Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:22, курсовая работа
Цель моего исследования – показать Иркутскую область как структурную единицу, обладающую природно-ресурсным потенциалом и участвующую в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции. На основе литературных, статистических и картографических источниках составить экономико-географическую характеристику Иркутской области.
Введение………………………………………………………………………….3
Картосхема ………………………………………………………………………4
Глава 1.Экономико-географическое положение Иркутской области…………5
Глава 2.Экономическая оценка природных условий и ресурсов……………..11
Глава 3.Население и трудовые ресурсы………………………………………..18
Глава 4.Хозяйственный комплекс района тяготения………………………….22
Глава 5.Транспортный комплекс района тяготения…………………………..36
Глава 6.Экологические проблемы района……………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………..42
*Составлено
по: Российский статистический
ежегодник. 2008
Топливная
промышленность
Нефтяная
промышленность
Прогнозные
и извлекаемые запасы нефти на
территории Иркутской области оцениваются
в 2 млрд. тонн, газового конденсата - в
0,5 млрд. тонн. При этом разведанные
запасы нефти составляют только 232 млн.
тонн и сосредоточены в основном
на Верхнечонском нефтегазоконденсатном
месторождении. На "малые" северные
месторождения (Ярактинское, Дулисьминское,
Даниловское, Марковское, Пилюдинское
и др.) приходится 27 млн. тонн.
Газовая
промышленность
Прогнозные
и извлекаемые ресурсы
Подготовленные
запасы газа Ковыктинского месторождения
позволяют добывать, по разным оценкам,
от 25 до 37 млрд. куб. м в год в течение 30
лет. Особенностью этого месторождения
является высокое содержание гелия (0,25%)
и гомологов метана - этана (4,9%), пропана
(1,08%), бутана (0,58%), являющихся ценным сырьем
для химической промышленности.
Оценки
внутриобластного спроса на среднесрочную
перспективу сходятся на цифре в
2-2,5 млрд. куб. м в год с перспективой
увеличения до 4 млрд. куб. м в год
и показывают, что рынки сбыта
"большого" газа лежат за пределами
Иркутской области.
Региональный
проект предусматривает обустройство
Ковыктинского месторождения, строительство
магистрального газопровода "Ковыкта
- Саянск - Иркутск" протяженностью 645
км и газоразделительного завода в Саянске.
Несмотря
на наличие в Иркутской области
нефтехимических производств ("Ангарская
нефтехимическая компания"), в рамках
проекта планируется построить конденсатопровод
"Ковыкта - Окунайский" протяженностью
160 км для отгрузки до 175 тыс. тонн газового
конденсата на железнодорожный транспорт
(станция Киренга на БАМе).
Участие
в проекте "Саянскхимпласта" обусловлено
необходимостью выделения из газа полезных
компонентов, прежде всего этана
и гелия, путем создания газоразделительного
завода.
Угольная промышленность
Прогнозные и извлекаемые ресурсы угля
на территории Иркутской области составляют
46 млрд. тонн, разведанные - 14,4 млрд. тонн.
Добыча угля на территории Иркутской области
ведется уже более 100 лет.
Практически весь добываемый уголь (до 90% - весь бурый уголь и частично каменный) потребляется и будет потребляться внутри области - тепловыми электростанциями и муниципальными котельными.
Динамика объёмов добычи топливных ресурсов, млн т
Виды ресурсов | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2008 |
| |||||
Нефть и газовый конденсат | 516,2 | 306,8 | 323,5 | 470 | 490,8 |
Уголь | 391,0 | 263,0 | 258,0 | 299 | 314 |
| |||||
Нефть | - | - | 26 | 161 | 243 |
Уголь | 24,3 | 15 | 14,9 | 12,1 | 10,8 |
*Составлено по: Российский
статистический ежегодник. 2008
Цветная
металлургия
Цветная
металлургия в Иркутской
- неразвитость
региональной транспортной
- нехватка
дешевой электроэнергии для
- транспортные
тарифы, которые становятся одним
из основных сдерживающих
Основные
предприятия отрасли: ОАО "Cибирско-Уральская
алюминиевая компания" и ОАО "Братский
алюминиевый завод" – производят
алюминий, глинозем и фтористые соли. На
их долю приходится треть российского
и 4% мирового производства алюминия.
