Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:46, дипломная работа
Автомобильная промышленность — одна из ведущих отраслей промышленности России. В настоящее время численность работающих в ней составляет 4,6% от всех занятых в промышленности в целом и 13% — от работников машиностроении. Автопром даёт 3,8 % от всего объёмов промышленного производства и 23 % от объёмов машиностроения. Инвестиции в основной капитал предприятий автомобилестроения также растут неуклонно с 2000 года.
Одной из основных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие автомобильной промышленности, является недостаточная активность потенциальных инвесторов. Это в значительной мере определяет отставание отечественной автомобильной техники от современных требований по техническому уровню, надежности, безопасности, экологии и комфорту.
Финансовое положение отрасли можно характеризовать как крайне напряженное. Низкая рентабельность работы автозаводов сохраняется: в среднем по отрасли – 5–8%.
Уменьшился объем оборотных средств, дефицит которых составляет около трех месяцев производства. Ежегодный объем инвестиций в автомобильную промышленность за период с 1998 по 2001 гг. не превышал 8,3 млрд. руб. в год, а в 2002 г. составил не более 7 млрд. руб. При этом доля собственных средств заводов, инвестирующих в развитие производства, составляла от 84 до 92%. Такое положение нельзя считать нормальным, оно говорит о наличии проблем с привлечением кредитных средств и становится сдерживающим фактором реализации разработанных проектов модернизации предприятий.[12,15]
Последнее десятилетие в истории страны отмечено бурным ростом автомобилизации. Если в 1992 г. в России насчитывалось 68 легковых автомобилей на I 000 жителей, то в 1 995 г. — 93, а к началу 2003 г. — около 150 легковых автомобилей на 1 000 жителей. Таким образом, по уровню автомобилизации населения Россия опережает Бразилию в 1,5 раза и находится на уровне Японии 1972 г. (Согласно прогнозу, к 2010 г. количество легковых автомобилей в стране в расчете на 1 000 жителей достигнет 245 штук) По более пессимистичным оценкам, этот показатель увеличится к 2010 г. до 200—210 автомобилей на 1 000 жителей.
Отечественная автомобильная индустрия ориентирована главным образом на внутреннее потребление. Экспорт российской автомобильной техники в общем объеме ее производства составляет по легковым автомобилям 11 — 12%, по грузовым — 7, по автобусам — 6—7%. Главное конкурентное преимущество отечественных автомобилей — низкие цены. Легковые автомобили российского производства стоят, как правило, не более 6 тыс. долл., грузовики и автобусы — менее 20 тыс. долл. Важнейшие экспортные рынки сегодня — это Украина и Казахстан.
Вместе с тем довольно широко распространена сборка российских автомобилей за рубежом, на четырех континентах. вплоть до настоящего времени зарубежная сборка российских автомобилей количественно превосходит сборку иностранных автомобилей в России, о которой так много говорят и пишут.
На Украине широкое распространение сборочных производств
связано с высокими таможенными пошлинами на ввоз готовых автомобилей. В результате автомобили, собранные на территории Украины из импортированных узлов (а речь идет именно о так называемой крупноузловой сборке), оказываются на 400-800 долл., то есть примерно на 10—12%, дешевле тех же самых автомобилей, но ввезенных в уже собранном виде из-за рубежа. Микроавтобусы и легкие грузовые автомобили марки «Газель», а также «Волгу» собирают в Симферополе, Чернигове, Кременчуге, Полтаве и в Киеве. Сборка моделей ВАЗа, а также джипов УАЗ-3151 и УАЗ-3160 ведется в Луцке (на Луцком автозаводе, практически прекратившем выпуск своей собственной продукции — малолитражных джипов ЛуАЗ), в Луганске и Херсоне.
Сборка автомобилей «Нива» и «ВАЗ-2106» из российских машинокомплектов осуществляется в Уругвае и Эквадоре. Подобное автосборочное производство создается также в столице Египта.
