Культура повседневности Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 06:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение культуры повседневной жизни древних греков.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть литературу, театр Древней Греции;
- раскрыть основы скульптуры, музыки, живописи Древней Греции;
- исследовать жилище, одежду, еду в Древней Греции;
- показать основы семьи и брака, образования детей Древней Греции.

Содержание

Введение 3
1 Мифология и религия, литература, театр Древней Греции 5
2 Скульптура, музыка, живопись Древней Греции 12
3 Жилище, одежда, еда в Древней Греции 20
4 Семья и брак, дети и образование в Древней Греции 24
Заключение 29
Список использованных источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

Культура повседневности Древней Греции.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Начиная с VII в. до н.э. в греческой лирике складываются жанры: песенный (мелика), ямбический, хоровой, элегия. И хотя лирика греков почти целиком пропала, из глубины веков до нас дошли имена Архилоха, Сапфо, Алкея, Анакреонта, Пиндара, которые воспевали любовь и дружбу, мужество и патриотизм, мудрость и благородство.

Родиной мелической лирики был остров Лесбос с главным городом  Митиленой. Здесь возникли музыкально – поэтические студии, куда приезжали учиться из других городов Греции. Одну из таких студий возглавляла прекрасная собой, одаренная поэтесса Сапфо (VII–VI вв. до н.э.), которую окружали восторженные ученицы и поклонники ее таланта.

Алкей (VII–VI вв. до н.э.) – современник Сапфо, был тоже родом из Лесбоса. Он также писал в жанре мелики, воспевая пиршественную чашу и любовь к родине. Политическая борьба часто занимала мысль поэта, который был изгнан из Лесбоса одновременно с Сапфо [12, c. 71].

Огромное влияние на мировую лирику оказал поэт, писавший в жанре мелики, Анакреонт (559 – 478 гг. до н.э.). Его считают певцом чувственной любви, беззаботного веселья, радостей жизни и вместе с тем вздохов бренности жизни.

Представителем хоровой  лирики был поэт Алкман (середина VII в. до н.э.). Его второй родиной стала Спарта. Алкман был руководителем певческой школы девушек, и основу его творчества составляют стихи для хоровых песнопений – так называемые парфенеи, или парфении.

Жанр торжественной  хоровой лирики и од, представляет Пиндар (521 – 441 гг. до н.э.). Его лирические произведения были разнообразны, но дошли до нас полностью только 45 похвальных гимнов в честь победителей конных соревнований.

Е VII в. до н.э. распространенным жанром лирики становится ямб. Этот энергичный размер стиха, дающий возможность выразить трезвую, иногда насмешливую мысль, впоследствии станет любимым метром русской поэзии. Отцом ямбической поэзии считается Архилох (VII в. до н.э.), родившийся на острове Парос. Его стихи чужды нежности и очарования, но в них чувствуется искренность, твердость духа, спокойного признания силы обстоятельств. Писал Архилох и элегии.

Элегии исполнялись  под флейту еще в VI в. до н.э. Но особенно любимым этот жанр стал в эпоху эллинизма. Спокойный ритм и простой язык элегии позволяет выразить серьезные мысли, рассуждения и мораль. В этом жанре писал известный законодатель Афин Солон (начало VI в. до н.э.) и недовольный миром поэт – скептик Феогнид (VI в. до н.э.).

По простоте и сжатости языка была близка элегии и эпиграмма  – коротенькое стихотворение, относящееся к какому-нибудь человеку, обстоятельству или предмету. Среди эпиграмм были надгробные, философские, эротические. Эпиграммы писали поэт – буколик Феокрит (род. в III в. до н.э.), философ – идеалист Платон (427 – 347 гг. до н.э.), поэт – ученый Каллимах (310 – 240 гг. до н.э.).

 

3 Жилище, одежда, еда в Древней Греции

 

 

Сохранилось очень мало греческих жилищ, поэтому мы не можем  говорить с уверенностью, как выглядел обычный дом.

Греческие дома строились  вокруг внутреннего дворика. В нем  обычно стоял алтарь, перед которым  молились, и колодец, из которого брали воду. Из него двери вели в комнаты первого этажа с земляным полом. Окна, выходящие наружу, были маленькими и закрывались ставнями. Это делало жилище закрытым от посторонних и безопасным. Лестницы вели из двора в верхний этаж, где располагались спальни и помещения для слуг. Стены дома – сырцовые кирпичи и укреплены деревянным каркасом. Воры могли проломить стены. Двери и ставни из дерева (дорого, т.к. мало) Петли на них из бронзы. У главного входа ставили статую бога Гермеса – герму, которая отгоняла зло. В богатых домах у входа стоял привратник, встречающий гостей.

Мужчин и женщины  жили отдельной жизнью и имели  отдельные комнаты.

Гинекей - женская часть дома. Здесь они проводили б. часть времени, занимаясь хозяйством, пряли, вышивали.

Андрон – в этой комнате мужчины встречались с друзьями. Полулежали на ложах и Беседы.

В доме была также особая комната, где вся семья собиралась вокруг очага. Эта комната посвящалась  богине Гестии.

