Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 20:36, курсовая работа
Цель исследования состоит в характеристике прогнозирования смертности в России.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми темой и проблемой исследования, нами определены следующие задачи данной работы:
дать понятие и охарактеризовать сущность демографических процессов в России;
охарактеризовать систему организации демографического прогнозирования в России;
охарактеризовать показатели смертности в России в ХХ веке;
исследовать прогнозы смертности в России до середины XXI века.
Введение 3
Глава 1. Сущность и содержание демографической политики 5
1.1. История и понятие демографической политики 5
1.2. Цели и методы демографической политики 8
Глава 2. Опыт проведения демографической политики в мире 12
2.1. Основные проблеммы демографической политики 12
2.2. Современная демографическая ситуация в развитых странах 20
2.3. Перспективы демографической политики 28
Заключение 36
Список источников 38
Структура демографической политики, как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и разработку и реализацию средств для их достижения.
Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики.
Основные направления демографической политики включают:
Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных.
В общем виде цели демографической
политики обычно сводятся к формированию
желательного режима воспроизводства
населения, сохранению или изменению
тенденций в области динамики
численности и структуры
Цели могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание целей), либо целевого показателя, системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики. Среди показателей, апробированных в демографической политике разных стран, как правило, не используют собственно численность населения (исключения: КНР, где целью политики последних десятилетий ХХ века было «не превысить численность в 1200 млн человек в 2000 г.», а также Румыния времен Чаушеску — достичь численности в 30 млн человек). Развивающиеся страны в качестве целевого показателя чаще всего выбирают снижение темпов роста населения за определенный период, снижение общего или суммарного коэффициента рождаемости. Во Всемирном плане действий в области народонаселения [Бухарест, 1974] и в Рекомендациях по его дальнейшему осуществлению [Мехико, 1984] странам с высоким уровнем смертности предлагалось использовать в качестве целей демографической политики достижение определенных уровней средней продолжительности жизни или снижение детской смертности. В развитых странах для регулирования притока иностранцев практикуются иммиграционные квоты — ограничения на въезд и натурализацию иностранцев.
Принципиальная особенность
демографической политики заключается
в воздействии на динамику демографических
процессов не прямо, а опосредованно,
через демографическое
Меры демографической политики: экономические меры:
административно-правовые меры:
воспитательные и пропагандистские меры:
Меры демографической политики
с точки зрения их влияния на поведение
могут выступать как стимулы
или как ограничения. Задача стимулов
и ограничений — изменить поведение,
создав преимущества тем, чье поведение
будет в большей степени
История демографической политики показывает, что она была слабым инструментом и не могла заметно влиять на воспроизводство населения. Общественно-экономические условия, как правило, сводили на нет все усилия демографической политики, которой отводили нередко ошибочную роль главного лекарства для лечения больных экономик и социально-политических систем.
Демографическая политика не может
и не должна подменять собою социальную
и экономическую политику. Попытки
решать социально-экономические
Современная демографическая политика — до сих пор она была слабым инструментом, чтобы заметно влиять на воспроизводство населения. И дело не только и не столько в неверном выборе целей и средств, но и в том, что власти пытались несерьезными усилиями, малыми затратами добиться серьезных результатов.
В материалах Бухарестской конференции 1974 г. выражалось сомнение в том, что планета способна содержать неограниченное количество населения из-за ограниченных размеров пригодной для жизни территории и исчерпаемых природных ресурсов. Тенденция улучшения материального уровня жизни неизбежно ведет к увеличению утечки природных ресурсов и приводит к тому, что дальнейший рост населения достигается ценой ухудшения условий жизни. Новые открытия в науке и новые технологии могут конечно ослабить остроту этого вопроса, но не снять его с повестки дня, если продолжится рост населения. Подобные идеи и выводы (стратегия нулевого роста) содержатся и в докладах Римского клуба, неправительственной организации, под эгидой которой подготовлено несколько экспертных прогнозов мировой динамики, получивших всемирную известность.
