Экономический потенциал таможенной территории в районе сухопутной границы РФ с Украиной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:22, реферат

Краткое описание

Таможенную территорию РФ составляет единая территория РФ, которая включает в себя сухопутную территорию РФ, территориальные и внутренние воды, а также воздушное пространство над ними. Сухопутная территория РФ – является вся суша, находящаяся в пределах границы. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод РФ, воды портов, заливов, бухт, берега которых исторически принадлежат РФ, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся воды заливов, бухт, морских проливов исторически принадлежащих РФ, а также воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат РФ. Территориальные воды – это прилегающие к сухопутной территории или внутренним водам морской пояс шириной 12 морских миль. Воздушную территорию РФ составляет воздушное пространство, находящееся в пределах ее сухопутных и морских границ

Содержание

Введение………………………………...………………………………………….
1 Сущность региональной экономики и ее территориальные особенности….
2 Характеристика экономического потенциала………………………………….
3 Развитие в рамках СНГ…………………………………………………...……..
4 Товары в таможенном деле и их перемещение через таможенную границу..
5 Анализ внешнеэкономических связей Украины с Россией……………….….
6 Экономическое развития………………………………………………….…….
7 Межрегиональное и приграничное сотрудничество Украины и России……
8 Понятие налога и налоговой системы………………………………………….
9 Таможенные проблемы в Украине……………………………………………..
Заключение……………………………………....…………………….…………..
Литература ………………………...………….………………………

Вложенные файлы: 1 файл

эк.потенциал там.терр.РФ.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

 Никто не может быть  лишен права или ограничен  в праве на ввоз в Украину и вывоз из Украины товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных в ТК Украины и других законодательных актах Украины.

 В законах Украины могут предусматриваться определенные ограничения в отношении реализации права на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств для защиты общественного порядка и нравственных устоев общества.

 Осуществление гражданином  права на ввоз и вывоз товаров  и транспортных средств не  должно нарушать права и свободы других лиц.

 Запреты на ввоз  и вывоз отдельных товаров. В ТК Украины установлены ограничения, по которым может быть запрещен ввоз в Украину и вывоз из нее сдельных товаров и транспортных средств. К ним, в частности, относятся: соображения государственной безопасности, защита государственного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений и др.

 Перечень оснований  для запрещения ввоза в Украину  и вывоза из Украины товаров  и транспортных средств является  открытым. Он может быть изменен  или дополнен на основании законодательных актов и международных договоров Украины.

 Товары, ввоз и/или  вывоз которых запрещен, подлежат  незамедлительному вывозу или  возврату. При невозможности вывоза  или возврата товары передаются  на хранение на склады временного  хранения, владельцами которых являются украинские таможенные органы. Предельный срок их хранения на складах временного хранения составляет трое суток. Расходы по вывозу и возврату товаров и транспортных средств несет лицо, перемещающее товары, либо перевозчик.

 Ограничения на ввоз  и вывоз товаров. Наряду с полным  запретом в отношении ввоза  и вывоза из товаров и транспортных  средств могут применяться различные  ограничения. Так, законодательство  устанавливает ограничения исходя  из соображений экономической  политики, выполнения международных обязательств, защиты экономической основы собственного суверенитета, защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы украинских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям.

 При установлении таких  ограничений ввоз и вывоз товаров  и транспортных средств, подпадающих  под их действие, производится  таможенными органами только  при условии соблюдения требований, установленных законодательством и международными договорами. В частности, установлены ограничения на ввоз и вывоз ряда товаров, включая ядерные материалы.

 Право выбора таможенного  режима. Перемещение товаров через  таможенную границу может осуществляться  только в соответствии с предусмотренными ТК и другими законодательными актами правилами — так называемыми таможенными режимами.

 Таможенный режим представляет  собой совокупность условий, определяющих  статуе товаров, перемещаемых через  таможенную границу. Такие условия касаются порядка оформления товаров, взимания таможенных платежей и предоставления льгот, определения пределов прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в их владении товарами и транспортными средствами, ввезенными на территорию Украины, следующими транзитом или вывозимыми за ее пределы, а также ряда других вопросов.

