Графическая нагадность на уроках географии в коррекционной школе VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:23, доклад

Краткое описание

Задача данной работы – привлечь внимание учителей географии коррекционной школы к одному из важнейших видов изобразительной наглядности, к графическим средствам наглядного обучения – схемам, таблицам всех видов, профилям, пояснительным рисункам, картам – схемам и т.д., как доступным, универсальным по охвату разнообразных вопросов содержания предмета и возможностям использования пособий.

Вложенные файлы: 1 файл

Вся работа.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

     Работы  на контурных картах корригируют  пространственную ориентировку учащихся с отклонениями в развитии, их умение сравнивать, сопоставлять, делать соответствующие выводы, осуществлять отбор главных и второстепенных признаков заданного объекта или явления.

     Важно  тщательно продумать методику  проверки и оценки работ учащихся, так как в пределах одного и того же класса , как правило, есть дети с различной степенью выраженности того или иного дефекта, уровнем восприятия и т.д. В первое время необходимо на каждом занятии проводить фронтальный осмотр работ.

     Содержание работ на контурных картах при изучении географии очень разнообразно. Главным фактором, определяющим объем работ, является учебная программа. Иногда необходимы самодельные контурные карты или контуры. Они часто создаются, например, при изучении отдельных материков, географии своей области.

     В  работе над контурными картами  особенно важно предусмотреть  и такие моменты: разнообразие  форм использования контурных  карт, постепенное усложнение нагрузки, систематическая проверка работ  учащихся.

     Обычно для обозначения на контурной карте даются названия 1-2, реже 3 объектов. Нельзя перегружать урок названиями.

Кроме того, объекты, изучаемые в процессе прохождения  курса, наносятся на одну и ту же карту. Это делается для того, чтобы  создать целостное представление о взаимном расположении объектов, что особенно важно при обучении географии детей с отклонениями в развитии. Учащиеся должны быть ознакомлены с требованиями, предъявляемыми к оформлению контурных карт: они оформляются простым карандашом, аккуратным почерком, а еще лучше – чертежным шрифтом. Что именно должно быть надписано на контурной основе, определяет учитель, руководствуясь программой.

 

Примерная схема  урока с оформлением контурной  карты

 

  1. Показ учителем на стенной карте, глобусе расположения географического объекта (моря, острова, полуострова и т.д.) со словесным сопровождением.
  2. Показ картины или другой наглядности с изображением изучаемого объекта. Если на одном уроке изучаются два или, что бывает крайне редко, три географических объекта, то проводится поочередный показ объектов на карте и картине.
  3. Выяснение знаний учащихся по изучаемому объекту.
  4. Рассказ учителя об изучаемом объекте с выделением главного, характерного, с использованием занимательного материала.
  5. Запись новых названий учителем на доске, а учащимися в тетрадях.
  6. Повторный показ объекта на стенной карте и глобусе учителем, а затем учениками.
  7. Нахождение объекта учащимися в атласах, а затем на контурных картах. Этот момент очень важен именно в коррекционной школе, т.к. масштабы настенных карт и контурных очевидно не совпадают.
  8. Просмотр учителем объекта, намеченного учеником на контурной карте.
  9. Подписывание и закрашивание объекта.

10. Чтение статьи  учебника с использованием рисунка,  просмотр видеофильма (если необходимо).

11. Пересказ учащихся прочитанного материала, ответы на вопросы и показ объектов на настенной карте.

12. Домашнее  задание.

 

Пояснительные рисунки в преподавании географии

 

    Одна  из важнейших методических задач  учителя географии – уметь  графически выразить свои мысли, свои знания. Доступному объяснению географического материала помогают пояснительные педагогические рисунки.

     Отличаясь  исключительным динамизмом, отчетливостью,  гибкостью применения, педагогический  рисунок позволяет решить целый  ряд важнейших задач в обучении географии детей с отставаниями в развитии:

     а)  показать модель внешнего облика  изучаемого объекта или явления;

     б)  раскрыть внутреннее строение  изучаемого объекта и вычленить  наиболее существенные его признаки  и свойства;

     в)  показать размещение изучаемых объектов, т.е. их пространственные связи и отношения;

     г)  показать изменение  объекта  или явления в их развитии;

     д)  рассмотреть изучаемый объект  с разных точек зрения;

     е)  повысить интерес к предмету.

     Далеко  не каждое средство наглядности обладает столь разносторонними возможностями. Тем не менее, педагогический рисунок не стоит переоценивать. Наиболее рациональный путь – разумное сочетание всех средств наглядности, которыми располагает учитель географии.

