Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:23, доклад
Задача данной работы – привлечь внимание учителей географии коррекционной школы к одному из важнейших видов изобразительной наглядности, к графическим средствам наглядного обучения – схемам, таблицам всех видов, профилям, пояснительным рисункам, картам – схемам и т.д., как доступным, универсальным по охвату разнообразных вопросов содержания предмета и возможностям использования пособий.
Работы
на контурных картах
Важно тщательно продумать методику проверки и оценки работ учащихся, так как в пределах одного и того же класса , как правило, есть дети с различной степенью выраженности того или иного дефекта, уровнем восприятия и т.д. В первое время необходимо на каждом занятии проводить фронтальный осмотр работ.
Содержание работ на контурных картах при изучении географии очень разнообразно. Главным фактором, определяющим объем работ, является учебная программа. Иногда необходимы самодельные контурные карты или контуры. Они часто создаются, например, при изучении отдельных материков, географии своей области.
В
работе над контурными картами
особенно важно предусмотреть
и такие моменты: разнообразие
форм использования контурных
карт, постепенное усложнение
Обычно для обозначения на контурной карте даются названия 1-2, реже 3 объектов. Нельзя перегружать урок названиями.
Кроме того, объекты,
изучаемые в процессе прохождения
курса, наносятся на одну и ту же
карту. Это делается для того, чтобы
создать целостное представлени
Примерная схема урока с оформлением контурной карты
10. Чтение статьи
учебника с использованием
11. Пересказ учащихся прочитанного материала, ответы на вопросы и показ объектов на настенной карте.
12. Домашнее задание.
Пояснительные рисунки в преподавании географии
Одна
из важнейших методических
Отличаясь
исключительным динамизмом, отчетливостью,
гибкостью применения, педагогический
рисунок позволяет решить
а)
показать модель внешнего
б)
раскрыть внутреннее строение
изучаемого объекта и
в) показать размещение изучаемых объектов, т.е. их пространственные связи и отношения;
г) показать изменение объекта или явления в их развитии;
д) рассмотреть изучаемый объект с разных точек зрения;
е) повысить интерес к предмету.
Далеко не каждое средство наглядности обладает столь разносторонними возможностями. Тем не менее, педагогический рисунок не стоит переоценивать. Наиболее рациональный путь – разумное сочетание всех средств наглядности, которыми располагает учитель географии.
Необходимо учитывать, что в коррекционной школе используются только несложные рисунки. Их создают на классной доске параллельно объяснению, реже – воспроизводят заранее подготовленные рисунки. Когда же эти эскизные рисунки особенно необходимы? Прежде всего, тогда, когда для усвоения понятия требуется определенный графический образ, Например, при пояснении таких физико-географических понятий как «холм», «горная система», «водопад» и т.д.. Естественно, все эти термины требуют объяснения, и многие из них будут лучше поняты, если учитель во время своего рассказа создаст простейшие схематические рисунки. Такие рисунки необходимы даже в условиях применения других технических средств обучения, так как ничто не сравнится с живой речью, сопровождаемой простыми и понятными иллюстрациями.
Дети очень любят рисовать, кроме
того, в процессе изображения
того или иного
При
помощи простых графических
Например, изучая
природные зоны, на таких рисунках
можно указывать характер подстилающей
поверхности, количество выпадаемых осадков,
особенности преобладающей
Впоследствии у учащихся накапливается материал для сравнения природных зон: их разнообразное географическое положение, распределение осадков и преобладающий тип растительности. При таком использовании пояснительных рисунков корригируется логическое мышление детей с дефектами в развитии, упорядочиваются такие мыслительные операции как индукция и дедукция, анализ, синтез, обобщение и конкретизация.
Необходимо
учитывать и такой важный
В
таком случае географический
рисунок помогает выделить
Для
каждой из природных зон
1. Особенности
географического положения
2. Количество солнечного тепла (много, мало, достаточное количество);
3. Количество
получаемых территорией (
4. Характер подстилающей
поверхности – растительность: травянистый
покров, деревья, отсутствие
Выявление специфических особенностей каждой из природных зон посредством применения таких графических опор дает хороший результат при условии их доступности пониманию детьми с дефектами в развитии. Поэтому необходимо соблюдать специальные методические условия при работе с подобными опорными схемами.
Они
не должны быть перегружены
составляющими их компонентами,
все употребляемые термины
Активное
применение графических работ
и пособий в коррекционной
школе побуждает к осознанию
сущности изучаемых явлений,
Естественно, объем и конкретные формы введения описанных выше графических работ и пособий могут меняться в зависимости от конкретных условий, от индивидуального педагогического творчества каждого учителя. Но овладение основами учебной графики в коррекционной школе необходимо каждому преподавателю географии.
Конечно,
в работе по формированию
Литература
1. Программы специальных (коррекц
2. Тематическое планирование по
географии, ж. «Дефектология»,№
3. География. Учебники для 6-9 классов коррекционной школы.
4. Пороцкая Т.И. Лекции по
5. Синев В.Н. Коррекционная
6. Заездный Р.А. Графическая
7. Громов П.А. Рисунок в обучении физической географии. М., «Просвещение», 1979г.
8. Головина Т.Н. Практические
работы по географии во
Информация о работе Графическая нагадность на уроках географии в коррекционной школе VIII вида