Политическая карта мира. Современный этап международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:31, реферат

Краткое описание

Все страны мира объединяются в группы по различным признакам, как то: численность населения, размер территории, форма правления, внутренний валовый продукт на душу населения. Наиболее полную и исчерпывающую информацию дает расчленение стран по последнему из приведенных признаков. Принятая ООН классификация - деление стран мира на "промышленно развитые", "развивающиеся" и страны с "централизованной плановой экономикой" объединяет в одну группу чрезвычайно разные страны. Очевидно, что такие страны как, например, США и Швейцария, отнесенные к категории "экономически развитые страны", или Кувейт и Папуа-Новая Гвинея (попавшие в группу развивающихся) имеют, безусловно, общие черты, но еще больше между ними различий.

Содержание

Введение........................................................................................................................................................................................................ 3

Современная политическая карта мира......................................................................................................................... 4

Промышленно развитые страны........................................................................................................................................................ 4

Развивающиеся страны.......................................................................................................................................................................... 5

Наименее развитые страны мира...................................................................................................................................................... 8

Страны с централизованной плановой экономикой............................................................................................................... 8

Международные организации.................................................................................................................................................. 9

Роль международных организаций.................................................................................................................................................. 9

Организация Объединенных Наций (ООН).................................................................................................................................. 10

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)................................................................................. 12

Организация Североатлантического договора (НАТО)........................................................................................................ 14

Общемировые проблемы............................................................................................................................................................ 15

Проблемы окружающей среды, природных и людских ресурсов...................................................................................... 16

Окружающая среда............................................................................................................................................................................... 16

Энергообеспечение................................................................................................................................................................................ 18

Продовольственная безопасность.................................................................................................................................................... 19

Демографические сдвиги...................................................................................................................................................................... 21

Новые вызовы........................................................................................................................................................................................... 22

Заключение............................................................................................................................................................................................. 24

Список используемой литературы................................................................................................................................... 25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 63.69 Кб (Скачать файл)

 

На данный момент ведутся  широкие дискуссии по вопросу  реформации ООН: расширение сферы деятельности, изменение порядка финансирования, перестройка работы Секретариата, повышение эффективности работы и т.п. В целом же предпосылки для радикальной трансформации ООН в настоящее время выглядят не очень значительными – как по причине несовпадающих взглядов государств-членов (и нежелания многих из них пойти на слишком крутые перемены), так и ввиду отсутствия необходимых финансовых ресурсов (из-за чего уже сегодня приходится идти на определенное свертывание миротворческой деятельности). Однако эволюционная адаптация организации к меняющимся условиям настоятельно необходима. От этого будет зависеть расширение возможностей ООН в плане ее воздействия на международную жизнь и эффективного выполнения функции важнейшего многостороннего механизма peгулирования международных отношений.

 

Особенно актуальной эта  проблема стала в связи с возникновением опасной тенденции использования  военной силы против суверенных государств в обход ООН. Военные действия НАТО против Югославии, начатые в  марте 1999 г. без санкции Совета Безопасности, явственно обозначили возможность  эрозии роли ООН как центрального элемента современной международно-политической системы.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

 

Эта структура, на протяжении более чем двух десятилетий называвшаяся Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), начала функционировать  в 1973 г. как дипломатический форум  в составе 35 государств. В их число  входили практически все страны Европы а также США и Канада. Уникальность СБСЕ состояла в том, что государства, относящиеся к разным общественно-политическим системам и входившие в противостоящие друг другу военные структуры - НАТО и Организацию Варшавского договора (ОВД), а также нейтральные и неприсоединившиеся государства сумели организовать постоянный процесс диалога и переговоров по актуальным проблемам обеспечения мира и стабильности на континенте.

 

Результатом деятельности СБСЕ стал Заключительный акт, принятый в  Хельсинки в 1975 г. Он определил принципы взаимоотношений между государствами («Хельсинкский декалог»), а также  наметил конкретные шаги по развитию сотрудничества ряде областей. Продолжением этой линии стали встречи представителей государств СБСЕ в Белграде (1977 - 1978 гг.), Мадриде (1980-1983гг.), Вене (1986 - 1989гг.), организация научного (Бонн,1980г.) и культурного (Будапешт, 1985 г.) форумов, проведение конференций по экономическому сотрудничеству (Бонн,1990г.), по человеческому измерению» СБСЕ (Копенгаген,1990г.; Москва, 1991 г.), по Средиземноморью (Пальма-де-Майорка, 1990 г.).

 

Важным направлением деятельности СБСЕ стало обеспечение военной  разрядки на континенте. Конкретные меры по повышению взаимного доверия  в военной области были определены еще хельсинкским Заключительным актом; их дальнейшее развитие и углубление предусматривались соответствующими документами, принятыми в Стокгольме (1986г.) и Вене (1990 г.). В рамках СБСЕ велись переговоры по Договору об обычных  вооруженных силах в Европе (1990 г.), который стал этапным событием в деле укрепления стабильности на континенте. В соответствии с принятыми  в рамках СБСЕ обязательствами в  отношении большей открытости и  транспарентности военной деятельности государств-участников был подписан Договор по открытому небу (1992 г.).

