Географический анализ конкурентных позиций порта Нижний Новгород

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 01:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение конкурентных позиций порта. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Выбор портов – конкурентов;
Характеристика портов по географическим факторам конкурентоспособности в транспортировке грузов;
Сравнительный анализ портов по показателям конкурентных позиций;
Выбор наиболее сильных конкурентов (интегральная оценка, синтез).

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3стр
1.Характеристика основного порта Нижний Новгород………………..4-7стр
2.Порт-конкурент Пермь……………………………………...……………8-9стр
3.Порт-конкурент Волгоград……………………………………………..9-11стр
4.Порт-конкурент Ярославль……………………………………………….11 стр
5.Зарубежный порт-конкурент Хамина-Котка ……...………………..12-14стр
6.Сравнительный анализ условия конуцрентных позиций портов……15стр
7.Выводы…………………….…………………………………………………16стр
Список источников………………………………………………...…………17стр

Вложенные файлы: 1 файл

Geografia_1.docx

— 1.68 Мб (Скачать файл)

   Московская государственная академия водного транспорта

                        Факультет Экономики и управления

                      Кафедра Экономики водного транспорта

Дисциплина: География экономических связей и транспорта

 

 

 

 

 

                                        Курсовая работа 

           Географический анализ конкурентных  позиций 

                                  порта Нижний Новгород

                 

                                                                           Студентка группы КЭ-2:

                                                                                   Ю.У.Мурзакой

                                                                                    Руководитель:

                                                                                    Доцент, кандидат 

                                                                               Географических наук,

                                                                                    В.Е.Мельченко

 

 

 

                                          Москва 2014

                                            Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3стр

1.Характеристика  основного порта Нижний Новгород………………..4-7стр

2.Порт-конкурент  Пермь……………………………………...……………8-9стр

3.Порт-конкурент  Волгоград……………………………………………..9-11стр

4.Порт-конкурент Ярославль……………………………………………….11 стр

5.Зарубежный порт-конкурент Хамина-Котка ……...………………..12-14стр

6.Сравнительный  анализ условия конуцрентных позиций портов……15стр

7.Выводы…………………….…………………………………………………16стр

Список источников………………………………………………...…………17стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

                                                     Введение

         Данным  объектом исследования в данной  курсовой работе выступает порт  Нижний Новгород.       

         Нижегородский  речной порт – крупнейший речной  порт Волжского бассейна. Порт стоит на слиянии двух великих рек Волга и Ока и является одним из важнейших звеньев Международных Транспортных Коридоров «Север — Юг» и «Восток — Запад».

Нижегородский порт как самостоятельное производственное предприятие был образован 7 марта 1932 года, но свое историческое существование начинает с начала XIX века.

Район расположен на «Стрелке» при слиянии рек Волга и Ока. Имеет в своем составе 12 капитальных механизированных причалов с вертикальной причальной стенкой общей протяженностью 1364,2 м, в т.ч. один служебный, протяженностью 84,2 м.. Крытые склады общей площадью 10000 кв. м. Основным направлением деятельности района является погрузочно-разгрузочные работы, услуги по перевалке и хранению тарно-штучных, генеральных и навалочных инертных грузов, ремонтные работы погрузочной техники;плавсредств; силовых установок, сдача зданий, помещений и территории района в аренду сторонним компаниям. На территории района расположена Администрация порта и вся основная ремонтная база Порта.

         Целью написания  курсовой работы является изучение  конкурентных позиций порта. Для  достижения цели были поставлены  следующие задачи:

  1. Выбор портов – конкурентов;
  2. Характеристика портов по географическим факторам конкурентоспособности   в транспортировке грузов;
  3. Сравнительный анализ портов по показателям конкурентных позиций;
  4. Выбор наиболее сильных конкурентов (интегральная оценка, синтез).

          Следовательно, предметом исследования будет  конкурентная позиция порта.

