Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:08, контрольная работа
В настоящее время вопрос о статусе государственного служащего в соответствии с принципами открытого демократического, правового государства пока не решен. По сути дела проведено, как говорится, лишь "развертывание статуса наемного работника в государственных органах, регулируемого трудовым законодательством, в статус государственного служащего"[1]. Российское законодательство и практика государственного строительства пока не вышли на уровень понимания статуса государственного служащего как человека государственного, служащего государству и защищенного государством, человека, способствующего обеспечению социально-политических и экономических ценностей общества. Мы пока недалеко ушли от понимания статуса как набора определенных прав, обязанностей и ответственности по должности, в рамках которых и реализуется потенциал государственной власти.
Введение 3
1. Характеристика правового статуса государственного служащего 4
2. Основные права и обязанности государственного служащего 8
Заключение 13
Список литературы 14
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
При Федеральном Агентстве Специального строительства
Российской Федерации
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ВОЕННОЕ ПРАВО
НА ТЕМУ: «СТРУКТУРА ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Выполнила: студентка группы ЮЗ-18
Щетинина А.А.
Руководитель: преподаватель кафедры №22
Шеварихин А.А.
Балашиха 2012
Содержание
Введение
1. Характеристика правового
статуса государственного
2. Основные права и
обязанности государственного
Заключение
Список литературы
Введение
В моей работе речь пойдет о правовом статусе государственного служащего.
Правовой статус - комплексная
характеристика правового положения
государственного служащего как
субъекта права. Он характеризуется
наличием многочисленных параметров и
показателей, проявляющихся в связи
с замещением государственной должности,
выполнением или
В настоящее время вопрос о статусе государственного служащего в соответствии с принципами открытого демократического, правового государства пока не решен. По сути дела проведено, как говорится, лишь "развертывание статуса наемного работника в государственных органах, регулируемого трудовым законодательством, в статус государственного служащего"[1]. Российское законодательство и практика государственного строительства пока не вышли на уровень понимания статуса государственного служащего как человека государственного, служащего государству и защищенного государством, человека, способствующего обеспечению социально-политических и экономических ценностей общества. Мы пока недалеко ушли от понимания статуса как набора определенных прав, обязанностей и ответственности по должности, в рамках которых и реализуется потенциал государственной власти.
[1] Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика: Монография. – М.:, РАГС, 2002. – 272 с.
1. Характеристика
правового статуса
Государственный служащий является
лицом, органически интегрированным
в систему государственно-
Какова же структура правового статуса государственного служащего?
Исходным пунктом
Этот вывод логично
вытекает из сущности государственной
службы и института гражданства,
которая в Федеральном законе
"О гражданстве Российской Федерации"
от 9 апреля 2002 г. определяется как устойчивая
правовая связь человека с государством,
выражающаяся в совокупности их взаимных
прав, обязанностей и ответственности,
основанных на уважении достоинства
человека, его прав и свобод. Именно
с наличием гражданства и конституционно
закрепленного права равного
доступа граждан к
[2] Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: История развития и основные современные концепции. – М.: Юристъ, 2002. – 385 с
Второй по значимости характеристикой
(признаком) правового статуса
Важнейшим по значимости признаком,
отражающим правовой статус государственного
служащего, является занимаемая им государственная
должность, определяющая место и
роль работника в государственно-
В научной литературе можно
встретить достаточно большой разброс
толкований понятия "государственная
должность", что объясняется многими
объективными факторами и субъективными
причинами: разнообразие трактовок - это
своего рода реакция на неустойчивость
и непрочность современного положения
государственного служащего, которая
заложена в самой сложившейся
системе учреждения государственных
должностей государственной службы,
зависимости должностной
Наблюдается отсутствие четкой и строгой институциональности государственных должностей, отсутствие прочного организационно-правового порядка в кадровых назначениях, что ведет к подрыву доверия к государственной службе. По сути дела неофициально признается право на политизацию аппарата, на использование его в качестве так называемого административного ресурса.
Государственная служба, как известно, реализуется посредством должностей "Б" и "В". К категории "Б" отнесены государственные должности, на которых находятся служащие, обеспечивающие реализацию полномочий лиц, замещающих политические должности категории "А". По статусу и характеру полномочий эти должности получили неофициальное название "патронатных". Это должности политических назначенцев. В настоящее время должности категории "Б" занимают более 8.4 тыс. государственных служащих, в том числе в федеральных органах - 2.8 тыс. Срок полномочий, на который все они назначены, определяется сроком полномочий их непосредственных руководителей. Они уходят в отставку вместе со своим руководителем.
Но более пристальный взгляд свидетельствует о том, что за должностями категории "Б" скрывается немалый политический смысл. Эти должности - своего рода "трофеи" победителя на выборах или в борьбе за должность министра либо губернатора. Они предназначены для тех, кто помог политику победить и как бы получил право на свое место во власти, на свои привилегии от власти. Такой порядок "добывания" должностей не может не сказаться на качестве государственной службы.
Формально отбор на указанные
должности производится с учетом
официально установленных критериев:
гражданства, возраста, образования, квалификации,
стажа, здоровья. Но главное все-таки
в другом - их должностное благополучие
обеспечено не только профессионализмом,
не столько заслугами перед
Государственные должности категории "В" - это должности, учреждаемые государственными органами для исполнения или обеспечения их полномочий. В повседневной практике их еще называют административными или карьерными. Должности данной категории в наибольшей степени представлены в органах государственной власти: их замещает более 517 тыс. государственных служащих.
О статусе тех лиц, которые
занимают эти должности можно
судить по следующему: должности высшей
группы занимают, например, заместители
министров; главные должности - начальники
управлений, заместители руководителя
секретариата, председателя палаты парламента,
старший эксперт
Должность определяет не только место служащего в служебной иерархии, но прежде всего требования к лицу, претендующему на ее замещение. Квалификационные требования частично сформулированы в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" (ст.6) и в Указе Президента Российской Федерации "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы" от 30 января 1996 г. В качестве квалификационных установлены специальные требования: к уровню и профилю образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы; стажу и опыту работы в государственных органах и по специальности; знанию Конституции страны, федеральных законов, конституций и уставов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. При этом четко прослеживается зависимость: чем выше группа государственных должностей, тем строже требования к уровню образования, стажу работы и духовно-нравственным качествам[3].
Обратим внимание на один момент
- отсутствие логичности в квалификационных
требованиях по государственным
должностям. Скажем, на высшую и главную
должность может претендовать только
тот, кто обладает двумя высшими
образованиями, но вот наличие диплома
о высшем образовании по специальности
"государственное и
И это при условии, что
порядок назначения на ведущие и
старшие должности такое
[3] Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2001. – 237 с.
Косвенно, правда, эта проблема как бы снимается, ведь в рамках установленного порядка всякий, претендующий на высшую должность, должен не менее 2-4 лет отработать на ведущих и старших должностях, а значит должен иметь высшее образование по специальности "государственное и муниципальное управление".