 

Распад социалистического  содружества и затем Советского Союза, равно как и происшедшие вследствие этого кардинальные изменения в европейском международно-политическом ландшафте, не могли не наложить заметный отпечаток на деятельность СБСЕ. Были предприняты шаги по организационному укреплению СБСЕ и его структурной консолидации. На это нацеливал еще указанный выше документ Парижского саммита (1990 г), в 1992г. в Хельсинки были приняты документ «Вызов времени перемен» и пакет решений организационного характера; в 1994г. на Будапештском совещании в верхах было решено преобразовать СБСЕ из переговорного форума в постоянно действующую организацию и именовать ее с 1995 г. Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

 

Произошло значительное расширение круга участнике ОБСЕ. В состав организации были приняты все постсоветские государства, а также страны, возникшие на территории бывшей Югославии. В результате в настоящее время членами ОБСЕ являются 55 государств. Это, несомненно, придало ОБСЕ более репрезентативный характер и вместе с тем стало фактором, способствующим интеграции в мировое сообщество новых государств, возникших в Закавказье и Центральной Азии. Однако если раньше указанные регионы входили в «европейское пространство» как часть Советского Союза, то теперь возникшие в них страны представлены в ОБСЕ непосредственно. Таким образом, зона ОБСЕ географически выходит далеко за пределы Европы.

 

 

 

 

В деятельности ОБСЕ стало  уделяться повышенное внимание проблемам  международно-политического развития в Европе, приобретающим особое значение в условиях, возникших после окончания  холодной войны. Для оказания помощи Совету министров создан дислоцированный  в Вене Центр по предотвращению конфликтов, в рамках которого государства-члены  проводят соответствующие консультации. Бюро по демократическим институтам и правам человека (размещенное в  Варшаве) содействует расширению сотрудничества в области «человеческого измерения» и формированию гражданского общества в новых демократических странах. В 1997 г. в ОБСЕ была введена должность  представителя по свободе средств  массовой информации. Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности является постоянно действующим  органом, занимающимся проведением  новых переговоров по контролю над  вооружениями, разоружению и укреплению доверия и безопасности.

 

Особо следует отметить обращение  ОБСЕ к проблематике конфликтных  ситуации в зоне действия организации. В заявлениях, принимаемых на уровне глав государств и правительств или  министров иностранных дел, неоднократно затрагивались конфликты в бывшей Югославии, Нагорном Карабахе, Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье  и других «горячих точках». Однако принимаемые  декларации и призывы, по терминологии часто напоминавшие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, оставались, как правило, без практических последствий Вопрос о повышении эффективности ОБСЕ в деле предотвращения конфликтов и их урегулирования относится к числу наиболее острых в ее деятельности.

 

Один из принципиально  важных вопросов в деятельности ОБСЕ касается определения ее будущей  роли. Существует общее согласие, что  она будет занимать одно из центральных  мест в организации международно-политической жизни в Европе. Однако на практике, ввиду стремления большой группы стран Центральной и Восточной  Европы, а также Балтии присоединиться к НАТО и Европейскому союзу, возникает  тенденция к маргинализации роли ОБСЕ. Инициируемые российской дипломатией попытки повысить статус и реальное значение этой организации зачастую рассматриваются лишь как направленные на то, чтобы противопоставить ее НАТО. Разрабатываемая в рамках ОБСЕ Хартия европейской безопасности могла бы нейтрализовать указанную тенденцию и способствовать более полному использованию потенциала этой организации в интересах упрочения стабильности на континенте.

 

 

 

Организация Североатлантического договора (НАТО)

 

Организация Североатлантического договора (НАТО) включает в настоящее  время 19 стран и обеспечивает их взаимодействие в военно-политической области. Как военный союз это, безусловно, наиболее развитая структура из всех существующих в Европе многосторонних инструментов обеспечения безопасности. В НАТО создана целая система  механизмов, через которые осуществляется совместная деятельность стран-членов, начиная от согласования политики, проводимой участниками союза на международной арене, и вплоть до подготовки к организации боевых действий в случае войны.

 

Высшей политической инстанцией союза является Североатлантический  совет, который венчает собой  «гражданскую часть институциональной  структуры НАТО. Сессии совета проводятся дважды в год на уровне министров  иностранных дел (к ним иногда присоединяются министры обороны), а  в некоторых случаях и на уровне глав государств и правительств. Он определяет направления деятельности НАТО, проводит консультации по важнейшим  затрагивающим союз международно-политическим проблемам и принимает ключевые решения по практическим вопросам его  функционирования.

