Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:27, реферат
Цель – теоретически обосновать значение международных морских проливов и каналов в экономике всего мира.
Объект – международные морские проливы и каналы.
Предмет – значение в мировой экономике международных морских проливов и каналов.
Введение…………………………………………………………………..3
1.Черноморские проливы………………………………………………..4
1.1 Исторический путь черноморских проливов…………………….4
1.2 Красота и недостатки Босфора…………………………………...11
1.3 Черноморский пролив – Дарданеллы…………………………...13
2. Суэцкий канал………………………………………………………..14
2.1 История появления Суэцкого канала…………………………….15
2.2 Выгодное географическое положение Суэцкого канала………16
3. Пролив Ла-Манш……………………………………………………..18
4. Гибралтарский пролив……………………………………………….19
5. Панамский канал……………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………...23
Библиографический список……………………………………………26
С момента своей постройки Суэцкий канал стал играть стержневую роль в египетской истории. Во многом эту роль он сохраняет и сегодня. Тем более что и по сей день, как пишет газета "Аш-Шааб", кое-кто на Западе не прочь прибрать к рукам доходную водную магистраль. Дошло до того, что одним египетским экономистом было высказано предложение создать смешанное акционерное общество и передать часть акций в руки западных компаний. Это предложение вызвало в египетской прессе негативную реакцию, доказавшую, что силы противодействия иностранному влиянию в стране не иссякли и не атрофировались. Журнал "Аль-Ахрам аль-Иксисади", напомнил, что канал составляет неотъемлемую часть национального самосознания египтян, он отождествляется ими со всеми завоеваниями революций.
2.2 Выгодное географическое положение Суэцкого канала
Канал связывает районы Ближнего и Среднего Востока с Западной Европой ( Рис.4 ), обеспечивает ее связи с Азией, Австралией, Восточной Африкой. Этим обуславливается высокая степень загруженности Суэцкого канала. В 1870 году через канал пошло 486 судов, в 1913 году - 5100, в 1966 году - 21250. Свыше 70 % перевозок составляют нефть и нефтепродукты. За эксплуатацию канала Египет в 1966 году получил 95 миллионов египетских франков. По тоннажу перевозимых грузов Суэцкий канал до 1967 года стоял на первом месте среди всех международных каналов.
Сейчас канал проходят более 20 тысяч судов под флагами более 100 стран мира. В сумме они перевозят около 250 миллионов тонн различных грузов. Через канал проходит 14 % общего объёма мировой торговли, большая часть нефтяных перевозок из района Персидского залива в Европу и Америку.
По существующим правилам по Суэцкому каналу могут проходить суда всех стран, не находящихся в состоянии войны с Египтом. Правила эксплуатации запрещают появление в нем лишь кораблей с атомными силовыми установками. Впрочем, из этого правила иногда делаются исключения.
Несмотря на усилия, предпринимаемые для улучшения технических условий проводки судов, канал не остается загруженным полностью. Тому есть ряд причин: увеличение флота супертанкеров и гигантских контейнеровозов, грузоподъемности и тоннажа судов вообще, сокращение международной торговли на протяжении последних лет из-за экономических неурядиц. Часть наблюдаемого спада активности канала обозреватели связывают, прежде всего, с кризисными ситуациями. Загруженность канала часто бывает связана с воинственными заявлениями Вашингтона и Тель-Авива в адрес стран Ближнего и Среднего Востока.
Рис.4 Суэцкий канал
3. Пролив Ла-Манш
Пролив Ла-Манш ( Рис.5 ) - знаменитый пролив, называемый ещё Английским каналом. Он разделяет французское побережье и остров Великобритания. Название пролива в переводе с французского означает рукав.
Пролив Ла-Манш переходит в пролив Па-де-Кале. Вместе они объединяют Северное море и Атлантический океан. Протяженность пролива составляет 578 км. Его западная сторона значительно шире восточной стороны - 250 км и 32 км соответственно. Глубина достигает 172 м. А самая малая глубина судоходной линии составляет 23,5 м.
Судоходство в проливе Ла Манш затрудняется большим количеством отмелей, особенно на востоке пролива, и частыми туманами. Над водами пролива практически постоянно дует ветер с запада, это является причиной устойчивого восточного течения, скорость которого в наиболее узких местах пролива достигает 3 км/ч. На Ла-Манше значительные полусуточные приливы. Колебания уровня воды в связи с приливами в заливе Сен-Мало достигает 12,2 м.
Залив стал знаменит благодаря строительству огромного тоннеля. Тоннель соединяет Дувр и Кале. Его полная длина составляет 52,5 км, 38 км из которых проходит под дном Ла Манша.
Рис.5 Пролив Ла-Манш
4. Гибралтарский пролив
Гибралта́рский проли́в ( Рис.6 ) - международный пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном.
Длина 65 км, ширина 14 - 44 км, глубина на фарватере до 338 м (наибольшая глубина 1181 м).
В Гибралтарском
проливе на разной глубине течения
направлены в противоположные стороны.
Поверхностное течение в
По берегам Гибралтарского пролива расположены обрывистые скальные массивы, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами - Гибралтарская скала на севере и Джебель-Муса на юге.
Гибралтарский пролив имеет большое стратегическое и экономическое значение. В районе пролива расположены испанские порты Сеута, Ла-Линеа, Альхесирас, марокканский Танжер и британская крепость и военно-морская база Гибралтар.
Многие годы Испания и Марокко совместно изучали вопрос создания под проливом железнодорожного и/или автомобильного туннеля, аналогичного тому, который соединяет Францию и Великобританию под проливом Ла-Манш. В 2003 была начата новая программа исследований, рассчитанная на три года.
