. Это ограничения по привлечению к работам с вредными и опасными условиями труда, работам, связанным с перемещением тяжестей, по направлению в служебные командировки и привлечению к сверхурочным работам и работам в ночное время, к несению караульной и гарнизонной служб. Специфика юридической ответственности данной категории военнослужащих выражается в ограничениях по привлечению к дисциплинарной и уголовной ответственности.

5. В ходе исследования  было установлено, что военным  правом необоснованно сужен круг лиц, на которых распространяется действие нормативных правовых актов об охране семьи, материнства и детства. Полагаем необходимым имплементировать из трудового права в военное право понятие «лицо с семейными обязанностями» и, как следствие этого, распространить часть особых прав, закрепленных в нормативных правовых актах об охране семьи, материнства и детства, на всех военнослужащих с семейными обязанностями независимо от их пола.

6. Анализ российского  законодательства, регламентирующего  правовое положение военнослужащих–женщин,  не выявил дискриминационных  по отношению к ним положений, однако, правовое регулирование статуса военнослужащих–женщин несовершенно. В соответствии с действующим законодательством требования нормативных правовых актов об охране семьи, материнства и детства распространены на военное право без учета специфики военной службы. С привлечением женщин на военную службу встает вопрос о приспособлении всей системы военной службы, построенной в расчете на мужчин, к потребностям женщин, но без ущерба интересам военной службы. Результаты исследования свидетельствуют, что существует целый комплекс проблем, связанных с реализацией права на отпуск по уходу за ребенком, права на охрану здоровья и службу в здоровых и безопасных условиях.

 

В качестве мер  по совершенствованию правового  регулирования правового статуса военнослужащих–женщин предлагаем:

1. Распространить социальные  гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством об охране семьи, материнства и детства, на всех военнослужащих, имеющих семейные обязанности, независимо от их пола. В этих целях внести изменения в редакцию п. 9 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (см. Приложение 6).

2. Внести изменения  в порядок предоставления отпусков  по уходу за ребенком, приняв  за основу предусмотренный ст. 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» институт приостановления военной службы. Для этого внести изменения в редакцию п. 13 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также в абз. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (см. Приложение 6), ст. 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также ст. 12 и ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы (см. Приложения 5, 7). Дополнить Положение о порядке прохождения военной службы ст. 19.1, определяющей порядок приостановления военной службы военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком (см. Приложение 7). Нами также разработан проект инструкции о порядке предоставления отпусков по уходу за ребенком в органах федеральной службы безопасности (см. Приложение 8).

3. Изменить редакцию абз. 2 п. 6 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепив первоочередной порядок предоставления мест в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях детям военнослужащих.

4. Предусмотреть меры  материального стимулирования возращения  военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы после использования отпуска по уходу за ребенком. В качестве таких мер предлагаем установить дополнительные выплаты за досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком, а также компенсации для военнослужащих, имеющих малолетних детей, для оплаты услуг по уходу за ребенком. Также следует разработать комплекс мер, направленных на развитие бытовой инфраструктуры воинских частей, мест дислокации подразделений пограничного контроля. В первую очередь речь идет о создании ведомственных дошкольных образовательных учреждений в непосредственной близости от воинских частей (мест дислокации подразделений пограничного контроля), график работы которых был бы согласован с регламентом служебного времени.

5. Внести изменения  в порядок реализации права  военнослужащих на охрану здоровья, закрепив возможность оформления для них полисов обязательного медицинского страхования, которые наряду с услугами военно–медицинских учреждений позволяли бы пользоваться услугами учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения. В этих целях внести изменения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Для обеспечения реализации права на безопасные условия службы совместно с военно–медицинским управлением ФСБ России разработать гигиенические требования к условиям несения службы военнослужащими–женщинами, а также типовую форму паспорта рабочего места военнослужащей–женщины. До разработки таких документов приказом ФСБ России установить обязательность учета требований действующих санитарных правил и норм, устанавливающих гигиенические требования к условиям труда женщин при организации несения службы (см. Приложение 9).

6. Дополнить Устав  внутренней службы Вооруженных  Сил Российской Федерации, детально  регламентировав порядок привлечения  военнослужащих–женщин к несению службы в составе суточного наряда.

7. Внести изменения в ч. 3 ст. 54 УК РФ, изложив его в следующей редакции: «Военнослужащие мужского пола отбывают арест с содержанием на гауптвахте».

8. Установить, что предельный  возраст пребывания на военной  службе для военнослужащих–женщин  определяется так же, как для военнослужащих мужского пола, т.е. зависит от воинского звания. Для этого внести изменения в редакцию ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и в ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы (см. Приложения 5, 7).

Информация о работе Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран