Компьютерные технологии в изучении географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является обоснование возможностей использования компьютерных технологий на уроках. Для достижения цели курсовой работы нами решаются следующие задачи:
провести обзор литературы и описать методы исследования данной темы;
раскрыть понятия компьютер, компьютерные технологии;
сформировать представление об основных формах работы с компьютерными технологиями в процессе изучении географии;
определить результативность внедрения информационных технологий в обучение географии;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Обзор литературы……………………………………………………………..5
2. Методы исследования………………………………………………………...7
3. Компьютерные технологии в учебном процессе.............…………………..9
3.1. Понятие и функции компьютерных технологий как
средств обучения …………..……………………………………………………9
3.2. Информационные ресурсы сети Интернет……………………………….11
3.3. Методы использования компьютера,
применяемые на различных этапах урока…………………………………….13
4. Применение компьютерных технологий на уроках географии ..…………16
4.1. Виды компьютерных программ, используемых
при обучении географии …………………………………………….…………16
4.2. Типы уроков географии в компьютерном классе
Заключение……………………………………………………………………....19
Выводы…………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 2 файла

КР Компьюьерные технологии в географии.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

Текстовый редактор Microsoft Word 2000 предназначен для того, чтобы готовить учебно-методическую документацию (тематические и поурочные планы) и раздаточный материал (карточки-задания, контрольные тесты, кроссворды и т.п.) быстро и эффективно, создать качественно оформленные документы, удовлетворяющие высоким эстетическим требованиям..

Интерактивные и аудиовизуальные средства обучения на уроках географии можно применять на уроках по изучению нового и закрепления пройденного материала, требующего иллюстраций закономерностей развития природы и общества на конкретном материале регионального содержания, и в качестве самостоятельной работы с компьютером в рамках интегрированных уроков информатики и географии. На таких уроках ученики непосредственно на компьютере выполняют программные практические работы.

 

 

    1. Типы уроков географии в компьютерном классе

 

Практика проведения уроков в компьютерном классе показала, что наиболее распространенными типами уроков являются:

    • урок изучения нового материала с элементами компьютерного моделирования,
    • урок - практическая работа
    • урок – исследование,
    • урок – защита проекта.

Урок-обобщения. Структура урока изучения нового материала:

    • вводно-ознакомительная беседа,
    • практическая работа с элементами компьютерного моделирования,
    • закрепление материала в ходе индивидуального компьютерного опроса.

Урок – практическая  работа включает в себя следующие этапы:

    • методические указания по выполнению работы,
    • краткую теорию по изучаемому явлению,
    • тестовый контроль для допуска к работе,
    • выполнение практической работы.

Урок - Обобщающий урок

    • Тестирование
    • Составление рассказа по конспекту
    • Самопроверка с помощью MS Word

Следует учесть, что длительность работы ребят за компьютером не должна превышать тридцати минут, так как в конце урока стоит обсудить основные трудности и обменяться мнениями о полученных результатах.

В зависимости от вида урока выбирается то или иной тип применения компьютерных технологий:

  1. Демонстрация материалов.

На уроках географии объяснение нового материала сопровождается наглядными пособиями. Самым главным является карта, но с этим бывают проблемы (нет или старые). А с помощью компьютерных программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, можно без труда быстро все продемонстрировать. Позволяет направить внимание школьников на важнейшие объекты и явления.

Программа дает возможность учителю демонстрировать на экране самые разные географические изображения: плоские, объемные, возможен переход от одних объектов к другим, увеличение объектов. 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стало возможным показывать аэрокосмические и фото – снимки, схемы, графики, диаграммы. На уроках мы обязательно используем видеофильмы, но приходится выбирать необходимые сюжеты, искать фильм, бывают проблемы с аппаратурой, в программе заложены самые яркие и необходимые сюжеты, которые идут всего 2-3 минуты. Примеров можно привести много, например, 6 класс: озеро Байкал, извержение вулканов.

      • 7 класс: сюжеты по материкам.

