Планирование качества в деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:34, контрольная работа

Краткое описание

При обследовании, одним из информационных агентств нашей страны, мнений профессионалов относительно улучшения качества их спрашивали: « Если бы Вы могли начинать процесс совершенствования качества снова и снова, что бы Вы стали делать иначе?» Большинство ответов свелось к следующим двум тезисам: более широкое участие в управлении и более твёрдое руководство. План системы качества позволяет восполнить эти два дефицита.

Содержание

Введение____________________________________________________3
1. Взаимосвязь общего менеджмента с менеджментом качества.__5
2. Принципы и особенности планирования качества предприятия.____________________________________________________13
3. Планирование целей по качеству и их развертывание в организации.____________________________________________________19
Заключение________________________________________________25
Список использованной литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по дисциплине.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Всеобщий контроль качества, осуществляемый фирмами США, Японии и странами Западной Европы, предполагает три обязательных условия.

1. Качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не может существовать такого понятия, как постоянный уровень качества. Повышение качества должно идти по возрастающей, ибо качество – это постоянно меняющаяся цель.

2. Мероприятия по повышению качества должны затрагивать все подразделения без исключения. Опыт показывает, что 80 – 90% мероприятий не контролируется отделами качества и надежности. Особое внимание уделяется повышению качества на таких этапах, как НИОКР, что обусловлено резким сокращением срока создания новых изделий.

3. Не прекращающийся процесс обучения ориентирован на определенное рабочее место и повышение мотивации персонала [9].

Можно констатировать, что менеджмент качества — менеджмент четвертого поколения — становится в наше время ведущим менеджментом фирм. Одновременно происходит процесс сращивания МВQ и общего менеджмента (как было на первом этапе в системе Тейлора), но уже на новом, качественно другом уровне. Сегодня ни одна фирма, не продвинутая в области менеджмента качества и экологии, не может рассчитывать на успех в бизнесе и какое-либо общественное признание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принципы  и особенности планирования качества  предприятия.

 

Планирование качества деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения и их качество, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства и конечная оценка качества работы предприятия.

В ходе составления планов качества руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.

Принципы – теоретические  выводы и обобщения, служащие исходной базой для практической деятельности. Впервые общие принципы планирования качества предприятия сформулированы А. Файолем. В основе данных требований к разработке программы действий предприятия по улучшению деятельности и соответствию потребительским требованиям лежат следующие пять принципов:

– принцип необходимости планирования качества означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;

– принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;

– принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;

– принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;

– принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов. [9]

В современной практике планирования, помимо рассмотренных классических, широкую известность имеют общеэкономические принципы.

1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты качественной деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей качества, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других показателей предприятия. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего качественно-экономического эффекта. Известно, что всякий качественный эффект в конечном итоге заключается в правильном расчете наличия различных ресурсов на производстве. Первым показателем планируемого эффекта качества может служить превышение качественных результатов над затратами.

3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта планирования качества на всех стадиях из нескольких возможных альтернатив.

4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов предприятия и их качественных возможностей.

5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.

7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

Следовательно, основные принципы планирования качества ориентируют предприятие на достижение наилучших качественно-экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Некоторые из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие, например гибкость и точность, в разных направлениях. Наряду с рассмотренными важнейшими принципами планирования большое значение в рыночной экономике имеют принципы участия и холизма в разработанном Р.Л Акоффом новом методе интерактивного планирования качества предприятия.

Принцип участия показывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя – неважно насколько плохо, чем быть планируемым другими – неважно насколько хорошо. Смысл этого: увеличить свои желания и способности удовлетворить потребности как собственные, так и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя.

Принцип холизма состоит из двух частей: координация процесса и интеграция планов качества. Координация устанавливает, что качественную деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно. Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня. Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. [5]

Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования качества «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.

Существуют также такие  принципы планирования, как централизованный, децентрализованный и комбинированный.

В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования качества: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

Расчетно-аналитический  метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов качества.

Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов качества на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов качества на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия. В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде. [6]

 

Организация процесса планирования качества предприятия в разных ТНК имеет свои отличительные особенности, обусловленные различиями в организационной структуре управления в целом и характере производственно-технического процесса. Эти отличия касаются как сроков плановых периодов, так и самой процедуры планирования и функций отдельных подразделений, занимающихся вопросами качественного планирования. При разработке перспективных планов фирмы часто устанавливают различные плановые периоды для материнской компании и для ее заграничных филиалов и дочерних компаний, а также различные сроки по планам разных типов.

Практика показывает, что в американских компаниях планы качества составляются, как правило, в производственных отделениях. По некоторым данным, около 2/3 американских компаний планируют "снизу вверх", 1/3 - на основе взаимодействия всех уровней управления, а планирование "сверху вниз" вообще отсутствует.

Планы качества, разрабатываемые оперативными подразделениями, рассматриваются центральной плановой службой, службой по трудовым отношениям и затем советом управляющих при главном администраторе. После утверждения советом директоров план качества принимает директивный характер.

В английских компаниях  также преобладает формирование качественно-стратегических планов в производственных отделениях, где готовится исходный план. Плановый отдел (служба) компании вырабатывает директивы, которые поступают в линейный плановый отдел (производственного отделения) для учета его показателей при составлении исходного плана качества. Здесь так же, как и в американских компаниях, в основу планирования кладется принцип "планирует исполнитель".

Процесс принятия качественно-стратегических решений в японских компаниях осуществляется либо "сверху вниз", либо взаимосвязано высшим и низовым уровнями управления.

В японских компаниях  новшества чаще вводятся "сверху вниз". Вместе с тем тактика  оперативной деятельности разрабатывается обычно отделом по управлению персоналом, а принятие решений носит групповой характер.

В отличие от японских в американских и английских компаниях  конечные решения о применении плана качества принимаются советом директоров или директором-распорядителем (главным администратором). Роль комитетов в принятии окончательных решений по вопросам качественного планирования и разработки стратегий незначительна. [10]

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что внутрифирменное планирование качества в ТНК превращается в особую сферу организационно-хозяйственной деятельности, объективно необходимую при сложившемся уровне запросов по качеству работы предприятия.

 

 

 

 

 

3. Планирование  целей по качеству и их развертывание  в организации.

Разработка наиболее известных стандартов в сфере услуг принадлежат международной организации ИСО. Основываясь на их рекомендациях и осознания необходимости внедрения конкретной системы управления качеством, мы предлагаем рассмотреть нижеследующий пример планирования целей по качеству и их развертывания в организации.

Шаг 1. Продемонстрировать приверженность руководства качеству.

Установить:

  • видение будущего;
  • ежегодный бюджет для этого процесса.

Директор организации  должен обеспечить руководство.

Шаг 2. Сформировать управляющий комитет для планирования внедрения.

Предпочтительно, чтобы  во главе управляющего комитета был  директор организации.

Комитет должен:

  • представлять все участки организации, особенно те из них, которые находятся в сфере действия любой желательной сертификации (аттестации);
  • иметь полномочия утверждали, политику организации в области качества.
  • рассматривать ход внедрения системы и оценивать ее результативность;
  • участвовать в обучении персонала и управлении командами;
  • участвовать в развитии соответствующих навыков (проведение аудита, написание процедур).

Информация о работе Планирование качества в деятельности предприятия