По мнению ряда ученых, нет сомнения, что планета не способна содержать неограниченное количество населения из-за ограниченных размеров и исчерпаемых природных ресурсов. Тенденция улучшения материального уровня жизни неизбежна. Она увеличивает утечку природных ресурсов и приводит к тому, что дальнейший рост населения достигается ценой ухудшения условий жизни. Новые открытия в науке и новые технологии могут, конечно, ослабить остроту этого вопроса, но не могут снять его с повестки дня, если продолжится рост населения.
Проблемы народонаселения
носят глобальный характер, также
как и экологические и
Глава 2. Опыт проведения демографической политики в мире 12
2.1. Основные проблеммы демографической политики 12
2.2. Современная демографическая ситуация в развитых странах 20
3. Политика развитых стран
Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно ЭКОНОМИЧЕСКИМИ МЕРАМИ и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.
Отношение в западных странах к демографическим проблемам определяется как эгалитаристское, включающее соблюдение принципов демократии, социальной справедливости и прав человека. Они предполагают исключение репрессивных мер, превосходство индивидуального решения. Большинство промышленно развитых капиталистических стран к низкой рождаемости относятся неопределенно. Политика по увеличению рождаемости отмечалась во Франции, Греции, Люксембурге. Это не означает, что правительства западных стран не имеют демографических целей. Скорее всего, они не выражают их в явном виде.
3.1. Германия
Германия ведет политику
поощрения рождаемости. Правительство
ФРГ в 1974 г. разрешило распространение
контрацептивных средств и
· Жилищные льготы.
Демографическая политика —
целенаправленная деятельность государственных
органов и иных социальных институтов
в сфере регулирования вопросов
населения, призванная сохранить или
изменить тенденции динамики его
численности и структуру. В широком
смысле демографическая политика —
это политика в области народонаселения.
Объектом может выступать население
страны, отдельных ее районов, когорты
населения, семьи определенных типов.
Историческая цель демографической
политики государства достижение демографического
оптимума.
Глобальная демографическая проблема
в современном мире имеет два аспекта.
Во-первых, быстрый рост населения в ряде
стран и регионов развивающегося мира,
«обесценивая» накопление, препятствует
экономическому росту и увековечивает
хозяйственную, социальную, культурную
отсталость этих стран. Во-вторых, суженное
воспроизводство населения в развитых
странах и естественная убыль во многих
странах с переходной экономикой ведут
к демографическому старению их населения
и в перспективе могут тормозить экономический
рост этих стран. Остановимся на последней
проблеме и рассмотрим концепции демографических
политик развитых стран
Франция
Определенным эталоном демографической
политики является Франция, первая из
европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией
населения и разработавшая систему мер
по ее преодолению и увеличению численности
населения.
Динамика численности населения Франции
следующая: 1801 год – 28,3 млн. человек, 1901
год – 40,7 млн. человек, 2002 год - 59,8 млн. человек.
В конце XIX - начале XX веков началось резкое
снижение естественного прироста населения
и рождаемости во Франции, которое объяснялось
стремлением многочисленных мелкобуржуазных
слоев (Франция – государство-рантье)
ограничивать число детей в семье. Несмотря
на постоянное снижение смертности, темп
снижения рождаемости был выше. Участие
в XX веке в двух мировых войнах, мировой
кризис 30-х годов обусловили депопуляцию:
за 1914-1919 годы население страны сократилось
на 3 млн. человек, за 1939-1945 годы – еще на
1,2 млн.
Активная демографическая политика, направленная
на повышение рождаемости, проводится
во Франции с начала 20-х годов прошлого
века. Причем до 1967 года была запрещена
продажа контрацептивов, до 1975 года –
запрещены аборты.
В 1946 году во Франции была введена в практику
широкая система денежных выплат и налоговых
льгот семьям, направленная на поощрение
рождений первого, второго и особенно
третьего ребенка (пронаталистская политика).
В результате среди стран Западной Европы
в середине 80-х годов Франция имела один
из самых высоких суммарных коэффициентов
рождаемости (среднее число детей на 1
женщину) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось
ежегодно на 0,3 - 0,4%. Суженный режим воспроизводства
населения побуждал правительство стимулировать
миграцию иностранных рабочих и принимать
меры по повышению рождаемости. С 60-х годов
XIX века до 30-х годов XX века миграционный
прирост населения Франции составил 3,2
млн. человек, что обеспечило 3/4 общего
прироста числа жителей. В 1931 году во Франции
было 2,7 млн. иностранцев и 0,4 млн. натурализовавшихся.