Используется мультипликация. Использование диктора дает возможность разнообразить урок.

      • 7 класс – 1500 слайдов, 25 видеофрагментов;
      • 8 класс – 500 слайдов, 35 видеофрагментов;
      • 6 класс – 1300 слайдов, 34 видеофрагмента, 12 - анимаций.

 

  1. Показ процессов.

Географические процессы, о которых должны иметь представление школьники разнообразны и многочисленны.

Мы много детям объясняем, порой на пальцах, а здесь нам дается уникальная возможность все показать детям за 1-2 минуты.

Так называемые активные элементы помогают в этом (показ слайда – это часть анимации).

С помощью ее детям демонстрируются: смена дня и ночи, времен года, строение Земли, происходит анимация рисунка, присутствуют всплывающие подсказки, образование ледников и зарастание озер и т.д.).

Срабатывается поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А так как у детей больше развита зрительная память, то и усвоение материала происходит лучше.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Практическая работа.

В программах заложены практические работы по темам. Носят тренировочный и контролирующий характер. Детям очень нравится выполнять их, а знаний для выполнения требуется много. Все работы составлены по требованиям учебной программы.

Усложнение работ идет от класса в класс.

В 6 классе – больше тренировочных работ с дальнейшим поощрением (например: после правильной сборки Теллурия – анимация, показ его работы, правильное заполнение таблицы страна – столица, дает возможность просмотра видеофильма: Париж, Токио, Нью–Йорк).

В 7 классе – много работ с картами, дети, которые плохо справляются на обычных уроках, здесь имеют возможность и выучить, и исправить свои ошибки, так как компьютер добьется правильного выполнения.

В 8 классе есть работы, за которые ставятся оценки и вводится время выполнения. Здесь идет не только заполнение таблиц, но и требуется оформление вывода, то есть подводят детей к научному заключению.

При использовании практической работы мы можем работать индивидуально с учеником, предложить ему тот вариант, который ему будет интересен и под силу.

  


 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

  1. Четвертое направление – проверка знаний.

Дети в дальнейшем могут подойти к единому государственному экзамену и по устным предметам, где им будут предлагать тестовую работу. Нам необходимо их научить работать с тестом. Но на обычных уроках у нас не всегда есть возможность для этого. А здесь заложены тестовые работы, предусмотренные для каждой темы, в нескольких вариантах и по окончанию оцениваются. Мы можем подходить индивидуально к ученикам (темп работы). Дети могут исправить свои ошибки (выполнить новый тест). Вопросы в тесте составлены по учебнику. 

 

  1. Самостоятельная работа уч-ся во внеклассной работе.

Все, что заложено в программе, использовать на уроке невозможно. Это планировалось создателями, для того, чтобы дети использовали в качестве справочника, написание сообщений и рефератов. Каждый диск имеет возможность выходить в Интернет. Мы используем в работе:

  • Составление путеводителей
  • Поиск информации в Интернет
  • Составление кроссвордов
  • Подбор информации по родному краю
  • Презентации
  • Дистанционные олимпиады

Можно сделать вывод, что применение компьютерных технологий в преподавании географии стало необходимо, у многих детей есть персональные компьютеры, и они активно используют их в подготовке домашних заданий и выполнения творческих работ. Но надо признать, что успешное внедрение компьютерных технологий в преподавание географией возможно лишь при оснащении необходимыми программами и компьютерами.

 

 

 

Выводы

 

Компьютер — это величайшее достижение современной технологии, должен стать незаменимым помощником учителя, однако не следует думать, что компьютер сможет заменить учителя. Я считаю, что современный учитель просто обязан владеть компьютерной грамотностью. Это позволит ему проводить современные уроки  с использованием компьютерных технологий. А значит повышать  мотивацию обучения учащихся,  добиваться высоких  показателей качества обученности своих учеников, развивать стремление к саморазвитию и творческому росту.