В нынешнем году в Ханое начали собирать российские джипы У3-31512. Только в этом году их должно быть выпущено 1 200 штук (лицензия выдана сроком на пять лет). Продукция будет продаваться не только во Вьетнаме, но также в Лаосе. Достигнута договоренность об организации в ближайшее время сборки автомобилей «Газель» в Китае.[24]
В автомобилестроении Российской Федерации сложилась четкая специализация предприятий на выпуск отдельных типов машин. Только «старые» заводы в Москве (ЗИЛ) и Нижнем Новгороде (ГАЗ) выпускают одновременно грузовые и легковые машины. Все остальные специализируются на выпуске отдельных видов и типов машин: грузовых машин среднего тоннажа в Центральном районе (Москва, Брянск), в Волго-Вятском районе (Нижний Новгород), Уральском районе (Миасс), грузовых машин небольшого тоннажа - в Поволжском районе (Ульяновск). Автобусы разной вместительности производят в Центральном районе (Ликино), в Волго-Вятском районе (Павлово), Уральском (Курган). Легковые автомобили высшего класса выпускает Москва, среднего – Волго-Вятский район (Нижний Новгород), малолитражные машины – Поволжский (Тольятти), Центральный район (Москва), Уральский (Ижевск), а микролитражные – Юго-Западный (Луцк) районы.
Возникнув в силу особенностей своего размещения в центральных районах европейской части бывшего СССР (заводы Москвы, Горького, Ярославля), где имелись наиболее благоприятные условия для организации внутри- и межотраслевой кооперации, автомобилестроение в годы войны и послевоенные годы стало развиваться в новых районах (Уральский, Поволжский). К этому времени в этих районах также сложились необходимые условия для массового производства сложной продукции автомобильной промышленности. Помимо Центрального района в важный район автомобильной промышленности превратился Поволжский, где к действующим заводам в Тольятти и Ульяновске в 1976 г. прибавился Камский завод тяжелых грузовиков в г. Набережные Челны.
Каждый из этих районов имеет свою специализацию (Центральный главным образом на производстве грузовых машин, а Поволжский – преимущественно легковых). Районы автомобильной промышленности формируются на Урале (Ижевск, Миасс, Курган). [10]
В бывшем Советском
Союзе производство автотранспо
За 2006 г. В России было изготовлено 1498149 машин, что составило 110,8 % по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Этот показатель является для России наивысшим с 1995 г., когда началось постепенное наращивание объёмов выпуска автотранспортных средств во всех секторах автомобилестроения, после катастрофического «обвала» производства в 1990 - 1995 гг. Причём по отношению к данным 2005 г. выпуск грузовиков составил 119,9 %, автобусов - 101,2 %, а троллейбусов - лишь 64,7 %.
На 1 января 2007 года на учете в России состояло 36 миллионов транспортных средств - 26,8 млн, легковых автомобилей, 4,9 млн. грузовых, 800 тыс. автобусов и 3,3 млн. мотоциклов. За прошедший год парк в целом прибавил 900 тысяч единиц. Причем быстрее растет число легковых автомобилей - на 1,2 млн.; парк грузовиков увеличился на 80 тыс. штук, автобусов - на 30 тыс.[45]
II.1. Производство легковых автомобилей
Оценивая состояние автомобильной промышленности в России, следует указать, что лидерами по производству легковых автомобилей по-прежнему остаются два крупнейших автомобильных завода — Горьковский и Волжский. Ими выпускается почти девяносто процентов всех выпускаемых в России легковых автомобилей.