В 1931 году рабочие-иностранцы составляли
свыше 40% шахтеров, 1/3 металлургов, 1/4 строителей
и 1/3 сельскохозяйственных рабочих.
Во второй половине XX века, за 1946-1974 годы
население Франции увеличилось на 12,1 млн.
человек, в том числе на 8,5 млн. человек
- за счет естественного прироста населения,
на 2,4 млн. человек - за счет иммиграции
и на 1,2 млн. человек – за счет репатриации
французов из бывших колоний.
Современные меры пронаталисткой демографической
политики Франции оказывают существенное
влияние на материальное положение семей
с детьми. Базовое пособие на ребенка назначается
всем лицам, проживающим во Франции и имеющим
не менее двух детей, независимо от гражданства,
на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих
в стране. Размер пособия дифференцирован
в зависимости от числа детей: на двоих
детей – 107 евро в месяц, на троих – 244,
на четверых – 382, на пятерых – 519, на шестерых
– 656 евро. На каждого последующего ребенка
выплачивается надбавка в размере 137 евро.
Предусмотрены надбавки детям старше
11 лет – 30 евро и старше 16 лет – 54 евро.
Такая надбавка не выплачивается на первого
ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи
не влияет на размер этого пособия.
В зависимости от дохода семьи выплачиваются
следующие дополнительные пособия:
§ пособие на каждого ребенка в возрасте
до трех лет в зависимости от дохода с
четырех месяцев беременности в размере
154 евро;
§ пособие одиноким родителям 502 евро в
месяц плюс надбавка на каждого ребенка
167 евро в месяц;
§ пособие к новому учебному году на детей
с 6 лет до 18 лет, которые учатся в размере
67 евро;
§ семейная доплата семьям или одиноким
родителям с низкими доходами, имеющими
3 трех и более детей в возрасте от 3 трех
до 21 года в размере 139 евро в месяц.
Помимо этого еще установлены пособия
на учебу на детей-инвалидов (107 евро в
месяц), жилищные пособия семьям с детьми.
Выплачиваются также пособия по уходу
за ребенком до 6 лет, проживающим дома.
Размер пособия зависит от дохода семьи.
Максимальный размер пособия составляет
1500 евро в квартал семьям, чей годовой
доход не превышает 33658 евро, а возраст
детей - 3 лет. Пособия на детей от 3 до 6
лет не превышают 500 евро в квартал. Выплачиваются
также пособия семьям, нанимающим нянь
для детей младше 6 лет.
Пособия родительского присутствия выплачиваются
родителям вынужденным прекратить или
сократить свое присутствие на работе
из-за тяжелой болезни ребенка. Размер
пособия зависит от оставшегося дохода.
Предусмотрены надбавки для одиноких
родителей. Детям-сиротам назначается
ежемесячное пособие 100 евро.
В последние годы введены также единовременные
пособия на рождение ребенка в сумме 260%
базовой зарплаты на первого и 717% на каждого
последующего ребенка, а отпуск по беременности
стал оплачиваться в размере 90% заработка.
Швеция
Росту населения в последние годы страна
обязана щедрой демографической политике;
семейные пособия выплачиваются всем,
включая иммигрантов.
По международным стандартам Швеция является
наиболее равноправной страной. Модель
гендерной политики Северных стран –
это равенство, равноправие, равные права
и возможности, равный доступ к власти.
Эти принципы реализуются и в демографической
политике Швеции.
Политика Правительства Швеции направлена
на создание экономической самостоятельности
женщин в браке – каждая женщина имеет
реальные возможности заработка. По мнению
шведских специалистов, защита трудовых
прав женщин в сфере занятости является
самой проблемной областью политики обеспечения
равных прав и возможностей. Больше всего
обращений в юридическую службу Омбудсмена
по вопросам равноправия на рынке труда
касаются защите прав беременных женщин
при трудоустройстве и при увольнении
по контракту. Практически все конфликты
решаются в интересах женщин.
