Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:45, реферат
Хозяйственная система нашей страны состоит из экономических районов, представляющих собой территориальные сочетания производительных сил - производственно-территориальные комплексы.
Введение
Территориальная структура.
Экономическое районирование.
Значение и результаты магистрализации транспорта
Возможные перспективы дальнейшего развития территориальной структуры
Заключение
Список литературы
Урало-Поволжье выступило и выступает, продолжая набирать темпы роста, как главная контактная зона, скрепляющая западную и восточную части РФ. Характерно, что развитие этого региона шло непрерывно и в то время, когда многие районы Европейской части СССР подверглись оккупации. Урало-Поволжье на каждом этапе социально-экономического развития страны делало рывок. До войны — на основе размещения в крупнейших волжских центрах заводов-дублеров Москвы и Ленинграда (авиационных, станкостроительных, подшипников и др.) и создания на Урале металлургической и машиностроительной базы, освоения месторождений “Второго Баку”. После войны — в результате сооружения ГЭС Волго-Камского каскада, использования созданной при этом мощной базы стройиндустрии для сооружения промышленных комплексов Тольятти, Набережных Челнов, Нижнекамска, Балакова, Волжского. Срединный регион стал ведущим в стране по автомобилестроению. Здесь получила развитие половина атомных городов. Выдающуюся роль Урало-Поволжья подтверждают показатели урбанизации: здесь половина российских городов-миллионеров и самая высокая доля населения, сосредоточенная в крупнейших (свыше 500 тыс. жителей) городах.
4. Возможные перспективы дальнейшего развития территориальной структуры
Завершение создания и
капитальный ремонт территориальной
структуры — одно из условий возрождения
России. Рационализация территориального
устройства — важный резерв ее развития.
Если Россия хочет существовать как
государство, ее власти должны уделить
серьезное внимание территориальному
устройству, его укреплением
Многое зависит от того, какую модель экономического развития удастся (или позволят?) реализовать России: с акцентом на сырьевых отраслях или же, наоборот, на высокотехнологичных производствах. У России есть большие возможности и для каждого из обоих направлений, и для их сочетания. При всех обстоятельствах, особенно принимая во внимание нынешнюю ситуацию, сырьевые отрасли в обозримом будущем — кормильцы России. Они дают основную продукцию на экспорт и валютную выручку. Поэтому будет продолжаться использование богатейших ресурсов Севера. Это предопределяет необходимость пристального внимания к Северу вообще, определение эффективной северной политики.
Север — это практически вся российская добыча алмазов, апатитов, кобальта, платиноидов, более 90% добычи природного газа, золота, меди, никеля, олова, лесопродуктов, улова рыбы. Производительность общественного труда в 2,7 раза выше среднероссийской. Север дает 60% валютных поступлений.
По некоторым данным, в месторождениях шельфа северных морей содержится до 80% запасов углеводородного сырья России. Добыча газа и нефти постоянно сдвигается на север, в районы с условиями, все более тяжелыми для жизни, особенно для приезжих. Поэтому все большее значение приобретает идея формирования Предсеверной контактной зоны. Располагаясь на подступах к Северу, эта зона выполнит роль плацдарма освоения северных районов и отчасти послужит местом переработки северного сырья. Эта очень важная структура в территориальном устройстве России в перспективе пройдет через всю страну от финской границы до Тихого океана. Ее осью станет Севсиб — вторая широтная Сибирская транспортная магистраль вместе с БАМом на востоке, Белкомуром и Баренцкомуром на Европейском Севере.
Предсеверная контактная зона выполнит три задачи:
1) освоения Крайнего Сeвepa;
2) освоения собственных богатств — очень значительных;
3) межконтинентального транзита.
В случае сооружения перехода
с материка на Сахалин (мостом
или тоннелем) и соединения тоннелем
Сахалина и Хоккайдо может
установиться грандиозный
На отдельных участках Предсеверная полоса уже сложилась или складывается вдоль существующих железных дорог (БАМ, Сургут—Нижневартовск, Хребтовая—Усть-Илимск). Магистраль пройдет в глубине территории, вдали от границы и помимо транзита обеспечит взаимодействие районов Ближнего Севера между собой.
Нарастающее значение должны приобрести приморские контактные зоны: Южно-Приморская (Владивосток, Находка, Восточный, Посьет, Зарубино), Балтийская (порты Северного и южного побережий Финского залива, объединенные Санкт-Петербургом), Северная (особое значение здесь принадлежит Мурманску, через который в течение всего года возможен непосредственный выход в океан), Черноморская (Анапа, Геленджик, Новороссийск, Туапсе, Сочи), Каспийская (Астрахань, Махачкала, Каспийск, Дербент), где пройдет трансконтинентальный коридор Север—Юг.
Предгорная контактная зона на стыке гор и равнин Северного Кавказа уже проявилась вполне отчетливо как полоса основной концентрации населения и хозяйства. Здесь расположены столицы северокавказских республик, знаменитые курорты, туристические районы.
Строительство трансконтинентальных транспортных магистралей, в котором заинтересовано и мировое сообщество, внесет существенные изменения в территориальную структуру России. Сибирь, которая оказалась в особенно невыгодном положении после распада СССР, удалившись от выходов в мировой океан, сможет получить новый выход через “Северное окно” благодаря Севсибу, Уральскому переходу, Баренцкомуру, Белкомуру и портам на Белом и Баренцевом морях (Мурманск, Архангельск, новый порт в устье Индиги и др.). О крупных ожидаемых сдвигах в территориальной структуре пишут сибирские экономисты и географы: “В перспективе на рубеже XХ и XXI веков в результате промышленного развития Сибири и приобретения ею новой роли в мировой экономической системе не просто произойдет развитие производительных сил Сибири, но и принципиально изменятся их размещение и территориальная организация. Если XX век стал веком формирования южного широтного экономического пояса вдоль Транссиба, то XXI в. станет периодом образования нового широтного экономического пояса, который будет простираться в пределах Ближнего Севера от Урала до Тихого океана вдоль новой железнодорожной магистрали, объединяющей Севсиб и БАМ”.
Развитие магистрализации
позволит эффективно, с большой экономической
выгодой для России использовать
ее межконтинентальное положение. Институт
экономики и организации
Перспективные сдвиги в территориальной структуре России
Заключение
В заключение отметим следующее.
Современное экономическое
районирование России включает три
основных звена (таксономические единицы):
крупные экономические районы; районы
среднего звена – края, области,
республики; низовые районы – административно-
Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 – в Западном макрорегионе и 3 – в Восточном). Однако, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком – огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей). В то же время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими. В этой связи, примечательно разделение территории России на федеральные округа, с возможным планированием экономики страны по этим округам.
Хочется отметить, что
важным условием благополучия России,
ее безопасности и устойчивого развития
является рациональное территориальное
устройство. Наша страна нуждается
в прочной пространственной конструкции,
обеспечивающей условия нормального
существования и благоприятную
среду жизнедеятельности людей,
функционирование территориальных
социально-экономических
Рыхлая территориальная структура способствует центробежным силам, сепаратизму, чревата распадом страны, в то время как рационализация территориальной структуры увеличивает заключающийся в ней потенциал скрепления частей страны в единое целое, формирует единые пространства — экономическое, культурное, научное.
Список литературы
1 Морозов Региональная экономика. Учебник. Гриф МО РФ. – М.: Юнити, 2004. – С. 31