 

Что же касается военной организации  союза, то ее сердцевиной является интегрированная  командная структура, обеспечивающая взаимодействие вооруженных сил  стран-членов и их подготовку для  участия в коллективной обороне  в случае возникновения вооруженного конфликта. Военная организация  НАТО включает в себя десятки разнообразных  компонентов - командований, комитетов, агентств, различных элементов общей  военной инфраструктуры и т.п. Основная часть вооруженных сил стран-членов находится под их управлением  и передается союзу только в случае войны, однако некоторые воинские формирования выделены в распоряжение интегрированной  командной структуры и в мирное время. В целом военный механизм НАТО представляет собой уникальное явление как по своим масштабам, так и по степени интегрированности входящих в него национально-государственных компонентов.

 

С окончанием холодной войны  угроза широкомасштабного военного столкновения по линии Восток - Запад  была практически снята с повестки дня. Строго говоря, это означало, что  военный альянс утратил свой raison d'etre, поскольку главный смысл его существования состоял в подготовке к отражению агрессии. Североатлантический союз столкнулся с серьезнейшей задачей адаптации к новым обстоятельствам и переосмысления своей роли в новых условиях. Дважды на протяжении 90-х годов принимались новые стратегические концепции НАТО (на саммитах в Риме в 1994 г. и в Вашингтоне в 1999 г.). Процесс перестройки альянса, сопровождающийся острыми дебатами между его участниками, развивается по следующим основным направлениям.

 

1. Происходит определенное  снижение военной активности  в рамках НАТО. В пределах осуществляемой  перестройки военного командования  предусматривается сократить общее  число штабов различного уровня  с 65 до 20.

 

2. На первом этапе перестройки  НАТО после окончания холодной  войны особый акцент был сделан  на усиление невоенных функций  альянса.

 

3. Прилагаются усилия для  укрепления роли альянса как  инструмента стратегического вовлечения  США в Европу с одновременным  обеспечением большей самостоятельности  европейским участникам союза.  Предусматривается более широкое  использование многонациональных  формирований, образуемых участниками  НАТО из числа европейских  стран.

 

4. Взят курс на установление  широких контактов и активное  развитие кооперативного взаимодействия  со странами, не входящими в  НАТО.

 

5. Начиная с 1993 г. центральное  место в дискуссиях относительно  НАТО занял вопрос о возможности  расширения альянса и вступлении  в него бывших социалистических  стран и стран Балтии. В 1997 г.  принято официальное решение  о предстоящем присоединении  к союзу Польши, Чехии и Венгрии,  которые стали полноправными  членами НАТО в 1999 г.

Общемировые проблемы

 

 

 

Во второй половине XX столетия человечество столкнулось с проблемами подлинно глобальных масштабов. Речь идет о процессах и явлениях, охватывающих сферу взаимодействия природы и  общества, человека и окружающей его  среды, а также отношений между  социальными общностями - народами, нациями, государствами.

 

В последние десятилетия  резко ухудшилась экологическая  ситуация в мире. Воздействие человеческой деятельности на природную среду  и ее загрязнение приобрели разрушительный, а в ряде случаев и необратимый  характер. Высокие и не всегда оправданные  темпы расходования природных ресурсов привели к беспрецедентному давлению на естественный потенциал планеты. Быстрый рост народонаселения в  мире не сопровождается соответствующим  увеличением производства продуктов  питания и обеспечением необходимых  условий существования больших  масс людей. Сохраняющаяся бедность населения на значительной части  планеты создает серьезные препятствия  на пути выхода из сложившейся в  мире экологической и демографической  ситуации. В преддверии третьего тысячелетия  человечество оказалось перед новыми вызовами. Транснациональная организованная преступность, международный терроризм, незаконный оборот наркотиков представляют ныне серьезную угрозу безопасности граждан в самых разных странах  и регионах мира.

 

Общие особенности всех этих проблем состоят в том, что  они:

 

- приобрели поистине планетарный,  общемировой характер, затрагивают  интересы народов всех государств;

 

- угрожают человечеству  серьезным регрессом в дальнейшем  развитии производительных сил,  в условиях самой жизни;

 

- нуждаются в неотложных  решениях и действиях по преодолению  и предотвращению опасных последствий  и угроз жизнеобеспечению и  безопасности граждан;

 

- требуют коллективных  усилий и действий со стороны  всех государств, всего мирового  сообщества.

 

Общемировые, или глобальные проблемы пронизывают ныне всю ткань  международных отношений. С попытками  их решения связаны различные  сферы международного сотрудничества. Поисками конструктивных решений таких  проблем заняты сегодня ученые и  государственные деятели, правительства  и парламенты, партии и общественные движения, широкая сеть международных  организаций, включая Организацию  Объединенных Наций, ее многочисленные институты и учреждения.

 

В чем же конкретно проявляются  опасности, вызываемые общемировыми проблемами? Каковы главные факторы, обусловившие их возникновение и обострение? В  каком направлении мировое сообщество прилагает усилия, способные ослабить, устранить или предотвратить  негативное воздействие общемировых  проблем на развитие человечества, на судьбы будущих поколений людей?

Информация о работе Политическая карта мира. Современный этап международных отношений