Обеспечивается необходимое количество
мест в детских дошкольных учреждениях
для работающих родителей. Работающие
родители имеют право на отпуск по уходу
за ребенком до достижения им возраста
одного года (с 1 января 2002 года – на 13 месяцев,
в том числе 2-мя месяцами может воспользоваться
только отец ребенка, что предусмотрено
с целью привлечения отца к воспитанию
детей с раннего возраста). На каждого
ребенка до 18 лет выплачивается пособие
в размере 800 шведских крон в месяц (80 долларов),
для учащихся в вузах – стипендия 2000 шведских
крон и льготный кредит 5000 шведских крон
в месяц с рассрочкой на 20 лет. Большое
внимание уделяется в Швеции проблемам
планирования семьи и сексуального образования
молодежи, профилактике семейного насилия.
В Швеции имеется 250 молодежных центров
сексуального образования. Они финансируются
из местных бюджетов. Центры бесплатно
консультируют подростков по вопросам
психологии межличностных отношений,
контрацепции, создания семьи. Обеспечивают
нуждающихся контрацептивами (бесплатно
и на льготной основе). Помогают разобраться
с сексуальной ориентацией, не навязывая
своей точки зрения. Имеются телефоны,
по которым также даются консультации
по сексуальным проблемам и вопросам межличностного
общения и конфликтов с родителями и сверстниками.
В состав работников центров входят медики,
психологи, социальные работники, педагоги.
Развитие сексуального образования в
Швеции имеет длительную историю. Впервые
вопрос о необходимости его обеспечения
в школе обсуждался в 1905 году на съезде
Союза шведских педагогов. С 1942 года введено
половое воспитание в школах. При этом
осуждались добрачные связи, одинокие
матери и ничего не говорилось о сексуальных
отношениях.
Начиная с 60-х годов, с начала сексуальной
революции, в школах стали обсуждаться
вопросы контрацепции, сознательного
родительства, планирования семьи, а несколько
позже – ответственности мальчиков за
аборты и однополые связи.
В Швеции осуждаются термины “сексуальные
меньшинства” и “нетрадиционная сексуальная
ориентация” как дискриминационные, законодательно
разрешены однополые браки, а в 2002 году
принят закон о разрешении усыновления
детей однополыми семьями (такого нет
ни в одной стране мира).
Бельгия
В Бельгии государство осуществляет широкий
круг мер в рамках демографической политики:
выплата пособий, снижение налогов, субсидии
на жилье и обучение детей я т.д. Пособия
увеличивается в зависимости от возраста
ребенка - в 14 лет оно в три раза больше,
чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок
учится, то пособие выплачивается до 25
лет.
Австрия
В Австрии при определении размера пособий
и льгот во главу угла ставится число детей
в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям
выдается из общественных фондов. Компенсационный
фонд семьи, которому переданы все полномочия
по выдаче семейных пособий, финансируется
из средств, поступающих от предпринимателей.
Другие источники - правительство и органы
власти провинций, которые выделяют средства
из налоговых поступлений. Провинции делают
взносы в Компенсационный фонд семьи пропорционально
числу жителей. Фонд находится в ведении
Министерства семьи, молодежи и защиты
потребителя. Пособия на детей выдаются,
если они учатся, до 27 лет.
Италия
В Италии одной из целей демографической
политики является улучшение положения
женщин и забота о семье. Пособия семьям
выплачиваются в зависимости от дохода.
Размер пособия обратно пропорционален
доходу семьи и а прямо пропорционален
количеству членов семьи. Всего установлено
три порога годового дохода семьи в абсолютных
размерах. При доходе, превышающем 41721
евро, пособие не выплачивается. Учащимся
выплачивается пособие до 25 лет.
Евросоюз
Между странами-членами Евросоюза достигнут
определенный консенсус в принципиальных
подходах к государственной поддержке
семей с детьми. В “Заключении совета
министров, отвечающих за политику в отношении
семьи”, принятом в 1989 году, Европейская
Комиссия так определила сложившуюся
тогда ситуацию: “В странах-членах применяются
разнообразные подходы к институту семьи.