Черная
металлургия
Черная металлургия Иркутской области развита слабо и представлена только добычей и переработкой железных руд. Осваиваемые железорудные месторождения блики к исчерпанию, поэтому в черной металлургии необходимо прежде всего поддержание объемов добычи железной руды. Эта задача может быть осуществлена благодаря строительству рудника по добыче железной руды на базе Краснояровского месторождения (ОАО "Коршуновский ГОК").
Разработка Краснояровского месторождения, расположенного в Братском районе области, обусловлена исчерпанием ресурсов эксплуатируемых Коршуновским горно-обогатительным комбинатом месторождений, в частности Татьянинского месторождения. Осуществление проекта по строительству рудника планируется в течение 2006-2015 гг. Объем инвестиций, обеспеченный за счет средств компании, составит порядка 75 млн. долл. Согласно ТЭО, добыча на новом объекте планируется в объеме 3,0 млн. тонн руды, годовой объем вскрышных пород составит 9,0 млн. тонн. Создание новых рабочих мест не планируется: занятость на Краснояровском месторождении будет обеспечена за счет перевода работников с других иркутских месторождений, разрабатываемых Коршуновским ГОКом. Для реализации проекта требуется строительство ряда энергетических и транспортных объектов.
Однако как и в случае многих других отраслей, развитие черной металлургии в объединенной Иркутской области не может происходить по исключительно сырьевой модели. Перспективным проектом является строительство в Иркутской области собственного металлургического комбината. Как известно, на Востоке страны существует явный дефицит предприятий черной металлургии.
Ориентировочная стоимость поставки сырья и материалов
Металлургический
завод |
Поставки сырья и материалов, т | Стоимость поставки, р. |
1. Иркутский алюминиевый завод | Глинозем 0,32 + бокситы 0,96 =1,28 т | 1,28*1300 км= 1664 рублей |
2. Братский алюминиевый завод | 1,28 | 1,28*700км= 896 рублей |
Машиностроение и металлообработка.
Машиностроение и металлообработка занимает второе место в области по численности работающих и третье место по валовой продукции.
Доля отрасли в промышленном производстве составляет 15,7%. Ведущими предприятиями отрасли являются ОАО "Научно-производственная корпорация "ИРКУТ" (производит боевые самолеты Су-27 и Су-30, а также гражданские самолеты Бе-200 и Як-112) и ОАО "Иркутсккабель"
Иркутский завод тяжелого машиностроения им. В. В. Куйбышева выпускает преимущественно металлургическое оборудование и машины для горнодобывающей промышленности, с том числе драги для золотодобывающей промышленности. Его продукция поступает на многие заводы страны и за границу. Крупным машиностроительным предприятием является Иркутский станкостроительный завод, производящий токарно-болторезные станки, пользующиеся большим спросом в стране и за рубежом. Черемховский машиностроительный завод им. Карла Маркса производит землесосы, проходческие насосы, оборудование для шахт и разрезов. Усольский завод горного оборудования производит продукцию для горнорудной промышленности и цветной металлургии. В Нижнеудинске работает завод инвентарных зданий контейнерного типа, предназначенных для БАМа. Ангарский электромеханический завод производит пульты управления, магнитные станции, автоматические выключатели для энергетики, металлургии, химии,
Вступили в строй заводы по ремонту автомобилей, тракторов и другой сельскохозяйственной техники в Шелехове. В крупных железнодорожных центрах сосредоточены вагоноремонтные мастерские и депо по ремонту электровозов.
Широкое развитие получили судостроение и судоремонт на Байкале, в Иркутске, Усть-Куте, Качуге, Киренске.
Иркутский завод радиоприемников дает основную долю производства радиол и радиоприемников всего Восточно-Сибирского экономического района.
Братский
завод отопительного
Отраслевые
особенности
Тип машиностроительного
производства |
Места размещения предприятий в Иркутской обл. | Факторы и условия размещения |
Тяжелое машиностроение | Черемхово, Иркутск | Металлургическая и энергетическая базы, производственный потенциал, квалифицированние кадры |
Транспортное машиностроение | Судостроение-Усть-Кут | Металлургическая и энергетическая база, водоснабжение, транспортная инфраструктура, производственный потенциал, возможности широкого кооперирования, резерв трудовых ресурсов, большая потребность в машинах и оборудовании |
Авиационное машиностроение | Иркутск | Производственный и научный потенциал, квалифицированные кадры, электроэнергетическая база |
Электротехническое машиностроение | Ангарск | Электроэнергетическая база, производственный потенциал |