В ванной комнате терракотовая ванна (керамика – смесь глины  и песка) с отводной трубой, по которой вода вытекала наружу.

Мебель, в результате влияния восточных ремесел, до такой  степени походила на восточную, что между восточными и греческими кроватями, стульями (насколько можно судить по изображениям) почти нельзя найти никакого различия. Она сделана из тех же материалов (дерево, металл) и стой же отделкой (серебро, слоновая кость). Даже рисунок украшений тот же – в основном растительные и животные формы.

Стулья – тронос (почетное место хозяина дома) климос – для женщин. Формой своей они походили на древневосточные троны, встречались и табуреты. Ножные скамейки. Столами пользовались только для обеда. Даже писали лежа: если на восковых табличках, то придерживая их левой рукой и прижимая к левому боку, а если на папирусе, то положив его на бедро. Восточный обычай лежания вместо сидения на стульях распространился и среди греков, изгнав постепенно стулья из мужской половины в женскую и заменил их диванами или мягкими ложами.

Но спартанцы оставались верны своей простоте и в этом отношении: стремление к удобству подавлялось в самом начале как противное закону. Мальчики до 15 лет спали на соломе, а с 15 на тростнике или камышах. Мужчины не пользовались подушками, а заменяли их даже за обедом деревянными колодками.

Греческая одежда была очень проста. И мужчины и женщины драпировались в ткани, оборачивая их вокруг тела в виде туники или плаща. Одежду обычно делали из шерсти и льна. Однако в 5 в. д.н.э. греки начали использовать хлопок, который привозили из Индии. В 4 в. д.н.э. стали покупать прозрачные ткани на о. Кос. Роскошные ткани привозили из Египта, Персии, и Финикии. Но только богатые могли позволить какую-либо из них. Бедные носили одежду из материи иного качества, например некрашеной шерсти или небеленого льна.

Основное женское платье называлось хитон. Его делали из прямоугольного куска ткани. Хитоны были двух видов: дорийский (часть ткани складывали и оборачивали вокруг тела, оставляя одну сторону открытой) и ионийский (он застегивался в нескольких местах вдоль руки.). Другим видом женской одежды был гиматий – прямоугольная накидка. Что касается цвета женской одежды, то хоть белый считался самым праздничным, но были и желтые, и зеленые, и красные, и пурпурные. Украшения одежды были очень просты (скорее исключение, чем правило).

Греческие мужчины носили простую юбку или тунику, сшитую с одной стороны и застегнутую на одном или двух плечах. Ремесленники и рабы часто пользовались только одной набедренной повязкой. Мужчины тоже носили гиматий, иногда поверх туники. Удобной была короткая одежда – хламида, которую носили молодые мужчины, особенно для охоты, верховой езды. В нее одевались солдаты [16, c. 34].

Мужчины в Греции покрывали  себе голову только для защиты от дождя и солнца, например в дороге или в тевтре во время длинных, продолжающих в течении всего дня представлений. Женщины надевали головной убор исключительно для наряда. Иначе было с обувью. Хоть она тоже считалась принадлежностью нарядной одежды, ее надевали для предохранения ног как мужчины, так и женщины. Самой распространенной обувью у мужчин были сандалии. Изначально, никакой другой обуви и не существовало. Только потом появились башмаки и полусапожки.

Украшения были у греков исключительной принадлежностью только женского наряда, поскольку всякое излишнее убранство считалось неприличным для мужчины как признак изнеженности и женоподобия. В старину все заботы  о своей внешности ограничивались только тем, что они ежедневно мылись в холодной и теплой воде и ухаживали за волосами.

Женщины натирали себе кожу и волосы благовонными маслами, кроме того, пользовались белилами, румянами и сурьмой. Тщательный уход за внешностью вменялся в обязанность. Например, чтобы талия как можно дольше оставалась тонкой, применяли широкий пояс наподобие корсета. О своднях говорится: «Они набирают новых девушек и в короткое время переделывают их так, что и узнать их нельзя. Которая мала ростом, той выстилают башмаки пробкой, которая высока, той дают башмаки на тонких подошвах и заставляют ее ходить, опустив голову, от этого ее рост кажется ниже. Тощи ли у нее бедра – недостающее восполняется подушками. Выдается ли у нее слишком живот, ей подкладывают поддельные груди, которые носят актеры и дело исправлено. Особенно красивые части тела с умыслом обнажают, и, если у нее прекрасные зубы, она должна смеяться и кстати, и некстати, чтобы люди могли любоваться ее красивым ртом» [8, c. 62].

Времена Гомера: Рано утром  завтрак: пшенные, ячменные лепешки, размоченные  в вине, смешенном с водой. Полдень  – время обеда: мясные блюда, хлеб и вино, на ужин то же, сто и в обед.

В более поздние времена, когда свободный гражданин стал проводить большую часть дня  на агоре, распорядок дня изменился. Время обеда было перенесено на более  поздние часы или даже на вечер, зато в любое время можно было устроить второй завтрак. Этот завтрак даже стал более торжественным и обильным чем обед.