Восприятие государства по отношению
к семье также различается. В то же время
с помощью различных мер, осуществляемых
в рамках различных направлений – социальное
обеспечение, налоговая политика, семейное
право и другие – государственные органы
во всех странах-членах занимаются условиями
жизни семей. Семейная политика означает
совокупность этих мер”. В этой трактовке
семейная политика трактуется максимально
расширительно и, по сути, включает в себя
демографическую политику и политику
народонаселения.
Следует отметить, что семейные пособия
являются одной из форм семейной политики,
реализуемых в странах Евросоюза. Очень
широко используются налоговые льготы
в странах, где меньше применяются пособия.
Например, в Исландии базовое пособие
на ребенка предоставляется в виде налогового
вычета и управляется налоговой службой.
Сумма вычета имеет твердый характер и
не зависит от дохода в отношении детей
в возрасте до 7 лет.
В большинстве стран Евросоюза, пособия
семьям, имеющим детей, выплачиваются
из бюджета и не связаны с социальным страхованием.
Условием предоставления пособия на ребенка
является факт проживания ребенка и родителей
в стране. Однако в Германии, например,
для получения пособия на ребенка достаточно,
чтобы один из родителей платил налоги
в данной стране.
Размер пособия в большинстве стран Евросоюза
зависит от возраста ребенка. При этом
только в Дании размер пособия уменьшается
с увеличением возраста ребенка. В остальных
странах он увеличивается. Наряду с этим
во многих странах имеются дополнительные
выплаты для малолетних детей.
Размеры пособия также дифференцируются
в зависимости от очередности рождения
ребенка. При этом только в Великобритании
на первого ребенка пособие выше (103 евро),
чем на последующих (69 евро). В остальных
случаях размер пособия увеличивается
с ростом очередности рождения. Особым
случаем является Франция, где базовое
пособие на первого ребенка не выплачивается.
Право на детское пособие в большинстве
стран не связано с доходами семей.
В настоящее время в Евросоюзе, в связи
с фактически прекращением роста населения
и старением населения и трудовых ресурсов,
усилился интерес к выработке новых подходов
в демографической политике.
Недавно обнародованный доклад Европейской
комиссии активизировал дебаты по демографической
политике объединенной Европы и предложил
иммиграцию как основной способ решения
проблемы.
В докладе указано, что суммарный коэффициент
рождаемости в Европе составлял в 2003 году
1,48 ребенка на женщину, в то время как для
поддержания численности населения он
должен быть не менее 2,1. Неуклонно растет
число пенсионеров. По прогнозу к 2030 году
в странах ЕС, вероятно, будут проживать
35 млн. человек старше 80 лет, что вдвое
больше, чем сегодня, а детей станет меньше
на 18 миллионов. В целом, с 2025 до 2030 гг. население
ЕС сократится с 469 млн. до 468 млн. человек
(без учета мигрантов). (Для сравнения:
население США, наоборот, увеличится за
тот же период на 25,6%, причем демографический
взрыв в Штатах вызван как раз притоком
мигрантов из Латинской Америки.).
В докладе указывается, что демографический
спад может иметь серьезные последствия
для уровня жизни и отношений между поколениями.
Он отразится на всех аспектах жизни, например
на том, как работает бизнес, как планируются
города, как строится жилье, как действует
общественный транспорт, на что делает
упор торговля в городах. Все возрастные
группы окажутся под воздействием процессов
увеличения продолжительности жизни и
улучшения здоровья, падения уровня рождаемости
и сокращения численности рабочей силы.
Комиссия полагает, что основные причины,
вынуждающие родителей отказываться от
второго ребенка, материальные. Речь, в
частности, идет о возможности поиска
работы и ее стабильности, а также о стоимости
жилья. Увеличение пособий на детей и срока
отпусков по уходу за ними, улучшение системы
детского здравоохранения и равноправие
в оплате труда взрослых - все это, по мнению
Еврокомиссии, способно оказать позитивное
влияние на уровень рождаемости и рост
занятости среди женщин.
Хотя, по мнению некоторых демографов,
снижение потребности в детях вызвано
как раз высоким уровнем жизни: люди хотят
и имеют возможность развивать собственную
личность, делать карьеру, покупать дорогостоящие
вещи. Рожать некогда.
