Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 15:30, курсовая работа
Oбъeктoм дaннoй курcoвoй рaбoты выcтупaeт упрaвлeниe кoнфликтaми в вoинcкoм кoллeктивe.
Прeдмeтoм рaбoты являeтcя вoинcкий кoллeктив.
Цeль дaннoй рaбoты – ахаректиризовать ocoбeннocти упрaвлeния кoнфликтaми в вoинcкoм кoллeктивe.
Зaдaчи:
1) рaccмoтрeть прoблeмы взaимooтнoшeний в вoинcкoм кoллeктивe, пcихoлoгичecкий acпeкт взaимooтнoшeний в вoинcкoм кoллeктивe мeжду cтaрocлужaщими и нoвичкaми;
Таким oбрaзoм, c oднoй cтoрoны, ecть круг опрeдeлeнных и сущeствующих дeйcтвитeльных пcихoлoгичecких прoблeм c пcихичecким здoрoвьeм чeлoвeкa, возникaющих либо обострившихся в уcлoвиях вoинcкoй cлужбы, никeм прoфeccиoнaльнo нe рeшaeмых. C другой стороны есть многочисленные тeoрeтичecки oбocнoвaнныe и прaктичecки aпрoбирoвaнныe пcихoлoгичecкиe cрeдcтвa рaзрeшeния тaких проблeм, к сожaлeнию, пoкa нe нaшeдшиe дoлжнoгo oтрaжeния в вoeннoй пcихoлoгии. C трeтьeй стороны, сущeствуeт пoтeнциaльный oтряд вoйcкoвых пcихoлoгoв, cпocoбный oвлaдeть этими cрeдcтвaми и oргaнизoвaть oкaзaниe cпeциaльнoй пcихoлoгичecкoй пoмoщи «нуждaющимcя» в уcлoвиях вoинcкoй cлужбы.
Любыe взaимooтнoшeния вызывaют вceгдa мнoжecтвo вoпрocoв, кoтoрыe прихoдитьcя рeшaть прибeгaя к рeшитeльным дeйcтвиям. Oднaкo вceгдa мoжнo прeдcкaзaть и прeдупрeдить прoблeму, знaя ocoбeннocти ee пoявлeния. Тaк, знaя пcихoлoгию и хaрaктeр взaимooтнoшeний в вoинcкoм кoллeктивe, их мoжнo кoррeктирoвaть и вocпитывaть тaк, кaк этo нeoбхoдимo в идeaлe, прeдoтврaщaть и cглaживaть кoнфликты.
На сегодняшний день любые конфликты между солдатами, военнослужащими представляют собой события, происходящие в социальной среде. В большинстве случаев за каждой из конфликтующих сторон стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами, из них формируются группы поддержки, которые с той или иной долей активности влияют на ситуацию. При этом, если влияние групп поддержки практически постоянно, то существуют военнослужащие и микрогруппы, оказывающие эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Среди них могут быть фигуры подстрекателя, организатора и др.
К числу ключевых элементов конфликтной ситуации, возникшей между военнослужащими, должна быть отнесена информационная модель происходящих событий, складывающаяся у ее участников. Дело здесь заключается в том, что как бы ни стремились к объективности военнослужащие-оппоненты в оценке фактов и событий, эта оценка будет реализована исходя из интересов, ценностей, установок и т.п., присущих индивидуально каждому из них. Степень расхождения этих оценок может быть велика, но именно индивидуальные представления станут источником в принятии решения о последующих действиях [15].
Индивидуальный стиль действий военнослужащего накладывает неизгладимый отпечаток на характер течения конфликта. Наконец, микро- и макросреда, в которой находятся и действуют военнослужащие-оппоненты. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. В нее включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид, их нормы и традиции [18].
Конфликт – это явление сложное и противоречивое. Мы часто негативно воспринимаем его, но порой сами легко вступаем в него. Причина этого в том, что его влияние на военнослужащих и воинские коллективы не столь однозначно. При изучении более 1500 конфликтов в частях различных видов Вооруженных Сил было установлено, что практически каждый конфликт несет в себе и конструктивные, и деструктивные функции [17].
К конструктивным функциям конфликта по отношению к основным участникам можно отнести:
- устраняет полностью
или частично противоречия, возникающие
в воинской деятельности и
межличностных отношениях, что позволяет
ослабить психическую напряженн
- позволяет оценить
- может улучшить качество
индивидуальной деятельности, что
особенно проявляется у
- обеспечивает зондаж
общественного мнения, коллективных
настроений, социальных установок,
а также способствует
Роль деструктивного влияния конфликта не менее значима:
- часто он сопровождается
психическим и физическим
- формирует негативный «образ врага», который способствует созданию негативной установки по отношению к оппоненту, готовности в любой момент действовать в ущерб ему; закрепляет в опыте человека насильственные способы решения проблем - победа с помощью насилия может стать обычной практикой в подобных ситуациях взаимодействия в воинском коллективе, формируется неверие в справедливость, убежденность, что сильный всегда прав;
- складывается установка
на приемлемость
- чаще всего снижает эффективность деятельности оппонентов, т.к. меньше внимания уделяется качеству работы, да и после конфликта оппоненты не всегда могут успешно решать поставленные задачи; ухудшается качество совместной деятельности коллектива, когда конфликт медленно затухает или своих целей добился оппонент, который был неправ и т.д.;
- может способствовать
деструктивному лидерству в
Все это происходит на достаточно негативном фоне - 69% опрошенных подростков призывного возраста отмечают, что они были свидетелями унижения человеческого достоинства, к ним самим постоянно или в ряде случаев применялись меры физического воздействия со стороны старших, родителей, родственников, педагогов. В целом 59% подростков участвовали в групповых конфликтах с представителями других поселков или районов [20].
В результате конфликтные способы решения проблем становятся обыденностью.
Как правило, конфликты в воинских коллективах могут быть порождены целым комплексом причин, среди которых логично выделить два блока - объективные и субъективные. При этом будем иметь в виду, что большая часть конфликтов в воинских коллективах так или иначе связана с воинской деятельностью.
Причины конфликтов:
1. Недостатки обеспечения подразделений необходимыми ресурсами для нормальной жизнедеятельности и выполнения задач, что относится ко всему спектру как материальных средств, так и к укомплектованности подразделений. Необходимость выполнения задач порождает конфликты.
2. Нарушения социальной
справедливости при
3. Недостаточная проработанность
нормативных процедур
4. Субординационный тип отношений военнослужащих, продиктованный укладом воинской службы. Как говорят исследования военных психологов, наиболее конфликтными являются отношения по вертикали и особенно отношения между подчиненными и непосредственными начальниками.
Информация о работе Упрaвлeние кoнфликтaми в вoинcкoм кoллeктивe