Поиски северо-восточного прохода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение истории открытия и освоения Северо-восточного прохода. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать природные условия в российском секторе Арктики.
- изучить историю освоения Северо-восточного прохода российскими и европейскими исследователями.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Современные представления о Российском секторе Арктики 5
Глава 2. География освоения региона 11
2.1. Российские исследования 11
2.2. Европейские исследования 13
2.3. Заселение региона 19
Глава 3. Статус Российской Арктики 24
Заключение 28
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Поиски северо-восточного прохода.doc

— 3.28 Мб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Географический факультет

Кафедра физической географии мира и образовательных технологий

Специальность «География (научно-педагогическая деятельность)»

 

 

 

 

Поиски Северо-Восточного прохода

(Курсовая  работа)

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 4-го курса

Крежесинской А. С.

 

Руководитель

Козлов Е. А.

 

Оценка________________

Дата защиты___________

Подпись научного

руководителя__________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2014

 

АННОТАЦИЯ

 

Крежесинская А.С. Поиски Северо-восточного прохода (курсовая работа). – Мн., 2014. – 30 с.

 

Арктика, Северный морской путь, ледовая обстановка Северного Ледовитого океана, исследования, хозяйственное освоение Арктики, полезные ископаемые, климат.

В работе рассматриваются физико-географические и социально-экономические условия Арктики, история открытия северного морского пути в Северном ледовитом океане.

Библиогр. 23 назв., рис. 9.

 

АНАТАЦЫЯ

 

Крэжасiнская А.С. Пошукі Паўночна-усходняга праходу (курсавая праца). - Мн., 2014. - 30 с.

 

Арктыка, Паўночны марскі шлях, лядовыя абставiны Паўночнага Ледавітага акіяна, даследаванні, гаспадарчае асваенне Арктыкі, карысныя выкапні, клімат.

У працы разглядаюцца фізіка-геаграфічныя і сацыяльна-эканамічныя ўмовы Арктыкі, гісторыя адкрыцця паўночнага марскога шляху ў Паўночным Ледавітым акіяне.

Бібліягр. 23 назв., Мал. 9.

 

SUMMАRY

Krezhesinskaya A.S. The search for the Northeast passage (course paper). - Mn., 2014. - 30 p.

 

Arctic, the Northern Sea Route, the ice conditions of the Arctic Ocean, research, economic development of Arctic, fossils, climate.

The paper deals with physical and geographical and socio-economic conditions of Arctic, the story of the opening of the Northern Sea Route in the Arctic Ocean.

Bibliogr. 23 titles, fig. 9.

 

 
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Проблема юридического статуса Арктики выводится из разности подходов к определению этого участка земного шара. С одной стороны, территория Северного Ледовитого океана может рассматриваться как открытое море. С другой стороны, Северный Ледовитый океан в своей значительной части представляет ледяную поверхность, а потому, может рассматриваться как особый вид государственной территории пяти прилегающих стран, которые и разделили океан на полярные сектора, а все земли и острова, а также ледяные поверхности, находящиеся в пределах полярного сектора той или иной страны, входят в состав государственной территории 

Одной из наиболее выдающихся страниц освоения Арктики можно назвать открытие и начало эксплуатации Северо-восточного прохода (Северного морского пути).

Попытки найти новый путь в Азию обусловили интенсивное изучение Северной Атлантики и Арктики. В поисках Северо-Восточного прохода ведущую роль играли английские и голландские моряки. Голландский мореплаватель Виллем Баренц в 1594году прошел западным берегом Новой Земли до северной ее оконечности, а в 1596году достиг Шпицбергена. В ходе этих плаваний был установлен прямой торговый путь из Северо-Западной Европы в Россию через Архангельск.

Он стал не только кратчайшим водным путем между Европейской Россией и Дальним Востоком, но и уникальным трансконтинентальным маршрутом, представляющим значительный интерес для экономики многих стран мира. Северо-восточный проход — единственная дорога доставки грузов во многие места Восточной Сибири. Это и кратчайший путь по воде из Владивостока в Архангельск или Мурманск. Естественно, отсюда исходит важность и актуальность изучения и освоения Арктического пространства. Но есть ещё одна причина, стимулирующая исследования в Арктике, — необходимость вновь поставить вопрос о северной границе континентального шельфа прилегающих стран.

Северный морской путь проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Северный морской путь ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66 градусов северной широты меридианом 168 градусов 58 минут 37 секунд западной долготы. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км).