В то же время только стимулированием
рождаемости и увеличением занятости
женщин проблему не решить, необходимо
привлечение мигрантов. Некоторые из членов
Еврокомиссии не разделяют мнения о том,
что иммиграция полностью решит демографическую
проблему. В лучшем случае удовлетворит
спрос на рабочую силу.
США
Демографическая политика в США выражена
наименее отчетливо, в то же время фактически
созданы условия для значительного иммиграционного
прироста населения, а также применяются
меры налоговой поддержки семей с детьми
и различные региональные и корпоративные
программы семейной политики.
Возможно это обусловлено тем, что демографическая
ситуация в США выглядит сегодня более
благоприятной, чем в остальных развитых
странах мира. Это объясняется доминирующим
положением страны в мире, привлекательностью
для мигрантов и возможностями их селективного
отбора в интересах страны.
Сложившаяся в США благоприятная демографическая
ситуация – это существенное преимущество,
которое будет реализоваться американским
обществом не только в настоящее время,
но и в ближайшие десятилетия.
90-е годы прошлого столетия были рекордными
по миграционному приросту населения,
который составил 10 млн. человек. Основная
масса иммигрантов – люди в трудоспособном
и детородном возрасте. 2/3 мигрантов –
выходцы из Азии и Латинской Америки с
установками многодетности.
В результате миграционных вливаний в
последние 20 лет уровень рождаемости в
США растет и США лидирует по этому показателю
среди индустриально развитых стран, обеспечивая
расширенное воспроизводство населения.
Здесь менее остра, чем в Европе, проблема
постарения населения.
Въезд в страну молодых семей из-за рубежа
позволил отчасти нивелировать негативное
воздействие на рождаемость кризиса американской
семьи, который проявляется в сокращении
доли и числа полных семей, росте неполных
семей и несемейных домохозяйств. Так,
с начала 70-х до начала 80-х годов число
несемейных домохозяйств увеличилось
в 1,5 раза, а одиноких людей – на 69%. С 80-х
годов эти процессы протекают более плавно.
В сложившихся условиях США могут позволить
себе не форсировать принятие нового законодательства
о семье и не заботиться специальными
мерами о повышении рождаемости.
Отсутствие официальной доктрины демографической
и семейной политики в США невозможно
понять без рассмотрения более общего
контекста социальной политики. Сформировавшиеся
на протяжении последних десятилетий
идеология социальной политики США складываются
из следующих принципов:
§ либерального индивидуализма как высшей
ценности;
§ трудовой этики как базового элемента
системы ценностей;
§ доверия к рыночным механизмам, которые
одни способны привести общество к росту
и процветанию;
§ свободы семьи как частного института,
отказ от вмешательства государства в
дела семьи;
§ распространенность пуританизма и протестантских
течений и преобладание в социальном обеспечении
волонтерского подхода, а не государственных
обязательств;
§ влияние социального дарвинизма, провозглашающего,
что выживание сильнейшего является естественным
порядком вещей и общественное вмешательство
в этот процесс контрпродуктивно;
§ определенное оправдание расизма;
§ отсутствие положения о социальной ответственности
на федеральном уровне (в отличие от правительств
штатов).
А самое главное – это то, что открытая
иммиграционная политика, сводит к нулю
необходимость проведения пронаталисткой
демографической политики.
В итоге социальная политика в США сводится,
в значительной степени, к социальной
поддержке самых нуждающихся.
До 30-х годов прошлого века социальная
поддержка обеспечивалась на уровне общин
и волонтеров. В 1935 году принят Закон о
социальном обеспечении, гарантирующий
право на социальную защиту самым нуждающимся.
В основном она заключалась в предоставлении
услуг и натуральных выплат.
В настоящее время материальная поддержка
реализуется через систему налоговых
льгот и кредитов: стандартных налоговых
вычетов, налоговых кредитов на ребенка,
налоговых кредитов на оплату услуг присмотра
за детьми, и другими нетрудоспособными,
кредитов на усыновление.
