Экономический потенциал таможенной территории в районе сухопутной границы РФ с Украиной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:22, реферат

Краткое описание

Таможенную территорию РФ составляет единая территория РФ, которая включает в себя сухопутную территорию РФ, территориальные и внутренние воды, а также воздушное пространство над ними. Сухопутная территория РФ – является вся суша, находящаяся в пределах границы. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод РФ, воды портов, заливов, бухт, берега которых исторически принадлежат РФ, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся воды заливов, бухт, морских проливов исторически принадлежащих РФ, а также воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат РФ. Территориальные воды – это прилегающие к сухопутной территории или внутренним водам морской пояс шириной 12 морских миль. Воздушную территорию РФ составляет воздушное пространство, находящееся в пределах ее сухопутных и морских границ

Содержание

Введение………………………………...………………………………………….
1 Сущность региональной экономики и ее территориальные особенности….
2 Характеристика экономического потенциала………………………………….
3 Развитие в рамках СНГ…………………………………………………...……..
4 Товары в таможенном деле и их перемещение через таможенную границу..
5 Анализ внешнеэкономических связей Украины с Россией……………….….
6 Экономическое развития………………………………………………….…….
7 Межрегиональное и приграничное сотрудничество Украины и России……
8 Понятие налога и налоговой системы………………………………………….
9 Таможенные проблемы в Украине……………………………………………..
Заключение……………………………………....…………………….…………..
Литература ………………………...………….………………………

Вложенные файлы: 1 файл

эк.потенциал там.терр.РФ.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Общий объем импорта услуг из Российской Федерации за 2006 год составил $196,7 млн. и увеличился по сравнению с 2005 годом на 7,7%. Наибольший удельный вес имели: транспортные услуги (44%), услуги связи (26,7%), различные деловые, профессиональные и технические услуги (17,4%). Объемы импорта услуг возросли, в основном, за счет различных деловых, профессиональных и технических услуг – на $17,8 млн. (в 2,1 раза), услуг связи – на $4,3 млн. (на 8,9%). Тем не менее, уменьшились объемы полученных услуг морского транспорта – на $11,4 млн. долл. (в 4,7 раза), финансовых – на $1,5 млн. (в 3,3 раза), компьютерных – на $1,2 млн. (в 2,7 раза). Исследование причин, которые в течение последних лет негативно влияют на состояние двухстороннего торгово-экономического сотрудничества Украины с Россией, позволяет обнаружить такие основные факторы устоявшегося уменьшения объемов экспортно-импортных связей между обеими странами.

1) Изменения, в основном, негативные для Украины во внешнеторговой законодательной базе России (изъятие из режима свободной торговли примерно 180 наименований видов товаров, введение Москвой с 1 сентября 2000 года НДС на ввозимые из Украины товары и т.п.).

2) Высокий уровень бартеризации  товарообмена, который достигает до 40% от объема реализованной продукции, увеличение взаимной задолженности субъектов ведения хозяйства, при этом кредиторская задолженность в полтора раза превысила ВВП и по состоянию на 1 июля 2000 г. составляла 207,1 млрд. грн..

3) Усиление борьбы за  емкий российский рынок со  стороны стран дальнего зарубежья  и поражение в этой борьбе  Украины вследствие низшей конкурентоспособности  ее экспортной продукции. В результате  потери бывших ведущих позиций  на традиционных сегментах российского рынка доля Российской Федерации в общем объеме украинского экспорта уменьшилась с 38,7% в 1996 г. до 27,5% в 2006 г..

4) Промедление с фактической  реализацией Программы экономического  сотрудничества между Украиной  и Российской Федерацией на 1998-2007 гг. в полном объеме с российской стороны (так, из 66 мероприятий, которые необходимо было выполнить в 2004 г., фактически выполнено только 19).

Таким образом, для решения вопроса о расширении взаимных торговых процессов Украина и Россия должны максимально объединить усилия с целью создания качественно новой базы развития торговых отношений стран, основной прерогативой, которой должно стать восстановление и усиление потерянных Украиной позиций на емком российском рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Экономическое развития

Украина, как и все постсоветские страны, за годы независимости прошла этап поисков своего собственного, особенного пути экономического развития. По мнению экспертов, «системной ошибкой» таких поисков стало сочетание жестких административных мер управления и передачи в частную собственность некоторых предприятий и отраслей.