 Право выбора таможенного  режима предоставлено лицу, перемещающему  товары. По его заявлению один  таможенный режим может быть  заменен другим. При выборе режима  подлежат учету назначение и характер товара, цели его ввоза или перспективы дальнейшего использования, условия, на которых он закупается, и некоторые другие обстоятельства.

 Обеспечение сохранности  товаров. При осуществлении таможенных  операций таможенные органы обязаны обеспечить сохранность поступающих к ним товаров и транспортных средств.

 Общим для всех таможенных  режимов является правило об  освобождении от ответственности  за несобранность товаров, если это вызвано аварией или непреодолимой силой. Исключается такая ответственность за недостачу товаров, образовавшуюся в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях их транспортировки и хранения.

 Определенность места  и времени пересечения таможенной границы. Пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Украины допускается в местах, определяемых таможенными органами Украины, и во время их работы. В иных местах и вне времени работы таможенных органов, товары и транспортные средства могут пересекать таможенную границу только по согласованию с таможенными органами.

 Условный выпуск товаров. Суть его состоит в передаче  таможенными органами товаров  и транспортных средств после  их таможенного оформления в  распоряжение лица, сопряженной  для этого лица с обязательствами  соблюдения установленных ограничений, требований или условий. Условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми такие льготы предоставлены. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных ТК и иными актами законодательства Украины.

5 Анализ внешнеэкономических связей Украины с Россией

Экономическое состояние любой страны мира во многом определяется объемом и структурой ее внешнеторговых связей. Этот фактор является доминантным и для Украины, поскольку в условиях устоявшегося сокращения внутреннего спроса на промышленную продукцию внешняя торговля практически осталась единым весомым фактором оздоровления национальной экономики и источником поступления валютных ресурсов. Значимость и благополучие внешнеторговой сферы Украины, в первую очередь, зависит от состояния торговли с Россией – нашим традиционным и наибольшим торговым партнером. За первое десятилетие XXI века внешнеторговые взаимоотношения Украины и России были, в основном, переведены на общепринятые в мировой торговле принципы таможенного регулирования, но с весьма существенной асимметрией налогообложения в национальных законодательствах. В течение 2001-2006 гг. объемы внешней торговли товарами между Украиной и Россией постоянно росли. (в 2005 г. товарооборот составлял $11,0 млрд., в 1995 г. – $13,9 млрд., в 1996 г. – $14,4 млрд.). Но на фоне эйфории по этому случаю невозможно не учитывать факт непаритетного товарообмена между странами. Так, если за период 2005-2006 гг. экспорт товаров в Россию увеличился в 1,2 раза, то импорт русских товаров вырос в 1,4 раза, вследствие чего отрицательное сальдо внешнеторгового баланса в торговле товарами увеличилось на $1,5 млрд.

Естественное развитие межгосударственного товарообмена было прервано в результате введения в мае 2006 г. ввозных пошлин на сахар и подакцизные товары, а с 1 сентября – НДС на все товары украинского происхождения. Это означало лишение Украины режима наибольшего благоприятствования и перевод торгового режима на двухстороннюю основу, при которой НДС на импорт взимается обеими сторонами.

После внедрения этих дискриминационных мер во внешней торговле Украины и России наблюдался обвальный спад объемов экспортно-импортных операций, о чем воочию свидетельствуют данные табл. 2.1. Лишь с 2006 года наметилась тенденция незначительного увеличения внешнеторгового оборота между странами. Анализ динамики внешнеторговых взаимоотношений Украины с Россией за 2005-2006 гг. позволяет сделать вывод об устоявшемся уменьшении удельного веса России в общем объеме украинского товарообмена c 45% до 30,2%, в том числе в отрасли экспорта – с 38,7% до 22,6%. Внешнеторговый оборот товарами и услугами с Российской Федерацией в 2006 г. составил $11,7512 млрд. (или почти треть внешнеторгового оборота Украины), в том числе экспорт – $5741 млрд., импорт – $6010,2 млрд.

