Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 09:46, реферат
Выбранная тема всегда была актуальна, как и по сегодняшний день. Изучение менталитета очень важно для проведения политических и социально-экономических программ, так как не знание менталитета может негативно отразится на конечном итоге той или иной программы.
Цель работы: узнать специфику ментальности пермяков.
Задачи работы: найти материалы о Пермской ментальности; прочитать и проанализировать их; сделать выводы.
Введение………………………………………………………………3
Пермская ментальность……………………………………………4-11
Заключение…………………………………………………………...12
Список литературы…………………
конце XV в.
Современный облик значительной части пермяков близок к антропологическим
характеристикам так называемых Волго-Камского и Приуральского комплексов. Для
этих комплексов наиболее характерны низкий рост, слабый рост бороды, относительно
темная пигментация кожи, невысокое, несколько уплощенное лицо, средневыступающий нос с вогнутой спинкой. В Приуральском комплексе все перечисленные черты заметно усилены. По своим морфологическим особенностям оба эти комплекса занимают промежуточное положение между европейской и азиатской расами. Черты их присущи
многим народам Поволжья и Приуралья
– чувашам, марийцам, удмуртам, коми-пермякам,
некоторым группам татар
Природно-климатические особенности региона, геохимия и структура ландшафтов, а также интенсивное (и не всегда оправданное) освоение природных ресурсов обусловили широкое распространение в Прикамье ряда природно-очаговых заболеваний: нарушение функций щитовидной железы, кариес, мочекаменная болезнь, дифиллоботриоз, описторхоз, клещевой энцефалит, болезнь Лайма и др.
Хотя по величине территории Пермская область далеко не самый крупный субъект федерации – около 1 % площади всей страны, но на этой территории могли бы разместиться вместе взятые Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания и Швейцария. Область расположена на стыке Восточно-Европейской равнины и Уральских гор. Отсюда
разнообразие ландшафтов, разнородность и масштабность природных ресурсов, и,
прежде всего, полезных ископаемых: калийные соли Верхнекамского месторождения
(около 30 % мировых запасов), нефть и газ, уникальный глинистый минерал зеленой
краски – волконскоит (безумно ценимый таким знаменитым художником, как Пикассо),
поделочный гипс чудного лунного цвета – селенит, изумрудно-зеленый гранат – уваровит, мрамор и габбро-диабазы, цитрин и горный хрусталь, медистые песчаники, хромиты, стронциевые руды, золото, платина, алмазы…
Богатство и разнообразие природных ресурсов, чередование естественных
ландшафтов определили специализацию района и занятия пермяков. Край изначально
осваивался
как индустриальная база державы, вся
его жизнь подчинялась
страны. Здесь возникли первые предприятия, определившие в дальнейшем производственный профиль всего уральского региона (например, первое в России предприятие цветной металлургии – Пыскорский медеплавильный завод [6]). Подобные обстоятельства серьезно повлияли на менталитет жителей, сформировав у них такие черты характера, как работоспособность, трудолюбие и творчество, и «наградив» бесхозяйственностью и потребительским отношением к природным ресурсам. По мнению большинства жителей, это «даровые блага», право на присвоение которых не только является значимым источником средств существования, но и неотъемлемой частью всего образа жизни. Непременным атрибутом образа жизни пермяков являются пассивность и консерватизм (проявляющиеся самым широким образом – от непременной оглядки в своей деятельности на Москву до почти полного отсутствия авторитетных общественных, в том числе и «зеленых», организаций), нежелание рисковать, отсутствие «жилки» предпринимательства и т. д.
Регион богат водными
творчестве рекам: Каме, Чусовой, Сылве и др. Красота пермской природы была воспета такими писателями и поэтами, как В. П. Астафьев, который написал рассказ «Васюткино озеро», В. Каменским, Ф. Решетниковым, Б. Ширшовым, А. Домниным и др.