Начало 2005 года оказалось провальным для отечественного автопрома. Производство легковых автомобилей в России за первые три месяца года сократилось на 5%. С продажами дело обстоит еще хуже — в первом квартале российские автопредприятия продали на 9% меньше автомашин, чем в 2004 году. Главная причина спада—российские автомобили больше не выдерживают конкуренции с иномарками, продажи которых растут стабильными темпами который год подряд. За те же три месяца 2005 года они выросли на 73%. По данным АСМ-Холдинга, в январе—марте 2005 года российские автопроизводители сократили продажи легковых автомобилей на 9,1 %—до 235850 единиц. Производство на российских автозаводах сократилось до 244 тысяч машин. Продажи ВАЗа, лидера российского автопрома, упали на 9,7%, и это еще не самое глубокое падение на фоне других предприятий отрасли. Практически все традиционные российские автопроизводители с наступлением 2005 года еще больше сбавили обороты. ГАЗ — на 39,7%, УАЗ снизил продажи на 37,4%, «Иж-Авто»—на 41,2%.[37,38, 39, 40, 41]
Ситуация не выглядит критической только за счет российских производителей иномарок. Здесь в лидерах ТагАЗ, с прошлого года увеличивший сборку корейских автомобилей марки Hyundai в 2,2 раза. Калининградский «Автотор», не без помощи General Motors наладивший в 2004 году выпуск нескольких новых моделей американского концерна, увеличил продажи на 59,6%. Вышел на траекторию стабильного роста завод Ford во Всеволожске (+38,2%). На фоне российских автозаводов даже GM-ABTOBA3 с 1 % прироста выглядит неплохо.[27]
Выпуск легковых автомобилей
из-за постоянных изменений спроса
подвержен наибольшим колебаниям. В
2005 г. было изготовлено 1млн. 68 тыс. легковых
автомобилей против 1 млн. 110 тыс. в 2004
г. (снижение на 3,9 %). Вместе с тем, по обоим годам уже превышен
уровень, соответственно, 1990 г. (1млн. 102
тыс. шт.) и 1991 г. (1 млн. 22 тыс. шт.).
Снижение выпуска легковых автомобилей
в 2005 г. связано как со снятием с производства
устаревших отечественных моделей на
ряде предприятий, так и – в основном -
с меньшими темпами освоения иностранных
моделей, чем планировалось. Так, в начале
предприятия, производящие легковые автомобили
иностранных моделей, намечали произвести
около 210 тысяч шт.
(и тогда бы был превышен уровень 2004 г.),
а фактически произвели 157 тыс.шт. (включая
5,5 тыс. шт. экспорт).
Распределение
выпуска легковых автомобилей по предприятиям
России за последние 5 лет, можете видеть,
из российских предприятий только ОАО
«АвтоВАЗ» и ООО «Рослада» (также выпускающее
ВАЗовские автомобили) смогли несколько
увеличить объёмы производства ОАО «АвтоВАЗ»
выпустил в 2005 году 721,5 тыс. авт. и около
200 тыс. машинокомплектов. Из предприятий,
собирающих иностранные модели, первоначальные
планы удалось выполнить только ЗАО «Форд
Мотор К°» (изготовлено на территории
РФ 33 038 единиц), а совместное предприятие
«Дженерал Моторс – АвтоВАЗ» даже снизило
объёмы производства.
Российский рынок легковых автомобилей
Общий объем продаж легковых автомобилей
в России составил 1714 тыс. шт., или
по сравнению с 2004 г. вырос на 15,5%.
Продажи автомобилей
В конце 2006-го
в прессе одно за другим проходили сообщения,
что самый западный российский автосборочный
завод калининградский «Автотор» находится
на грани закрытия. «Автотор» вопреки
слухам жив и сумел за год увеличить выпуск
в три раза уже прижившимся маркам (КИА,
БМВ, «Хаммер», «Кадиллак», вседорожники
«Шевроле»; спасибо нужно сказать «народным»
автомобилям, «Шевроле-DAT» («Лацетти», «Авео»,
«Реццо»), а так же производству китайских
автомобилей «Чери». Недавно «китайцы»
заняли новую территорию на окраине Калининграда.