          При  написании курсовой работы использовались  статьи научных журналов, интернет  источники, нормативно – правовые  акты. В процессе работы использовались  следующие методы :

  • Анализ и обобщение литературных источников;
  • Картографический;

 

  1. Характеристика порта Нижний Новгород

1. Волжский грузовой район  
2. Центральный грузовой район  
3. Окский грузовой район 

Рис. 1 Порт Нижний Новгород.                  http://images.yandex.ru/yandsear

    1. Зоны тяготения

Переработка минерально-строительных грузов — приоритет в деятельности предприятия. Ежегодно порт, представленный тремя грузовыми районами, перемещает около полутора миллионов тонн грузов, в навигационный период добывает и перевозит более двух миллионов тонн речного песка из русла реки, перегружает около 700 тысяч тонн обогащенной песчано-гравийной смеси и щебеночных материалов. Нижегородский порт имеет 9 русловых месторождений песка в акватории реки Волги от Васильсурска до Нижнего Новгорода и в Дуденеве на Оке. Разработка этих месторождений позволяет максимально сократить расстояние перевозки до строящихся объектов.

В ассортименте грузов, обрабатываемых портом, числятся камень, металл, железобетонные изделия, соль, уголь, шлак, удобрения, другие материалы и сырье.

    1. Грузопотоки порта

         Нижний  Новгород имеет водную связь с Москвой по реке Оке, с Петербургом и Балтийским морем - через Мариинскую систему, через канал герцога Виртембергского идет путь в Белое море, вниз по Волге - в Каспийское море, и, наконец, по Каме - в Северо-восточные районы страны. Целая сеть второстепенных линий с прочих рек бассейна имела также исходным пунктом Нижний Новгород.

    1. Положение в транспортных системах

        Ока является  прямым водным путем из Нижнего  Новгорода в Москву, поэтому окские  перевозки играют  значительную  роль в общем грузообороте  Нижегородского порта.

Среди водных путей Европейской России первое место по своему значению в хозяйстве страны, несомненно, занимает Волжский бассейн.

Его главная река, Волга, охватывает своей системой огромную площадь, протекая по многим городам,  которые расположены по её берегам.

Важное экономическое значение среди Волжских городов принадлежит Нижнему Новгороду.

Являясь центром Волжской системы, благодаря своему исключительному географическому положению при слиянии двух больших рек, Нижний Новгород в XIX - начале XX вв. являлся крупным транспортным узлом, одним из важнейших пунктов Каспийско-Балтийско-Беломорской магистрали.

Соединяя, таким образом, Восток и Юго-восток с Центром и Севером, Нижний Новгород служил как бы воротами, через которые промышленные изделия центрального региона попадали в восточные и южные губернии, а обратно принимался колоссальный поток сырья.

    1. Условия навигации

Перерыв в навигации порта требуется только на период ледостава. А так климат Нижнего Новгородаумеренно-континентальный, с холодной продолжительной зимой и теплым, сравнительно коротким летом. Лето в этих краях обычно умеренно теплое, жара – кратковременная. В заречной части города несколько теплее, чем в нагорной. Средние месячные многолетние температуры в низинных районах изменяются от -11,6° в январе до +18,4° в июле, в нагорных районах от -12° в январе до +18,10 в июле.Замерзает река в верхнем и среднем течении в конце ноября, в нижнем – в начале декабря; свободной от льда остается около 200 дней, а близ Астрахани около 260 дней.

Гарантированная глубина на Волге от Волгоградского шлюза до Стрелецкого снижена на 20 сантиметров — до 3,6 метра.

    1. Узкие места, проблемы порта

Комплексный анализ порта не выявил каких-либо проблем, связанных с его географическим расположением. Порт характеризуется  также отсутствием узких мест. Основные проблемы порта сводятся к трудностям в развитии дополнительной инфраструктуры.

  1. Выбор портов – конкурентов

Для России Волга — одна из важнейших водных артерий страны. Она связывает северо-запад европейской части России с Каспийским морем и Средней Азией.Благодаря этому порт  имеет выход к морю.

        Поэтому  ему могут составить конкуренцию  такие порты как:Пермь, Волгоград, Ярославль и Хамина – Котка (Финляндия).