Хлеб раньше считался роскошью, также довольно долго не была в употреблении рыба. Одно время  она считалась блюдом только для  богатых.

 

4 Семья и брак, дети и образование в Древней Греции

 

Греки, первыми из древних народов начала соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в свой дом множество жен – обычай варварский и недостойный благородного эллина.

Все греки, в каких  бы полисах они не жили имели общие  взгляды на институт брака. Считалось, что супружество преследует две цели: общегосударственную и частно-семейную. Первой целью брака было приумножение числа граждан, которые могли бы принять от отцов обязанности по отношению государству: прежде всего, охранять его границы, отражать набеги врагов.

Производя на свет детей, гражданин выполнял и свой долг перед  родом и семьей, ибо дети продолжали род и принимали на себя культовые  обязанности по отношению к предкам, принося им жертвы и сохраняя семейные традиции. Наконец, вступая в брак, человек преследовал и сугубо личные цели – в старости обрести в детях опору.

Важнейшим считалось  все же исполнение долга перед  государством, и именно поэтому, в  Афинах, хотя и не было формального  правового принуждения к женитьбе, само общественное мнение заставляло мужчин обзаводиться семьями. Причем рекомендуемый возраст для мужчин был 30-35 лет, а для женщин 14-18. В Спарте бал даже закон против ревностных холостяков, их облагали крупным штрафом за уклонение от своих обязанностей перед государством.

Молодые спартанцы женились гораздо раньше афинян. Этому способствовали большая свобода, которой пользовались спартанские девушки по сравнению с афинскими, законодательные постановления, поощрявшие брак, и всеобщее презрение, которому подвергались старые холостяки.

Хотя брак заключался не иначе как с согласия родителей  невесты, по стародавнему обычаю жених  выкрадывал невесту из семьи (разумеется, с ведома последней) и скрывал ее у подруги. Там ей остригали волосы и одев, в мужское платье и башмаки, прятали в темной горнице, где она оставалась до тех пор, пока жених, поужинав за общим столом, не приходил к ней тайком, чтобы снять с нее пояс – символ девственности. Но и после этого молодые виделись лишь украдкой, и в дом мужа жена входила открыто лишь спустя некоторое время после брака [5, c. 81].

В Афинах обручение жениха и невесты сопровождалось жертвоприношениями покровителям брака – богам Зевсу и Гере. Днем молодые мылись в бане, а вечером в доме невесты устраивался пир, в котором участвовали и женщины, но отдельно от мужчин. После пира жених увозил невесту к себе. Прибыв к дому, новобрачный переносил невесту через порог, тем самым подчеркивая ее особое положение в доме, в отличие от других женщин.

В классической Греции свобода  женщин, особенно афинских, подверглась существенным ограничениям. То, сто даже свободнорожденные женщины не имела гражданских прав, было в древнем обществе повсеместным явлением. Однако, и в частной жизни женщина все больше зависела от мужчины, во все большей мере подчинялась его власти и опеке. Девушкой в доме отца, она во всем должна была повиноваться воле своего родителя, а в случае его смерти – воле брата или опекуна, назначенного ей по завещанию отца или по решению должностных лиц государства. Становясь замужней женщиной, она и вовсе теряла всякую самостоятельность. Она не могла сама принимать решения, касающиеся ее имущественных дел, не имела она и такой свободы передвижения, какой располагали женщины более ранней эпохи. Почти все дни афинянки проводили на женской половине дома – в гинекее, занимаясь домашним хозяйством, воспитанием детей, пока те были совсем маленькие. На улицу афинская женщина всегда выходила в сопровождении рабыни, причем скромность заставляла госпожу прикрывать лицо от взоров встречных мужчин. Афиняне были убеждены, что женщина должна поступать и вести себя так, чтобы о ней нельзя было сказать ни хорошего, ни дурного; она просто вообще не должна была привлекать к себе чье-то внимание, а выходить на улицу чаще ей удавалось по достижении только такого возраста, когда о ней можно было скорее спросить: чья это мать, нежели: чья это жена. Лишь участие в религиозных обрядах и праздниках позволяло афинским женщинам ненадолго покидать гикеней и присоединяться к ликующей толпе.

Целью брака является рождения детей.

Вместе с тем часто греки старались избавиться от здоровых детей, в особенности девочек. Женщины не представляли ценности как рабочая сила. Часто число детей в семье ограничивалось 2-3.

В зависимости от условий  развития древнегреческих полисов  сложились различные системы воспитания и образования, из которых наиболее известны афинская и спартанская. Система воспитания, сложившаяся в Афинах, была более разносторонней и демократичной; она предусматривала сочетание умственного, нравственного, эстетического (т. н. мусическое воспитание) и физического (гимнастического) воспитания. До 7 лет мальчики воспитывались дома; затем они посещали грамматические школы, где обучались чтению, письму и счёту, и позже (или одновременно) - кифаристские школы, где учились музыке. С 12-13 лет мальчики переходили на палестру, где получали физическое воспитание, упражняясь в пятиборье. Более состоятельные родители, готовя своих детей к общественной деятельности, посылали их потом в гимнасии.

Информация о работе Культура повседневности Древней Греции