Пермская область, расположенная на стыке двух частей света – Европы и Азии,
вобрала в себя черты обоих субматериков, способов производства, цивилизаций… и
может служить иллюстрацией к концепции евразийства. С гордостью подчеркивая свое
европейское положение мы не должны забывать и об азиатских корнях, неоднократно
дававших густую «поросль» на гостеприимных землях Пармы и наложивших свой от-
печаток (как уже отмечалось раньше) даже на внешний облик пермяков. Во втором томе «Дальнейших приключений Робинзона Крузо» Д. Дефо пишет о том, как его герой возвращается из Индии и проезжает через Соликамск: «Наконец, перебравшись через
Каму, которая в этих местах служит границей между Европой и Азией, мы вступили в
Европу. Мы думали увидеть здесь другой народ, другие обычаи, другую одежду, другую религию, но мы ошиблись». Уникальная черта в менталитете пермяков – это то, что они вобрали в себя черты и азиатов (ловкость и хитрость), и европейцев (стремление к познанию наук и рационализм).
Огромное влияние на менталитет
пермяков (как и на российский) оказал
суровый умеренно-
составляет -16° (минимальная -48°), средняя температура июля - +18° (максимальная -
+38°). Пермяки с грустью смеются: «В начале июня еще не лето, а в конце августа –
уже не лето». Преобладание в течение года низких температур повлияло на темперамент, а холодные зимы способствовали развитию пьянства. Пермяки довольно медлительны и меланхоличны.
Природа заставила пермяков довольствоваться малым, быть терпеливыми. Но
«еще большее значение имело то, что им приходилось вести упорную борьбу с природой в суровой стране, и они вынуждены были издавна, наряду с земледелием, заниматься и всякого рода ремеслами. Этим объясняется практическая направленность их ума…, их ловкость», – так писал А. Геттнер в своей статье «Европейская Россия». Это свойство характера только усилилось и закрепилось в дальнейшем – на горнозаводском этапе эволюции хозяйства региона.
Суровость климата нашла свое проявление в стихийности и безудержности характера, силе воли, упорстве в борьбе за жизнь и достижении цели, коллективизме и
гостеприимстве. Природа часто обманывает ожидания людей, и поэтому им приходится
«…противопоставлять капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность
дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось» [7]. Эта черта присуща как русским в целом, так и в частности пермякам. Одним из неистребимых качеств жителей Прикамья остается доверчивость, подкрепленная верой в чудо. По числу жертв
финансовых пирамид область занимала 8-9-е место среди субъектов РФ. Из 1,5 млн.
обманутых вкладчиков «РДС» оказалось 23 тыс. пермяков.
Жизнь на перекрестке миграционных путей, длительное существование бок о
бок представителей множества народов и конфессий приучили к веротерпимости,
уважению соседей, взаимопомощи и взаимовыручке.
Православие пришло в Прикамье в XV-XVI вв. с русскими, ислам был занесен
татарами и башкирами, на севере большую роль сыграли старообрядцы. Это определило такие черты регионального характера, как стремление к образованию, отшельничество и уединение. Закреплению трудолюбия как отличительной черты социума способствовало широкое распространение старообрядчества. Общины старообрядцев, которых было много на севере Прикамья, где они скрывались в лесах, активно проповедовали идеал трудовой жизни.
Процесс формирования многонационального населения Прикамья шел в течение
многих веков, в нем принимали участие различные этносы. Многие из них не дошли до
нашего времени, ассимилировавшись
в среде более крупных
другие возникают, живут и развиваются в настоящий момент. Неизвестна судьба «чуди
белоглазой», которую русские встретили, придя на пермскую землю, практически исчезла некогда многочисленная еврейская диаспора, за последний межпереписной период более чем вдвое сократилась численность немцев в Прикамье. Зато по данным переписи 1989 г. в крае появился такой «коренной» народ как алеуты, а перепись 2002 г. уже обогатила этническую палитру края толкиенистами, уральцами, казаками…
Проявлением исторического сближения вплоть до ассимиляции может служить
окультуривание коми-пермяков. Этническое сближение коми-пермяков и русских шло
по разным направлениям: территориальное, хозяйственное, политико-правовое, обрядово-культурное, языковое, духовное и т. д. [8]. Смешение народностей привело к закреплению таких черт характера как оригинальность, интерес к чужой мудрости, терпимость к разным народностям. В Пермской области вы не найдете примеров национальной вражды, пермяк привык уважать своих соседей, не стесняется перенимать полезные навыки других народов.