     Необходимо учитывать, что в коррекционной школе используются только несложные рисунки. Их создают на классной доске параллельно объяснению, реже – воспроизводят заранее подготовленные рисунки. Когда же эти эскизные рисунки особенно необходимы? Прежде всего, тогда, когда для усвоения понятия требуется определенный графический образ, Например, при пояснении таких физико-географических понятий как «холм», «горная система», «водопад» и т.д.. Естественно, все эти термины требуют объяснения, и многие из них будут лучше поняты, если учитель во время своего рассказа создаст простейшие схематические рисунки. Такие рисунки необходимы даже в условиях применения других технических средств обучения, так как ничто не сравнится с живой речью, сопровождаемой простыми и понятными иллюстрациями.


      Дети очень любят рисовать, кроме  того, в процессе изображения  того или иного географического  объекта легче усваиваются составляющие  его элементы, закрепляются существующие  закономерности, существенные, главные  признаки, позволяющие отличить его от других подобных объектов, а также второстепенные признаки, позволяющие их классифицировать по их совокупности. 

   

 

     При  помощи простых графических изображений  можно создать элементарные опорные  схемы с указанием ведущих  компонентов.

Например, изучая природные зоны, на таких рисунках можно указывать характер подстилающей поверхности, количество выпадаемых осадков, особенности преобладающей растительности, которая, как известно, является индикатором  природных условий.

     Впоследствии у учащихся накапливается материал для сравнения природных зон: их разнообразное географическое положение, распределение осадков и преобладающий тип растительности. При таком использовании пояснительных рисунков корригируется логическое мышление детей с дефектами в развитии, упорядочиваются такие мыслительные операции как индукция и дедукция, анализ, синтез, обобщение и конкретизация.

     Необходимо  учитывать и такой важный фактор, что на уроках географии изучается  множество отдаленных местностей, которые учащиеся не имеют возможности увидеть непосредственно на экскурсии или в натуре.

    

 

  

     В  таком случае географический  рисунок помогает выделить составляющие  компоненты отдельной природной  зоны и связать их в единое  целое, как целостный природный комплекс географической оболочки, выявить различия составляющих этот комплекс элементов, получить материал для анализа и сравнения природных условий отдельных территорий. А это, в свою очередь, дает возможность выявить огромное разнообразие природных условий нашей страны.

     Для  каждой из природных зон рекомендуется  составить свою опорную схему,  где на понятном детям уровне  указать по возможности:

1. Особенности  географического положения территории (природной зоны);

2. Количество  солнечного тепла (много, мало, достаточное количество);

3. Количество  получаемых территорией (природной  зоной) осадков (мало, избыточное  количество, достаточное количество  и т.д.)

4. Характер подстилающей  поверхности – растительность: травянистый  покров, деревья, отсутствие растительности, мхи и лишайники, заболоченность.

Выявление специфических  особенностей каждой из природных зон  посредством применения таких графических  опор дает хороший результат при  условии их доступности пониманию  детьми с дефектами в развитии. Поэтому необходимо соблюдать специальные методические условия при работе с подобными опорными схемами.

     Они  не должны быть перегружены  составляющими их компонентами, все употребляемые термины должны  быть хорошо знакомы учащимся, при рассмотрении рисунков необходимо  их словесное сопровождение. При этом, безусловно, соблюдается «золотое правило» географии: обо всем, что показываешь, надо рассказывать и все, о чем рассказываешь надо показывать. Стараться не перегружать рассказ лишними подробностями, рассказывать о многом понемногу, пользуясь принципом «от известного к неизвестному, от близкого к далекому».

     Активное  применение графических работ  и пособий в коррекционной  школе побуждает к осознанию  сущности изучаемых явлений, причинно-следственных  связей, формированию географических  представлений и понятий на более высоком уровне.

Естественно, объем  и конкретные формы введения описанных  выше графических работ и пособий  могут меняться в зависимости  от конкретных условий, от индивидуального  педагогического творчества каждого  учителя. Но овладение основами учебной графики в коррекционной школе необходимо каждому преподавателю географии.

     Конечно,  в работе по формированию географических  знаний (представлений, понятий и  их систем) следует, прежде всего,  учитывать специфические особенности этого процесса в коррекционной школе. Однако существенные недостатки и трудности в овладении географическим материалом с успехом преодолеваются при специальной коррекционной направленности учебного процесса.

 

Литература

 

1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М. «Просвещение», 20011г.

2. Тематическое планирование по  географии, ж. «Дефектология»,№  1, 1994г.

3. География. Учебники для 6-9 классов коррекционной школы.

4. Пороцкая Т.И. Лекции по методике  преподавания географии во вспомогательной школе. М., «Просвещение». 1970 г.

5. Синев В.Н. Коррекционная работа  на уроках географии. Киев, «Радянська  школа», 1977г.

6. Заездный Р.А. Графическая наглядность  в преподавании географии. М., «Просвещение», 1986г.

7. Громов П.А. Рисунок в обучении физической географии. М.,    «Просвещение», 1979г.

8. Головина Т.Н. Практические  работы по географии во вспомогательной  школе. М., «Просвещение», 1965г. 

 

      

 

    

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Графическая нагадность на уроках географии в коррекционной школе VIII вида