Считается, что предоставление налоговых
кредитов увеличивает стимулы к труду,
т.к. заработная плата становится дополнительным
источником доходов. В то же время получение
кредитов требует глубокого понимания
системы налогообложения и поэтому малодоступно
для наиболее нуждающихся. Кроме того,
налоговые кредиты можно получать раз
в год – по окончании налогового периода,
а не тогда, когда они нужны.
В США только в 1993 году введены обязательные
неоплачиваемые отпуска по беременности
и родам продолжительностью до 12 недель
на предприятиях с численностью свыше
50 человек и при наличии стажа не менее
1250 часов за предыдущий год. В это время
сохраняется только рабочее место.
В настоящее время социальное обеспечение
США в значительной мере зависит от льгот,
предоставляемых предприятиями. Как правило,
крупные фирмы имеют программы поддержки
семьи, включающие предоставление отпусков
по семейным обстоятельствам, гибкие графики
работы и неполный рабочий день, оплату
детских дошкольных учреждений.
Глобальная демографическая проблема
в самом общем виде заключается в неблагоприятных
для социально-экономического развития
динамике населения и сдвигах в его возрастной
структуре. Данная проблема имеет два
аспекта: демографический взрыв в ряде
регионов развивающегося мира и старение
населения в развитых странах.
В развитых странах и многих государствах
с переходной экономикой демографическая
проблема заключается в устойчивом простом
воспроизводстве населения, а в ряде случаев
– в депопуляции вследствие превышения
смертности над рождаемостью.
Влияние результатов проведения демографической
политики на мировую экономику велико.
Демографический кризис в ряде развитых
стран уже привёл к нарушению воспроизводства
населения, его старению и сокращению
его численности. Демографическое старение
- увеличение доли населения старше 60 лет
свыше 12% всего населения или старше 65
лет свыше 7%.
Быстрое старение населения в развитых
странах приведет в ближайшие 30 лет к значительному
падению темпов роста мировой экономики
(ОЭСР - Организации по экономическому
сотрудничеству и развитию).
Согласно подсчетам специалистов ОЭСР,
в течение ближайших трех десятилетий
темпы роста мировой экономики будут падать
ежегодно на 1.7% из-за старения населения.
Наибольший урон зафиксируют страны Европы.
Нарастание демографических трудностей
приведет к росту инфляции, росту дефицита
государственных расходов, созданию новых
социальных проблем. Подсчеты показывают,
что в развитых индустриальных государствах
к 2050 году на семь пенсионеров будет приходиться
лишь 10 активных работников. В 2000-ом году
это соотношение было четыре к десяти.
Перед обществом встают задачи не только
материального обеспечения групп населения
старших возрастов (совершенствование
и реформирование пенсионного обеспечения),
но их медицинского и бытового обслуживания.
Одновременно, как показывает опыт ряда
стран, достаточно эффективным оказывается
вовлечение старшего поколения в активную
трудовую деятельность. В развитых странах
на пенсии и медицинские льготы для старшего
поколения приходится все большая доля
ВВП, что, в свою очередь, ведет к сокращению
бюджетных ассигнований на образование,
инфраструктуру и научные исследования.
В связи с сокращением доли трудоспособного
населения в развитых странах возрастает
демографическая нагрузка на занятых.
Выход из такого положения лежит в переходе
к накопительной пенсионной системе.
Пока "демографическая бомба не будет
нейтрализована", мировую экономику
ждут тяжелые кризисы. Нейтрализовать
эту бомбу можно с помощью проведение
качественной и грамотной демографической
политики, которая должна увеличить возраст
по выходу на пенсию, дать серьезные налоговые
льготы работающим пенсионерам, а также
сократить размеры государственных расходов
на пособия по безработице.
Литература:
1. Современная демографическая политика:
Россия и зарубежный опыт/ Аналитический
вестник Совета Федерации ФС РФ. -2005. -№
25 (277)
2. Экономический словарь: Е.Г. Багудина
– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 624
3. Internet resource: прогноз ОЭСР : быстрое старение
населения в развитых странах приведет
в ближайшие 30 лет к падению темпов роста
мировой экономики на 1,7 % в год: www.primetass.ru/news/show.
Информация о работе Сущность и содержание демографической политики