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если, например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12840 миль, то Северным морским путём — только 5770 миль.

Объектом исследования данной работы является Северо-восточный проход, предметом – история открытия и освоения Северного морского пути. Целью курсовой работы является изучение истории открытия и освоения Северо-восточного прохода. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать природные условия в российском секторе Арктики.

- изучить историю освоения Северо-восточного прохода российскими и европейскими исследователями.

- описать современный статус российского сектора Арктики.

В курсовой работе обобщено и проанализировано 23 источника. Исследования проводились на основе литературных источников и выдержек из периодических изданий, Интернета. Курсовая работа состоит из трех глав, проиллюстрирована 7 рисунками.

Глава 1. Современные представления  
о Российском секторе Арктики

В 1982 году Организация Объединённых Наций выработала конвенцию по морскому праву. В ней определено, что каждое приморское государство владеет зоной моря шириной 12 миль (морская миля равна 1,852 км) вдоль побережья и островов, то есть на расстоянии 12 миль от берега проходит граница его территориальных вод. За границей следует зона экономических интересов — 200 миль с континентальным шельфом. В этой зоне судоходство свободно, но «прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов». Эта же конвенция рекомендует разграничивать морские воды (и шельф) по серединной линии между соседними государствами (рис. 1.1). Конвенцию ратифицировали многие страны. Россия подписала её в 1997 году.

 

 

Рис. 1.1. Раздел Северного Ледовитого океана по серединным линиям между участками суши соседних государств[23]

 

В 1926 году декрет ЦИКа установил, что границы СССР замыкаются на Северном полюсе и проходят по линиям долгот до середины Берингова пролива на востоке и до точки сухопутной границы с Норвегией на западе. При таком разграничении полюс общий; он как бы принадлежит пяти странам Ледовитого океана. И до подписания конвенции возражений не было. Подписав Морскую конвенцию, государства согласились на другой способ разграничения вод — по серединной линии. И, следовательно, предыдущие разграничения утратили силу [2].

В российскую Арктику входят: Мурманская область (северные районы), Ненецкий и Ямало-Ненецкий национальные округа, северные районы Коми, Таймырский национальный округ, северные районы Якутии, Чукотский национальной округ, а также острова - Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, о. Врангеля. В сектора других государств входят: северные районы Аляски (США) и Канады, Канадский Арктический архипелаг, а также о. Гренландия (Дания), архипелаг Шпицберген (Норвегия).

Российская часть Арктики занимает наиболее обширную территорию (ок. 9 млн.км2, из них 6,8 млн.км2 приходится на водное пространство Северного Ледовитого океана. Это самая северная и наименее изученная часть Мирового океана. Почти вся его акватория, целиком расположенная к северу от Полярного круга, большую часть года покрыта льдом и потому сложна для освоения (рис. 1.2). Своеобразие Северного Ледовитого океана состоит и в том, что он почти со всех сторон окружен массивами суши – Северной Америкой и Евразией. Этот океан имеет большое стратегическое значение, поскольку через него пролегает кратчайший путь из Северной Америки в Россию; именно поэтому в период после Второй мировой войны Арктика стала ареной интенсивных исследований в рамках научных и военных программ.

В структурном отношении в Северном Ледовитом океане можно выделить глубокую центральную котловину, окруженную окраинными морями: Норвежским, Гренландским, Линкольна, Чукотским, Восточно-Сибирским, Лаптевых, Карским, Баренцевым и Белым. Море Бофорта представляет собой часть ложа океана.

По размерам Северный Ледовитый океан самый маленький на Земле: его площадь составляет 14,75 млн. км2. Почти половина этой площади приходится на шельф, который в Северном Ледовитом океане достигает максимальной ширины и местами в российской Арктике простирается на 1300 км от берега. Шельф у северных берегов Европейской России отличается исключительно большой глубиной и сильной изрезанностью, вероятно, в результате деятельности плейстоценовых ледников. Центральную часть океана занимает глубоководная котловина овальной формы (ок. 1130 км по короткой оси и 2250 км по длинной). Ее разделяет на две части крупное подводное горное сооружение – хребет Ломоносова, открытый советской полярной экспедицией в 1948 году. Этот хребет тянется от о.Элсмир у берегов Канады до Новосибирских островов. Между хребтом Ломоносова и Евразиатским шельфом находится абиссальная котловина глубиной 4000–4600 м (что соответствует средней глубине Мирового океана). По другую сторону хребта расположена другая котловина глубиной около 3400 м [23].