Группа американских и британских строителей, со своей стороны, рассматривала возможность построения моста через пролив. Такой мост должен был стать самым высоким (свыше 900 метров) и самым длинным (15 км) из существующих в мире. Фантаст Артур Кларк описал такой мост в своём романе «Фонтаны Рая».
Рис.6 Гибралтарский пролив
5. Панамский канал
Панамский канал ( Рис.7 ), искусственный водный путь на территории Панамы в Центральной Америке, пересекающий Панамский перешеек в его наиболее низкой части и связывающий Атлантический и Тихий океаны. Один из важнейших транспортных водных путей международного значения. Проходит в пределах особой зоны, находящейся под юрисдикцией США (см. Панамского канала зона).
Идея прорытия канала относится к началу 16 в., но лишь с развитием капитализма возникла реальная возможность его строительства. В 1846 США навязали Колумбии (тогда Новой Гранаде, в состав которой входила территория Панамы) договор, по которому получили право беспошлинного транзита через Панамский перешеек.
П. к. избавил суда от необходимости следовать по Магелланову проливу или вокруг мыса Горн и коренным образом изменил направления ряда важнейших морских путей. Наибольшее значение он имеет для связей между восточным и западным побережьями США (и Канады), расстояние между которыми сократилось в 2,5-3 раза, между восточными побережьями США и Дальним Востоком, а также между странами Латинской Америки.
В 1971 через него прошло 15,3 тыс. судов, перевёзших 121 млн. т грузов, в том числе из Атлантического в Тихий океан 69 млн. т и из Тихого в Атлантический океан 52 млн. т. Около 70% приходится на грузы, отправляемые из США или поступающие в порты США. Пропускная способность П. к. уже почти исчерпана; к тому же через его шлюзы не могут проходить суда водоизмещением более 40 тыс. т - крупные пассажирские лайнеры, супертанкеры, новейшие авианосцы, в связи с чем неоднократно выдвигались проекты его реконструкции или постройки параллельного канала. Специальная комиссия в своём докладе президенту США в 1970 рекомендовала построить новый канал на уровне океана по трассе Ла-Чоррера - Лагарто, приблизительно в 15 км к З. от существующего П. к. Сроки строительства ещё не определены. Вдоль П. к., между городами Панама и Колон, проходят железная дорога и шоссе.
Рис.7 Панамский
канал
Заключение
На основе данного текста можно констатировать, что международные морские проливы и каналы существенно влияют на экономику мира в целом. Проливы играют важную роль в международном мореплавании, создании единой системы морских путей. Пролив - это естественный морской проход, соединяющий районы того же моря или моря и океаны между собой.
Хотя в мире существует многочисленные количество протоков, лишь часть из них может быть отнесена к категории международных. Если исходить из критерия их использования только для судоходства одного государства, то таких проливов, очевидно, не существует. Но даже тогда, когда пролив используется для прохождения судов несколькими или многими государствами, это также не предоставляет й статуса международного.
Определяющим моментом для отнесения той или иной пролива к категории проливов, используемых для международного судоходства, являются:
а) расположение пролива на мировых морских путях;
б) ее интенсивное
использование в течение
в) такая протока должна соединять морские просто ры, пользующихся статусом открытого моря, и быть или единственным, или наиболее коротким путем между такими пространствами.
Доктрина международного права давно признает, что международные проливы, в отличие от других морских проливов, представляют собой отдельную категорию.
Причем из различных признаков международных проливов на первое место выдвинулся критерий важности для международного судоходства. В этом отношении датский юрист Э. Брюэль особо подчеркивал, что интерес к использованию таких проливов должен быть общим.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года установила следующие виды проливов, используемых для международного судоходства:
а) проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны, в которых любые суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода с целью непрерывного и быстрого прохода или пролета через пролив (Баб-эль-Мандебский, Гибралтарский, Дрейка, Ла-Манш, Магелланов, Па-де-Кале, Сингалурська и др.);
б) проливы
между островом и континентальной
части ной прибрежного
в) проливы между одним районом открытого моря и территориальным морем государства, в которых также приме ся право мирного прохода;
г) проливы, правовой режим которых регулируется личных специальных международными соглашениями (Черноморские проливы, Балтийские проливы и т.д.). Независимо от правового статуса вод пролива, а они могут принадлежать как к внутренних морских вод, так и к территориальному морю прибрежного государства, в соответствии с общими принципами международного права, вытекающие из положений статей 34 - 36 Конвенции по морскому праву 1982 года, в проливах обеспечивается свобода судоходства, не затрагивает, однако, суверенитет прибрежного государства. С другой стороны, государства, игра-ничать с проливом, не должны препятствовать транзитному прохождению или пролета над проливами морским и воздушным судам других государств и должны соответствующим образом оповещать о любой известной им опасности для судоходства или пролету. В проливах устанавливается режим мирного прохода.
Вместе государства, граничащие с международным проливом, вправе в пределах, предусмотренных международными соглашениями, регулировать транзитный и мирный проходы судов и летательных аппаратов через пролив, в частности, устанавливать правила относительно:
- безопасности судоходства;
- предотвращение загрязнения с судов;
- недопущение рыболовства;
- погрузка и разгрузка товаров, посадки и высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных, санитарных или иммиграционных правил и т.п.
Рис. 8 Черноморские проливы и их значение
Таким образом, международные
морские проливы и каналы
имеют важное значение
в международных отношениях.
Библиографический список
Большая советская энциклопедия [Текст] : - М.: Советская энциклопедия, 1987. – 1813 с.
Великий, Д. Иду Суэцким каналом[Текст] / Д. Великий // Известия. – 1987. - №172. – С. 27-48.