Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:21, творческая работа
Целью данной работы является исследованию социально-экономической динамики российского бизнеса, выявлению основных факторов, влияющих на его становление и развитие. В соответствии с выбранной целью необходимо было решить следующие задачи:
– Проанализировать особенности развития предпринимательской деятельности в Российских условиях;
– Рассмотрение современного состояния малого предпринимательства и его развития в современных условиях;
– Осветить отношение населения страны к бизнесу;
– Проанализировать мнение россиян по отношению социальной роли ответственности отечественного бизнеса.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Предпринимательство в России……………………………………………4
1.1. Особенности развития предпринимательства в России……………………….4
1.2. Состояние малого предпринимательства и его развитие в современных условиях……………………………………………………………………………….6
Глава 2. Российское общество и бизнес……………………………………………..9
2.1. Бизнес, общество и власть: характер взаимоотношений……………………...9
2.2. Социальная роль и ответственность бизнеса: основные приоритеты в общественном мнении………………………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………………………….21
В этом же ряду условий – помощь региону в решении острых социальных задач и забота о своих работниках (см. рис. ).
Рисунок 2.
Характерно, что первоочередность таких условий, как развитие с нуля за счет собственных средств либо за счет постановки на ноги депрессивных госпредприятий, отмечается больше респондентами средних и старших возрастов, тогда как молодежь чаще других полагает, что не так важна предыстория бизнеса, а важно, чтобы предприниматель сегодня платил налоги и обеспечивал рабочие места.
Как видим, ожидания общества по отношению к крупному бизнесу достаточно четко артикулированы и вполне логичны. Более того, они вполне выполнимы. В этих условиях задачей служб по связям с общественностью как отдельных компаний, так и организаций, представляющих интересы крупного бизнеса, является информирование общества о сдвигах в данном направлении и формирование адекватного образа крупного бизнеса в России.
Впрочем, в деятельности по дальнейшей легитимации в общественном сознании крупного бизнеса необходимо учитывать региональный аспект отношения к крупному бизнесу. Представления об условиях легитимации крупного бизнеса в глазах общества, о его приоритетных социальных ролях заметно различаются в разных регионах, как и само отношение к крупному бизнесу.
Важной составляющей образа бизнеса в общественном мнении является также характер и содержание его деятельности, а также "близость" его продукции к самим людям. Так, общественно важным россияне признают в первую очередь бизнес, связанный с производством товаров массового потребления, в том числе продуктов питания, с предоставлением услуг населению, со строительством, связью и транспортом, с развитием высоких технологий, металлургией, машиностроением, ВПК. Роль бизнеса в этих отраслях россияне чаще оценивают положительно, чем отрицательно (см. рис.3).
Более скромно в общественном мнении оценивается роль бизнеса в сфере добычи и переработки природных ресурсов, а также в финансово-кредитной сфере (доли положительных и отрицательных оценок примерно одинаковы). И это также представляется вполне понятным, так как в первом случае речь идет, по логике населения, об эксплуатации природных ресурсов, а также характерном для постсоветской России недоверии людей к финансово-банковской сфере, усугубленном негативным опытом последнего десятилетия с разного рода дефолтами и финансовыми пирамидами. Да и другие опросы последнего времени указывают на то, что россияне крайне мало доверяют банкам, предпочитая держать денежные средства дома или вкладывать их в товары длительного пользования или недвижимость.
Рисунок 3
Данные настоящего опроса свидетельствуют о гораздо более высокой степени лояльности к крупному бизнесу во всех отраслях прежде всего со стороны молодых и преуспевающих россиян.
Особенно наглядно это видно из отношения респондентов к наиболее "спорным" отраслям – финансовой и добывающей. Если среди людей старшего поколения отрицательную оценку роли бизнеса в этих отраслях дают треть опрошенных, то среди молодежи – только каждый десятый.
Конвенциональность отношений "власть – общество – бизнес" предполагает, что не только бизнес должен нести определенное бремя общественно значимых обязанностей, но и власть и общество, со своей стороны, также должны создавать для его развития определенные условия. Что же это за условия, при которых общество, по мнению россиян, вправе ждать от бизнеса социально ответственного поведения? Как видно из рисунка 4, среди россиян в целом преобладает убеждение, что общество может рассчитывать на участие бизнеса в решении своих социальных проблем только в случаях: 1) если власть создает для бизнеса нормальные условия и 2) сами люди относятся к представителям бизнеса с уважением. Сторонники же точки зрения, что бизнес всегда, при любых условиях, должен участвовать в решении социальных – всего четверть населения.
Рисунок 4
Респонденты, которые относятся к крупному бизнесу положительно, и те, у кого он вызывает лишь отрицательные эмоции, смотрят на этот вопрос по-разному. Среди первых последовательно конвенционально подходят к этому вопросу свыше трех четвертей их представителей, в то время как среди вторых таковых чуть меньше половины, и почти столько же убеждены, что бизнес обязан участвовать в решении социальных проблем всегда, при любых условиях. В то же время даже среди тех, кто относится к крупному бизнесу плохо, менее половины (43,1%) считают себя вправе ожидать от бизнеса участия в решении социальных проблем общества безотносительно к позиции власти и общества по отношению к нему самому.