 

Наименование

2001

2002

2003

2004

2005

2006

1999 к 2000

2002 к 2003

2003 к 2004

2004 к 2005

2005

к 2006

Внешнеторговый оборот, всего

18,0

15,0

12,5

10,4

11,57

11,75

83,3

83,3

83,2

111,3

101,6

Товары

14,4

11,5

10,0

8,0

9,34

9,49

80,3

86,2

80,0

116,8

101,6

Услуги

3,6

3,5

2,5

2,4

2,23

2,26

97,2

71,4

96,0

92,9

101,3

Экспорт, всего

8,9

6,9

5,1

4,6

5,57

5,74

77,5

73,9

90,2

121,1

103,1

Товары

5,6

3,7

2,9

2,4

3,52

3,68

66,8

78,0

82,8

146,7

104,5

Услуги

3,3

3,2

2,2

2,2

2,05

2,06

97,0

68,8

100,0

93,2

100,5

Импорт, всего

9,1

8,1

7,4

5,8

6,0

6,01

89,0

91,4

78,4

103,4

100,2

Товары

8,8

7,8

7,1

5,6

5,82

5,81

88,9

90,1

78,9

103,9

99,8

Услуги

0,3

0,3

0,3

0,2

0,18

0,2

100,0

100,0

66,7

90,0

111,1

Баланс, всего

-0,2

-1,2

-2,3

-1,2

-0,43

-0,27

-

-

-

-

-

Товары

-3,2

-4,1

-4,2

-3,2

-2,3

-2,13

-

-

-

-

-

Услуги

+3,0

+2,9

+1,9

+2,0

+1,87

+1,86

-

-

-

-

-


 

Таблица 2.1 – Внешняя торговля Украины и России в 2005-2006 гг. ($млрд.)

Объем внешней торговли товарами с Россией увеличился сравнительно с 2005 г. на $152,5 млн. (1,6%) и составил $9,493 млрд. При этом экспорт увеличился на $163,9 млн. (4,7%) и составил $3,6795 млрд., импорт уменьшился на $11,4 млн. (0,2%) и составил $5,8135 млрд. Отрицательное сальдо сократилось на 7,7% и составило $2,134 млрд. Коэффициент покрытия импорта экспортом во взаимоотношениях с Российской Федерацией равнялся 0,633. В общем объеме товарной структуры украинского экспорта в Россию наибольший удельный вес в течение 2005–2006 гг. имеют неблагородные металлы и изделия из них – 25,4% в 2000 г., 23,4% – в 2006 г. Это дает основание говорить об определенной моно культурности, которая повышает уязвимость страны в сфере внешнеэкономических связей.

Устоявшимся спросом на внутреннем российском рынке в 2000-2006 гг. пользовалась продукция машиностроительного комплекса: машины и оборудование, механизмы, электротехническое оборудование, воспроизводительная аппаратура, телеаппаратура и т. п. (15,97% в 2000 г., 20,3% – в 2006 г. На протяжении 2000-2006 гг. Российская Федерация продолжала оставаться наибольшим рынком сбыта товаров пищевой промышленности Украины — сахара, изделий из мяса и рыбы, этилового спирта, продукции мукомольного производства, алкогольных и безалкогольных напитков, табака и т. п. (16,08% в 2000 г., 9,2% товарной структуры экспорта в 2006 г. Практически не претерпел изменений объем экспорта продукции агропромышленного комплекса Украины в Россию (7,05% в 2005 г., 8.6% – в 2006 г.. Это в основном – живые животные, мясо и пищевые субпродукты, рыба и рыбопродукты, молоко, молочные продукты и яйца, другие продукты животного происхождения.