Рис.2 Расположение портов – конкурентов относительно друг друга

 

Рис.3 Направление грузопотоков                         http://maps.yandex.ru/?ll

 

 

  1. Характеристика портов – конкурентов по географическим факторам конкурентоспособности в транспортировке грузов.

    1. Порт Пермь

Рис. 4 Расположение порта Пермь                         http://riverforum.net

ОАО «Порт Пермь» не только крупнейший порт Западно-Уральского региона, но и самый восточный европейский порт Единой глубоководной системы РФ.

      1. Грузопотоки порта

По её водным артериям с выходом на морские пути может осуществляться доставка грузов в страны СНГ, Средиземноморья, Западной Европы, Северной Африки и обратно.

      1. Положение в транспортных системах

Железнодорожные пути порта примыкают к главной железнодорожной магистрали страны, проходящей с запада на восток – «Транссибу».

Река Кама обеспечивает связь региона с пятью морями – Каспийским, Азовским, Чёрным, Балтийским и Белым. В крае действуют также 4 речных порта: Пермь, Левшино, Чайковский, Березники.По территории Пермского края проходит основная автомобильная федеральная трасса, соединяющая Республику Беларусь и Екатеринбург.Общая протяжённость 15 магистральных газопроводов, расположенных на территории края, составляет 10,3 тыс. км.

      1. Условия навигации

Замерзание на реке Каме сопровождается обильным образованием внутриводного льда и ледоходом от 10 до 20 суток. Ледостав с начала ноября в верховьях и конца ноября в низовьях до апреля. Весенний ледоход от 2—3 до 10—15 суток.

Гарантированная глубина Камы от г. Соликамска до Куйбышевского водохранилища– 4 м. Пропуск судов через Камский, Нижнекамский и Воткинский гидроузлы осуществляется с помощью двухниточных шлюзов. 
3.1.4.Узкие места, проблемы порта

Начало реки Камы находится возле с. Кулига (Удмуртская Республика), в центре Верхнекамской возвышенности. Верховье реки Кама отличается сильной извилистостью, с большим количеством стариц, островов, мелей и перекатов. Только после слияния с Вишерой Кама становится полноводной рекой. Что очень не удобно для больших судов.

    1. Порт Волгоград.

Волгоград является крупнейшим транспортным узлом на Юге России. Здесь сходятся водный, железнодорожный, автомобильный и воздушный пути. Волгоградский речной порт осуществляет перевалку (перегрузку грузов) и хранениетаких грузов как: металлопродукция (квадрат, круг, штрипс и т.д.), различные трубы, алюминий, глинозем, металлолом, сера техническая и т.д.

      1. Грузопотоки порта

Пятилучевая радиальная конфигурация транзитных грузопотоков с центром в Волгограде обеспечивает железнодорожные перевозки по следующим направлениям:  

    • северное направление обеспечивает железнодорожное сообщение Волгоградской области с крупными индустриальными центрами Поволжья: Саратовом, Самарой, Ульяновском и Казанью; 
    • северо-западное направление соединяет Волгоград с Москвой, промышленными центрами ЦентральноЧерноземного и Центрального экономических районов; 
    • западное направление связывает область с Донецко- Приднепровским районом и его угольными, металлургическими, машиностроительными и химическими предприятиями; 
    • юго-западное направление открывает путь в Новороссийск, Ростов-на-Дону и другие центры СевероКавказского региона; 
    • юго-восточное направление ведет в Астрахань и дальше в Казахстан и Среднюю Азию.

 

.

Рис. 5 Волгоград - порт пяти морей http://www.vrp.ru/

      1. Положение в транспортных системах

Речной транспорт на Волге старейший в Волгограде. Благодаря географическому положению города на пересечении транспортных коридоров Север-Юг и Дунай — Волга он играет очень важную роль в его развитии. В настоящее время речной транспорт Волгограда находится в упадке.

Информация о работе Географический анализ конкурентных позиций порта Нижний Новгород