Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 08:02, контрольная работа
Служебный контракт является одним из нововведений в области государственно-служебных правоотношений. Нововведением служебный контракт является только по форме, так как по содержанию он перекликается с трудовым договором, понятие которого содержится в Трудовом кодексе Российской Федерации. С той же последовательностью, с которой «рабочее время» стало «служебным временем», «рабочая неделя» - «служебной неделей», «дисциплина труда» - «служебной дисциплиной», трудовой договор был преобразован в служебный контракт. Служебный контракт в настоящее время является понятием, которое довольно органично вписывается в систему государственно-служебных отношений и имеет свои специфические особенности и отличия от трудового договора.
Введение 3
Служебный контракт. Содержание, условия, права, сроки
Служебный контракт как понятие 4
«Принцип служения государству» 5
Условия служебного контракта 7
Права и обязанности гражданского служащего 8
Продолжительность служебного контракта 11
Заключение служебного контракта
Механизмы отбора кадров и аттестация государственных служащих 14
Общие документы и порядок заполнения трудовой книжки 16
Пенсионное страхование и заведение личного дела гражданского служащего 18
Заключение 20
Список литературы 22
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Совершенствование
института государственной службы, в том
числе порядка оформления трудовых отношений
государственных служащих, необходимо
с тем, чтобы служащие «могли действовать
с максимальной эффективностью и экономичностью».
В программных документах высшего политического
руководства страны, государственная
служба подвергается резкой критике за
ее неэффективность, бюрократизм, закрытость,
неспособность вести диалог с гражданским
обществом, содействовать развитию институтов
инновационной экономики и демократии.
Вступление в силу
Федерального закона № 58-ФЗ от 27 мая 2003
года «О системе государственной службы
Российской Федерации», Федерального
закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»
завершили институционально-правовое
оформление государственной гражданской
службы как вида государственной службы
Российской Федерации.
Служебный контракт
является одним из нововведений в области
государственно-служебных правоотношений.
Нововведением служебный контракт является
только по форме, так как по содержанию
он перекликается с трудовым договором,
понятие которого содержится в Трудовом
кодексе Российской Федерации. С той же
последовательностью, с которой «рабочее
время» стало «служебным временем», «рабочая
неделя» - «служебной неделей», «дисциплина
труда» - «служебной дисциплиной», трудовой
договор был преобразован в служебный
контракт. Служебный контракт в настоящее
время является понятием, которое довольно
органично вписывается в систему государственно-служебных
отношений и имеет свои специфические
особенности и отличия от трудового договора.
1. Служебный контракт. Содержание, условия, права, сроки
1.1Служебный контракт как понятие
Впервые термин "контракт" встречается в ст. 12 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (ред. от 01.12.2007, далее - Закон о системе государственной службы), в которой закреплено, что на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида. Вместе с тем определения контракта в данном Законе не дается.
Закон о гражданской службе вводит специфическое понятие "служебный контракт". В современном значении термины "договор" и "контракт" понимаются как синонимы. Статья 23 Закона о гражданской службе дает следующее определение служебному контракту: служебный контракт – это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы, по которому представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии, а гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.
1.2 «Принцип служения государству»
Служебный контракт является одним из ключевых понятий всего законодательства о гражданской службе. Служебному контракту как понятию целиком посвящена глава 5 Федерального закона № 79-ФЗ. В этой главе определяются содержание, форма, порядок и условия заключения служебного контракта, срок его действия, особенности прохождения испытания при поступлении на гражданскую службу, основания и порядок изменения существенных условий служебного контракта, условия перевода на другую должность гражданской службы, порядок временного замещения иной должности гражданской службы и отстранения от замещаемой должности. Кроме того, в этой же части Закона описано регулирование отношений, связанных с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы.
Итак, обратимся к содержанию служебного контракта, к особенностям заключения служебного контракта и, наконец, к форме служебного контракта.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона № 79-ФЗ служебный контракт – это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Важно то, что одной стороной служебного контракта является представитель нанимателя, по закону им может быть либо руководитель государственного органа, либо лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющий полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (статья 1 Федерального закона № 79-ФЗ). Из написанного выше следует, что не сам наниматель непосредственно заключает контракт, а его представитель. Для того чтобы понять кто собственно является нанимателем государственного служащего снова обратимся к Федеральному закону. Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона № 58-ФЗ, нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.
Таким образом, в основу реформирования государственной службы был заложен принцип, согласно которому государственный служащий служит непосредственно государству (Российской Федерации либо субъекту Российской Федерации), а не органу государственной власти.
Идея служения непосредственно государству восходит к Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г. № Пр-1496). В ней было установлено, что основными принципами функционирования системы государственной службы и деятельности государственных служащих в числе прочих является служение интересам гражданского общества и государства. Предметами регулирования служебного контракта являются обязательства Российской Федерации и федерального государственного служащего, а также обязательства субъекта Российской Федерации и государственного служащего субъекта Российской Федерации, принимаемые на себя соответствующим государственным органом и государственным служащим.
1.3 Условия служебного контракта
Условия служебного контракта и составляют его содержание. Федеральный закон № 79-ФЗ разделяет условия служебного контракта на существенные условия и просто условия, которые могут присутствовать в служебном контракте, а могут отсутствовать.
В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя) - так звучит пункт 2 статьи 24 Федерального закона № 79-ФЗ. Но при этом, в примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации, наименование государственного органа отсутствует. Такой подход представляется правильным, соответствующим духу и букве закона, иначе принцип служения государству, закрепленный в Законе, опять будет подменен государственно-служебными отношениями между государственным органом и гражданским служащим и останется простой декларацией.
Выделение в служебном контракте существенных условий в отдельную группу вызвано необходимостью придания им особого статуса. Для существенных условий установлена возможность их изменения (в определенных Законом случаях) в одностороннем порядке по инициативе представителя нанимателя, в то время как по общему правилу (пункт 5 статьи 24 Закона), условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон, и только в письменной форме. Представитель нанимателя может выступить с инициативой одностороннего порядка изменения существенных условий служебного контракта при одновременном наличии двух условий. Изменение существенных условий профессиональной служебной деятельности является первым условием, а вторым - неизменность должностных обязанностей гражданского служащего.
Итак, существенными условиями служебного контракта являются (пункт 3 статьи 24 Закона):
- наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
- дата начала исполнения должностных обязанностей;
- права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
- виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
- права и обязанности представителя нанимателя;
- условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
- режим служебного времени и времени отдыха (в случае если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
- условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Федеральным законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.
1.4 Права и обязанности гражданского служащего
Несмотря на то, что служебный контракт является соглашением сторон (то есть изначально подразумевается, что его условия являются результатом двухстороннего и добровольного волеизъявления), все же в некоторых случаях ни представитель нанимателя, ни гражданин или гражданский служащий не имеют возможности при заключении служебного контракта отступать от условий, императивно установленных Федеральным законом № 79-ФЗ. Это отчасти касается прав и обязанностей сторон.
Так, в служебный контракт в обязательном порядке включаются: обязанность представителя нанимателя предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии (пункт 2 статьи 24 Закона).
Наряду с указанными обязанностями представителя нанимателя гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа (пункт 3 статьи 24 Закона).
То же самое касается и должностного регламента гражданского служащего. Определения должностного регламента в Федеральном законе 79-ФЗ не содержится, установлено только, что в соответствии с ним осуществляется профессиональная служебная деятельность гражданского служащего (пункт 1 статьи 47) и утверждается должностной регламент представителем нанимателя.