С другой стороны, россияне убеждены, что если уж бизнес выполняет свою часть негласного договора и участвует в решении социальных проблем, то и государство должно отвечать добром на добро.
Следует подчеркнуть, что большинство россиян понимает, хотя бы отчасти, те трудности, с которыми сталкивается бизнес в современном российском обществе. Лишь каждый десятый опрошенный уверенно заявил о том, что в России сегодня можно вести бизнес абсолютно законно (см.рис. 5). В невозможности этого убеждена треть россиян, остальные же считают, что вести бизнес честно "можно, но трудно". Причем трудности эти, по крайней мере в сознании рядовых россиян, связаны в основном с позицией государственной власти в целом или отдельных ее представителей.
Рисунок 5
Однако во многом трудности законного ведения бизнеса в массовом сознании носят мифологизированный характер. Как показывают данные, наиболее оптимистично правовую среду обитания современного бизнеса оценивают те, кто ближе всех к ней находится, – индивидуальные предприниматели. Они, в частности, чаще других считают, что бизнес сегодня, безусловно, можно вести честно либо что делать это можно, хотя и трудно. Поэтому то отношение, которое население сегодня демонстрирует к бизнесу, можно считать в значительной степени комплиментарным, поскольку люди делают для него даже больше скидок (в частности, на трудности законного ведения бизнеса), чем сами участники предпринимательской деятельности.
Что же касается главных причин, по которым бизнес в России идет на нарушение закона, то большинство россиян видят их в коррупции в органах государственной власти и недостатках действующего законодательства (63,5% и 58,9% соответственно). Почти половина опрошенных в нечистоплотности бизнеса винит сложившуюся в стране атмосферу всеобщего игнорирования законодательства, в которой любой законопослушный бизнесмен обречен на разорение (47,5%). В то же время многие в нарушениях предпринимателями законов видят стремление нажиться за счет сложившейся ситуации (что называется "ловить рыбку в мутной воде"). Так, 43,9% респондентов полагают, что бизнесмены таким образом пополняют фонд черного нала, а 31,7% вообще полагают, что закон в бизнесе нарушать выгодно. А вот доля тех россиян, которые связывают нечестность ведения бизнеса с сугубо личными качествами предпринимателей, невелика и составляет 15,6%.
Таким образом, взаимоотношения бизнеса, власти и общества воспринимаются населением как отношения конвенционального характера, предполагающие наличие и выполнение сторонами взаимных обязательств. Поэтому требования, которые общество и власть предъявляют бизнесу, должны сопровождаться адекватными условиями для развития бизнеса. С одной стороны, это связано с участием государства, а с другой – с уважительным отношением к бизнесу самого населения.
В своем отношении к бизнесу, как показало исследование, население все больше начинает ориентироваться не на то, из какого теста вырос современный российский бизнес, а на то, какую роль в жизни всего общества и каждого человека в отдельности он может и должен играть сегодня. Как же люди понимают социальную роль бизнеса в жизни общества, чего они от него ждут?
Первое, что надо отметить в этой связи, – это убежденность россиян в том, что обладатели высоких доходов должны делиться их частью с обществом в целом и другими людьми, даже если высокие доходы являются результатом усилий отдельных людей. Такой точки зрения придерживаются 71,9% наших сограждан.
Требование делиться высокими доходами, можно сказать, становится сегодня культурной нормой, которую разделяют большинство представителей всех социальных групп и слоев российского населения. Хотя, конечно, среди успешных, молодых и активных россиян доля тех, кто полагает, что высокие доходы, полученные усилиями отдельных людей, должны принадлежать только им, тоже сравнительно высока. Например, среди молодежи до 30 лет их 40,0%, среди выигравших от реформ – 41,4%, среди среднеобеспеченных респондентов – 33,2%.
Господство в России на протяжении 90-х годов преимущественно варварского и безответственного предпринимательства обусловило нынешнюю позицию населения, согласно которой социальная ответственность представляется даже более важной составляющей бизнеса, нежели его экономическая эффективность. Большинство опрошенных (60,4%) полагают, что сегодня важно повышать социальную ответственность бизнеса, даже если это несколько снизит его экономическую эффективность. Возможно, в определенной степени эта точка зрения является компенсацией за всеобщую уверенность в том, что бизнесмены все равно всех предусмотренных законодательством налогов не платят, обязательств не выполняют, поэтому с них не грех потребовать что-то дополнительно.
Около трети россиян (37,3%) придерживаются либеральных взглядов в отношении бизнеса и полагают, что для него сегодня главное – экономическая эффективность и конкурентоспособность.