Используя в своей работе компьютер, я получила ответы на  вопросы и сегодня с уверенностью и конкретными примерами могу сказать об областях применения компьютера на уроках географии:

  • Это банк справочного материала, который заложен по всем темам школьной программы, способный выдать учителю или ученику нужную информацию по интересующему вопросу
  • Средство управления учением ученика через подачу определенных логически обоснованных порций информации (модульные уроки)
  • Тренажер для учащихся при овладении ими определенных знаний и умений (программа по определению координат, построение диаграмм облачности и осадков, тесты и проверка номенклатуры)
  • Средство контроля за полнотой глубиной и системностью знаний, дающее их объективную оценку (созданные тесты по темам)
  • Динамическое средство условной наглядности (программы по климату, извержениям вулканов, землетрясениям и т.п.)
  • Средство, способствующее научной организации труда учителя и ученика

Это далеко не полный перечень тех возможностей, которые дает мне компьютер в обучении географии.

Соединение географического образования с компьютерными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств:

Компьютер служит тем связующим звеном, с помощью которого налаживается естественное взаимодействие всех организационных форм учебно-познавательной деятельности учащихся – урочных, контрольных занятий и самостоятельной работы.

Компьютерные технологии способствует активизации аналитической деятельности обучаемых. Предполагается не только воспроизведение информации, но и оперирование ею. Использование компьютера способствует превращению полученной суммы знаний в собственные убеждения.

Компьютерная экспансия в естественные дисциплины содействует углублению демократизации методики преподавания, так как компьютерные технологии основаны на ослаблении субъективного фактора в контроле знаний и позволяет снять социально-психологические ограничения. Обучаемые освобождаются от тривиальной связки “учитель – ученик”, тем самым раскрепощаются их творческие возможности, они абстрагируются от субъективизма и консерватизма обучающихся, получают возможность осуществлять самоконтроль уровня знаний.

Компьютерные технологии содержат огромные мотивационные возможности. Важным мотивационным фактором служит игровой характер компьютерных технологий. Игровыми элементами компьютерного тестирования являются состязательность, экстремальность ситуаций, требующих от пользователя принятия неординарных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Современной парадигмой учебного процесса становится более тесное сочетание и взаимодействие технической и естественной составляющей. В качестве интеграционного явления выступает компьютеризация учебного процесса естественного цикла. Соединение географического образования с компьютерными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств:

  • Компьютер служит тем связующим звеном, с помощью которого налаживается естественное взаимодействие всех организационных форм учебно-познавательной деятельности учащихся – урочных, контрольных занятий и самостоятельной работы.
  • Компьютерные технологии способствует активизации аналитической деятельности обучаемых. Предполагается не только воспроизведение информации, но и оперирование ею. Использование компьютера способствует превращению полученной суммы знаний в собственные убеждения.
  • Компьютерная экспансия в естественные дисциплины содействует углублению демократизации методики преподавания, так как компьютерные технологии основаны на ослаблении субъективного фактора в контроле знаний и позволяет снять социально-психологические ограничения. Обучаемые освобождаются от тривиальной связки “учитель – ученик”, тем самым раскрепощаются их творческие возможности, они абстрагируются от субъективизма и консерватизма обучающихся, получают возможность осуществлять самоконтроль уровня знаний.
  • Компьютерные технологии содержат огромные мотивационные возможности. Важным мотивационным фактором служит игровой характер компьютерных технологий. Игровыми элементами компьютерного тестирования являются состязательность, экстремальность ситуаций, требующих от пользователя принятия неординарных решений.

Внедрение в структуру естественного знания компьютера расширяет возможности самостоятельного обучения учащихся. Использование компьютерных программ значительно повышает удельный вес самостоятельной работы как базисного составного элемента всего познавательного процесса, Как известно, в ходе самостоятельного продвижения от незнания к знанию обучаемые приобщаются к систематической и целенаправленной деятельности по усвоению и творческому применению полученных знаний.

Приложение 1 к КР Комп технол в географии.doc

— 86.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Компьютерные технологии в изучении географии