В одном цехе собирают «амулеты», «тигго»,
новый седан под предполагаемым именем «Фора», другой предназначен
для испытаний и окончательной доводки.
Возводят еще два новых цеха, реконструируют старый корпус, где раньше собирали вседорожник «КИА-Спортидж», монтируют окрасочный комплекс. Планируется массовое производство (со сваркой, окраской, сборкой) двух, а может, и четырех моделей: это американо-корейская «Шевроле-Лацетти» и китайский вседорожник «Чери-Тигго». В первый год работы планируется выпустить 20-30 тысяч штук каждой модели.
Суммарно в 2007 году «Автотор» выпустит около 120 тысяч автомобилей. И параллельно, видимо, начнется строительство еще одного «китайского» завода, теперь уже на паритетных началах с компанией «Чери». Она всерьез намерена развернуть в Калининграде полноценное производство 100-120 тыс. автомобилей в год. Земля уже выделена, ведутся проектные работы.
Группа компаний «Автотор» увеличила выпуск иномарок в 2,7 раза (по сравнению с 2006 годом) и впервые превысила стотысячный рубеж. Причем автомобилей китайской марки «Чери» сделали в 33 раза больше (всего здесь собирают 25 моделей 7 брендов!). План 2008 года - около 200 тыс. машин. На уровень 70 тыс. собранных автомобилей в 2007 году вышли три завода: ТагАЗ (Ростовская область; здесь собирают четыре модели «Хёндай»), «Автофрамос» (Москва) и «Форд» (Ленинградская область).
В 2 раза, до 50 тыс. автомобилей, увеличился выпуск иномарок на «Иж-Авто»; в 4,7 раза - на ЗМА в Набережных Челнах (здесь собирают три модели «Саньён» и одну - ФИАТ). СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ» изготовило в 2007 году свыше 55 тыс. автомобилей (+14,9%). На «пилотном» производстве «Джи-Эм» в Санкт-Петербурге в прошлом году собрали 5679 внедорожников «Шевроле» и «Опель». В 2007 году начали выпускать вседорожники «Ленд-марк» и седаны «Джили» на заводе АМУР (Свердловская область).
Выделяют такие как: «Автотор», Калининград (БМВ-Х3 на 1902%, КИА-Карнавал на 234%, «Шевроле-Авео» на 178%, «Хаммер-Н3» на 257%, «Кадиллак» на 688%, «Чери-Фора» на 1003%) ; «Иж-Авто» Ижевск (КИА) – на 163%; «Автофрамос» Москва («Рено-Логан») на 135%); «ЗМА» Набережные Челны («ФИАТ», «Грей Уолл) на 225% к 2006 году; ТагАЗ Таганрог (Хундай) на 147% к 2006 году. (Приложение 19).
В 2007 году с конвейеров сошло почти 1,3 млн. легковых автомобилей - на 9,4% больше, чем в 2006-м, производство выросло почти на 10%. Впервые среднемесячный выпуск легковых автомобилей в стране превысил 100 тыс. шт. (причем с июля не опускался ниже); в октябре поставлен рекорд - около 125 тыс. штук.[38, 39, 42, 45].(Приложение 13,14).
Отечественные производители.
В 2007 году, объем выпуска отечественных продолжет снижаться. Так, производство автомобилей «Волга» сократилось на 24,6% и опустилось ниже 40-тысячной отметки. АВТОВАЗ собрал 735 897 машин, на 3,9% меньше, чем в 2006 году - снижение как по «классике», так и по другим семействам. Сокращение выпуска машин «десятого» семейства (-41,3%) компенсировалось новой моделью «Приора» (в 2007 году собрано около 73 тыс. шт.). В целом же АВТОВАЗ быстро теряет свою долю в общем производстве легковых автомобилей в России. В 2005 году она составляла 67,1%, в 2006-м - 65%, в 2007 году снизилась уже до 57,5%.