Однако необходимо сказать, что в российском обществе сегодня есть группы, которые поддерживают приоритет экономической эффективности над повышением социальной ответственности бизнеса. Это в основном молодежь, высокообеспеченные слои населения и те, кто имеет непосредственное отношение к бизнесу. Например, среди респондентов, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью и не понаслышке знакомы с финансовыми и организационными трудностями предпринимательской деятельности, доля тех, кто в качестве первоочередной задачи развития российского бизнеса видит повышение его экономической эффективности и конкурентоспособности (60,8%), является преобладающей (см. рис. 6).
Рисунок 6
Социальные программы, как правило, предполагают изъятие из оборота компаний части средств, а это сегодня по силам далеко не всем предпринимателям. И многие россияне учитывают это обстоятельство в своих ожиданиях, адресованных к бизнесу. В результате общественное мнение по данному вопросу расколото. Половина опрошенных (51,0%) придерживаются принципа всеобщности социальной ответственности и полагают, что социальные обязательства должны нести все частные компании и предприниматели вне зависимости от уровня их прибыльности, и почти аналогичная часть опрошенных (46,9%) полагает, что бремя социальной ответственности должны нести только крупные компании. Естественно, что наибольшее число сторонников того, чтобы бремя социальной ответственности перераспределялось внутри бизнес-сообщества в сторону крупных его представителей, опрос выявил среди индивидуальных предпринимателей (71,5%).
Таким образом, среди россиян сегодня нет единства во взгляде на то, насколько универсальным и всеобщим должен быть подход к социальным обязательствам бизнеса. На первый взгляд, в этом видится существенное противоречие – с одной стороны, большинство россиян согласно с тем, что надо повсеместно развивать социальную ответственность, а с другой – многие из опрошенных "освобождают" от нее предприятия небольшие и малодоходные. Это противоречие объясняется достаточно широкой трактовкой россиянами понятия социальной ответственности.
Как показало исследование, либеральная (узкая) трактовка социальной ответственности бизнеса, предполагающая исключительно выполнение им обязательств перед государством (уплата налогов) и работниками своих предприятий (заработная плата), разделяется лишь 35,3% населения. В то время как большинство (58,1%) понимает под социальной ответственностью также участие в решении социальных проблем страны и регионов. Другими словами, социальная ответственность в понимании россиян подразумевает выход за пределы основных функций и задач бизнеса.
С расширительным пониманием социальной ответственности бизнеса соглашаются представители почти всех групп и слоев российского населения, включая молодежь и срединное большинство общества. Лишь среди тех, кто считает себя высокообеспеченными и безусловно выигравшими от реформ, баланс оценок складывается в пользу узколиберального понимания ответственности бизнеса (51,2% против 45,3%). Примечательно, что этот вопрос не связан безусловно с идейно-политическим сегментированием общества, и даже в стане чистых либералов, твердых сторонников СПС, поддержка расширительной трактовки пусть незначительно, но все же выше (47,9% против 46,5% высказывающихся за узколиберальную трактовку).
Какие же конкретно направления социальной деятельности бизнеса представляются россиянам наиболее важными? Есть три четко различающиеся по популярности среди россиян группы проблем, к решению которых они видят необходимость подключить и крупный бизнес.
Первая группа включает проблемы, набравшие поддержку более чем у половины опрошенных россиян: развитие материальной базы отраслей социальной сферы, создание новых рабочих мест, прямая помощь наиболее социально уязвимым группам. Как видим, в число главных приоритетов наряду с непосредственной функцией бизнеса (созданием рабочих мест) включаются проблемы, которые фактически являются задачами государственной социальной политики. Разумеется, люди не ждут их решения бизнесом вместо государства, но надеются на понимание предпринимателями значимости этих проблем и посильную помощь стране в их решении, прежде всего за счет честной уплаты налогов.
Вторая группа, о приоритетности которой говорит примерно треть населения, включает задачи, связанные с социальной ответственностью бизнесменов перед своими работниками, перед регионами, где расположены их предприятия, а также с помощью в решении отдельных острых проблем (защита окружающей среды, борьба с наркоманией, поддержка талантливых представителей из различных сфер деятельности и т. д.). В этих вопросах россияне ожидают активного и непосредственного участия крупного бизнеса. Обратим внимание, что здесь также прямые задачи и функции бизнеса соседствуют с более широкими направлениями деятельности, выходящими за рамки непосредственной ответственности бизнеса.
Третья группа проблем, о значимости которых заявили 6–17% опрошенных, включает вопросы, решением которых, по всей видимости, по мнению россиян, должно заниматься скорее государство, нежели бизнес, – поддержка социальных инициатив и общественных организаций, сокращение дискриминации в сфере труда, улучшение ситуации в сфере прав человека и т. д. Между тем заметим, что в международных документах, раскрывающих содержание и принципы социальной ответственности бизнеса, преодоление дискриминации в сфере труда, соблюдение прав человека, а также улучшение экологии отнесены к первоочередным задачам. В России же, как показывает практика, эти проблемы не особо волнуют не только население, но и власть и бизнес.
Информация о работе Перспективы развития современного малого бизнеса в России