В 2005-2006 гг. продолжала пользоваться спросом на российском рынке продукция химической и связанных с нею отраслей промышленности: продукты неорганической химии, органические химические соединения, фармацевтические продукты (включая медикаменты, удобрения, дубильные экстракты и красители, эфирные масла и эссенции, моющие средства, белковые вещества и тому подобное). В 2000 г. – 8,92%, в 2006 г. – 8,3%.

Таким образом, основными группами товарной структуры украинского экспорта в Россию являются: продукция металлургической и химической промышленности, машины и механизмы, продовольствие, руды,

Рисунок 2.5 – Структура экспорта Украины в Россию в 2006 году

минеральные продукты, древесина, бумага, целлюлоза, стройматериалы из камня и гипса, продукция легкой промышленности. Следует подчеркнуть, что структура украинского экспорта в 2006 г. была более совершенной по сравнению со структурой русского экспорта, потому что состояла из продукции глубокой или достаточно глубокой переработки (Рис.2.5). 

Российская Федерация остается важнейшим партнером Украины по торговле услугами. Общий объем экспорта услуг в Российскую Федерацию за 2006 год составил $2,0615 млрд. и увеличился по сравнению с 2005 годом на 0,6%. Наибольший удельный вес имели транспортные услуги – 90,7%. Рисунок 2.6 – Структура импорта Украины из России в 2006 году

Увеличение экспорта услуг сравнительно с 2005 годом состоялось, в основном, за счет железнодорожного транспорта – на $26,7 млн. (на 31,9%), услуг по ремонту – на $12 млн. (на 28,5%), связи – на $6,9 млн. (на 14,3%), различных деловых, профессиональных и технических услуг – на $6,2 млн. (на 13,8%). Одновременно сократились объемы предоставления услуг трубопроводного транспорта – на $47,8 млн. (на 2,8%), морского транспорта – на $9,7 млн. (на 16,4%). Что касается российского экспорта в Украину, то следует подчеркнуть, что на 80-85% он состоял из товаров сырьевого характера и товаров с низкой степенью переработки (Рис. 2.6).

В структуре общего ввоза из России больше чем три четверти составляют энергоносители (газ, нефть, нефтепродукты и т.п.), а с учетом машиностроительной, химической, горнорудной и металлургической промышленности, древесины и деревообработки, удельный вес продукции, которая принадлежит к сфере производственно-промышленного импорта и направляется на удовлетворение потребностей отечественного производства, составляет почти 90% .

Отсюда можно сделать очевидный вывод: импорт из России имеет жизненно важное значение для Украины, и его уменьшение без существенной структурной перестройки отечественной экономики может привести к коллапсу в народнохозяйственном комплексе государства. В то же время экспортные поставки в Россию предоставляют возможность удержаться «на плаву» украинской промышленности, выплачивать налоги и зарплату, обеспечить процесс воссоздания тысячам предприятий, которые не смогли бы реализовать свою продукцию на внутреннем рынке.

Импорт российских товаров в Украину за 2000 - 2005 г. также уменьшился, но на значительно меньший порядок, чем украинский экспорт в Россию: в 2004 г. соответственно на 11,1% и 33,2%, в 1998 г. – 9,9% и 22% и только в 2005 г. – на 17,2% и 21,1%. Основная причина уменьшения украинского импорта русских товаров – значительное сокращение валютной выручки от уменьшенного экспорта в Россию, а более медленные темпы снижения объясняются необходимостью сберечь любой ценой жизненно важные объемы критического импорта. Лишь, начиная с 2006 года, наметилась тенденция незначительного увеличения русского импорта в нашу страну. Структура импорта российских товаров за 2000-2006 гг. ухудшилась: вырос с 45,8% до 58% удельный вес энергоносителей, увеличился с 1,3% до 2,4% удельный вес той готовой продукции, которую должен был бы производить реальный сектор экономики Украины, при этом удельный вес продукции высоких технологий, который мог бы содействовать модернизации украинского производства, наоборот, уменьшился с 13,7% до 11,5%.

Информация о работе Экономический потенциал таможенной территории в районе сухопутной границы РФ с Украиной