Благодаря своему географическому положению Северный Ледовитый океан получает гораздо меньше солнечной энергии, чем другие океаны, расположенные в более низких широтах. Следствием этого является настолько низкая температура его поверхностных вод, что, за исключением районов у берегов Норвегии и Мурманского побережья, океан круглый год почти 
полностью скован льдом. Однако ледяной покров неоднороден и состоит из ледяных глыб различного размера. Между мощным многолетним льдом и неконсолидированным покровом имеется зона более или менее открытой воды, где лед занимает около 1/10 части поверхности. Ведется непрерывный мониторинг ледовой обстановки (рис. 1.3).

 

 

Рис. 1.2. Рельеф Северного ледовитого океана [23]


Зимой (в феврале) центральные районы океана полностью забиты ледяными торосами, а в прибрежных областях формируется сплошной ледяной покров. В конце лета (сентябрь) прибрежные акватории России на значительных площадях почти свободны ото льда. Однако плавание между островами Канадского архипелага очень опасно даже в этот сезон, и там удается пройти лишь специально оснащенным судам. Плавание судов у берегов России менее опасно. На основе использования ледоколов и авиации ледовой разведки России удалось наладить судоходство с практическими целями от Мурманска до Берингова моря [23].

Течения в этом океане наименее изучены. В других океанах, где развито судоходство, скорость и направление течений могут быть определены по величине отклонения корабля от курса. В Арктике немногие данные о течениях были получены путем наблюдений за движением вмерзших в лед судов. В 1893 Фритьоф Нансен на своем небольшом корабле «Фрам» вошел в паковые льды к 

кромка дрейфующего льда «осеннего образования» (сплоченностью 1-10 баллов) на 24.03.2013

кромка старого дрейфующего льда (сплоченностью 7-10 баллов) на 24.03 – 26.03.2013

кромка дрейфующего льда (сплоченностью 1-10 баллов) на 19.03.2013

Рис.1.3  Радиолокационное изображение ледовой обстановки в российском секторе Арктики [21]

 
северу от побережья Сибири, надеясь достичь Северного полюса вместе с дрейфующими льдами. Однако оказалось, что траектория этих льдов прошла в 480 км от полюса, и тогда Нансен покинул «Фрам» и направился к полюсу пешком. Он дошел до 86°14’ с.ш. и повернул назад. Корабль же, скованный льдами, дрейфовал три года и почти достиг Шпицбергена.

Наблюдения за дрейфом «Фрама» и других судов, а также новейшие исследования на дрейфующих станциях позволяют представить общую картину циркуляции вод в Северном Ледовитом океане (рис.1.4).

 

  
Рис.1.4. Схема течений в Северном ледовитом океане [24]

 

Наибольшее количество вод поступает с юго-запада вместе с Норвежским течением, омывающим берега Норвегии. Часть этих вод у Шпицбергена, поворачивает на запад и далее движется на юг вдоль берегов Гренландии (Восточно-Гренландское течение). Другая часть Норвежского течения поворачивает от Шпицбергена на восток, движется вдоль берегов России и достигает Берингова пролива. Здесь эти воды соединяются с водами, поступающими из Тихого океана через Берингов пролив, и с водами, движущимися в западном направлении вдоль северных берегов Канады и Аляски. Затем весь этот поток направляется к северу, пересекая полярную область, и присоединяется к Восточно-Гренландскому течению.

Положение в пределах полярного пояса определяет климатические условия региона. Существование огромных масс льда (в центральной части Арктического бассейна ледяной покров сохраняется в течение года) еще более усиливает суровость климата, обусловленную особенностями солнечной радиации в пределах полярного пояса.

В течение всего года над Северным Ледовитым океаном происходит антициклонический процесс и развивается циклоническая деятельность. Циклоническая деятельность более интенсивна летом.

В связи с циклонической деятельностью ветровой режим над Северным Ледовитым океаном непостоянен, но сильные ветры (более 15 м/с) бывают редко. Средняя скорость ветра колеблется в пределах 4-6 м/с. В прибрежных районах заметно выражен сезонный ход направления ветра.

Гренландский антициклон, весьма устойчивый в течение всего года, также влияет на местную атмосферную циркуляцию, способствуя образованию ветров, по своему направлению усиливающих стоковый эффект сброса вод из Северного Ледовитого в Атлантический океан.

Информация о работе Поиски северо-восточного прохода