Влияние пространственных и временных факторов выходит далеко за пределы
физического облика пермяков, создавая и неповторимый склад души. Казаки во главе с
Ермаком остановились перед Уральским хребтом с немым вопросом: как пройти дальше? Затем отправили разведчиков искать проход, разбили лагерь и стали ждать. В данном случае сказались свойства местного ландшафта. Древнее название северного пермского леса, чаще всего заболоченного [1] и состоящего из темнохвойных пород – Парма [9,10] и Парма заставляла людей быть очень осмотрительными и рациональными. При этом в данном случае абсолютно не важно, сколько длилась разведка, как оставшиеся казаки коротали время и пр. Важно то, что активное освоение пермских земель началось с ожидания. Долгое время пионеры, переселившиеся сюда, жили промыслом пушнины да грабежами других промысловиков. И в том, и в другом случае половина успеха зависела от умения ждать, поэтому умение это культивировалось. С тех пор многое изменилось, но навык ожидания в пермяках остался. Более того, ожидание, как процесс, накрепко срослось с биологическими изменениями организма и стало для каждого пермяка такой же неотъемлемой частью, как собственное кровообращение. Не исключено, что эта черта – результат воздействия пассионарного толчка, имевшего место в регионе в XVI в.
Эта особенность сказывается в том, что житель Прикамья, в отличие от других
аборигенов России, основательно медлителен. Он очень терпим к опозданиям, для объяснения которых, надо отметить, здесь идеальные климатические «отмазки»: слякоть
осенью и весной, непроходимые сугробы зимой и рекоподобные разливы в дождливое
лето. Ко всему прочему уже в сегодняшние дни добавляются (и по тем же причинам)
вечные проблемы с транспортом. Вообще ожидание и опоздание – понятия одной плоскости. Так, с поправкой на них и пульсирует жизнь в Пермской области.
Это бытовой аспект, но есть еще и метафизический. Любое ожидание – это признание своей полной зависимости от времени, что, по сути, – еще одна форма язычества. И единственный Бог, которого пермяки чтят и которому действительно поклоняются, – Хронос. Все остальное – «суета сует». Показательно в этом отношении замечание немки, которая достаточно долго прожила в Питере, чтобы не спутать эту пермскую особенность с общенациональной: «Из-за каких-то проблем люди начинаются дергаться, волноваться, пытаться их разрешить, а пермяк махнет на нее рукой и скажет, что она со временем сама рассосется». Большей преданности верующего своему идеалу,
пожалуй, не встречается нигде. Трудно подобрать более исчерпывающее объяснение, например, для динамики забастовочного движения среди учителей Прикамья [11].
Таков пермский житель сквозь призму времени: медлителен, очень терпелив,
высокомерен к чужакам, с непомерно развитым чувством собственного достоинства, с
собственным уникальным ощущением времени, согласно которому пульсирует весь
организм.
Окраинность и северность сказываются на многих сторонах пермской жизни как
современной, так и прошлой, они пронизывают менталитет жителей, диктуют правила
общественных отношений, придают всей местной жизни какую-то фатальную раздвоенность. Ведь по мощи хозяйственного потенциала, да и просто по числу жителей область нельзя отнести к приполярным «изолятам»… Нет, Пермская область выглядит
вполне освоенным, добротным российским краем. Лишь самая северная ее часть – это
настоящая глухомань, лесная чащоба, где жизнь приурочена даже не просто к очагам, а
к лагерям с уголовниками, осужденными на лесоповал. Так что традиционное ощущение изоляции, оторванность от основного ареала русской ойкумены – это факт социальной психологии» [12].
Факт пермской замкнутости подтверждает и журнал «Эксперт», назвавший
Пермскую область «…самым
том, что областная пресса достаточно хорошо развита и находится на весьма высоком,
даже по сравнению с соседями, уровне.
В изоляции свои, особые представления о физических законах, в частности о
пространственно-временных
можно разбить» и т. д. Пространство не только на пермяке сосредоточено, но еще пермяком и приватизировано. Оно – его личная собственность. Пожалуй, ни в одном другом городе пассажиры общественного транспорта с такой остервенелой готовностью и лающим хамством не отстаивают свои права на место, принадлежащее им по какому-то неведомому праву. Ругань здесь – обычное дело.
Таково пермское пространство. В его отражении, по мнению К. Духонина, пермский житель традиционно замкнут, резок в поведении, хамски эгоцентричен [14]. Замкнутость и изолированность, подкрепленные ощущением самодостаточности, служат