Однако на десятом году независимости стало очевидно, что путь «между социализмом и капитализмом» не только неэффективен, но и невозможен. Похоже, государство, наконец, осознало, что преодолеть перманентные экономические кризисы и занять достойное место в мировой экономической системе возможно, только следуя глобальным экономическим тенденциям.

Со времени обретения Украиной государственной независимости в экономике страны произошли коренные изменения, направленные на становление рыночной системы хозяйствования. Тем не менее, свыше одиннадцати лет рыночно направленной трансформации принесли очень скромные результаты, если речь идет о наращивании экономического потенциала государства, росте его международной конкурентоспособности, способности решать базовые социальные вопросы.

Вместо этого во многих аспектах произошло разрушение созданного в минувшее время потенциала развития. Чрезвычайно сложный путь украинских реформ во многом определяется ошибками в стратегии рыночных преобразований, приведшими к серьезным структурным диспропорциям, которые могут существенным образом сдерживать развитие страны в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Межрегиональное и приграничное сотрудничество Украины и России

Межрегиональное и приграничное сотрудничество является одной из наиболее динамичных и перспективных составляющих двухстороннего стратегического партнерства Украины и Российской Федерации.

          Правовая основа для развития этого направления заложена в таких нормативно-правовых документах как Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией от 1997 года, Договор между Украиной и Российской Федерацией о российско-украинской государственной границе от 2004 года, Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Правительством РФ о межрегиональном и приграничном сотрудничестве между Украиной и РФ от 2010 года, Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Правительством РФ о порядке пересечения российско-украинской государственной границы жителями приграничных районов Украины и РФ от 2010 года, Программа межрегионального и приграничного сотрудничества между Украиной и РФ на 2011-2016 годы, План мероприятий по реализации этой Программы, около 300 двухсторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве на региональном уровне.

Основными формами и инструментами межрегионального и приграничного сотрудничества между Украиной и РФ на данном этапе являются:

-двухстороннее сотрудничество в рамках Подкомиссии по межрегиональному и приграничному сотрудничеству Комитета по вопросам экономического сотрудничества Украинско-Российской межгосударственной комиссии;

-трансграничное сотрудничество в формате евро регионов;

-мероприятия международного характера (форумы, встречи, консультации) с участием представителей центральных и региональных органов власти, местного самоуправления, деловых и научных кругов Украины и РФ.

          Двухстороннее сотрудничество в рамках Подкомиссии по межрегиональному и приграничному сотрудничеству Комитета по вопросам экономического сотрудничества Украинско-Российской межгосударственной комиссии Подкомиссия по вопросам межрегионального и приграничного сотрудничества, заседание которой происходят на ежегодной основе, является на сегодняшний день одной из важных площадок для обсуждения актуальных вопросов повестки дня украинско-российского межрегионального диалога с целью придания ему более системного характера, а также определения приоритетных направлений взаимодействия на будущее.

Трансграничное сотрудничество в формате евро регионов. На украинско-российской границе успешно развиваются и функционируют четыре евро региона: "Слобожанину" (Харьковская область Украины и Белгородская область РФ), "Днепр" (Черниговская область Украины, Брянская область РФ и Гомельская область Белоруссии), "Ярославна" (Сумская область Украины и Курская область РФ), а также созданный в 2010 году евро регион "Донбасс" (Луганская и Донецкая области Украины и Ростовская область РФ). Такой формат сотрудничества позволяет, прежде всего, координировать совместные усилия и согласовывать мероприятия на уровне региональных органов власти, направленные на минимизацию различий в уровне социально-экономического развития приграничных территорий, а также способствует совершенствованию пограничной инфраструктуры и комплексному решению вопросов в сфере охраны окружающей среды, занятости населения.

         Мероприятия международного характера (форумы, встречи, консультации) с участием представителей центральных и региональных органов власти, местного самоуправления, деловых кругов Украины и РФ.

        Заметного импульса межрегиональному и трансграничному сотрудничеству придала встреча Президентов Украины и РФ с руководителями приграничных регионов обеих стран, состоявшаяся 21 апреля 2010 года в г. Харьков.

         Ее главными итогами стали договоренности об активизации взаимодействия в политической, экономической, военно-технической, гуманитарной сферах, прежде всего по урегулированию проблемных вопросов приграничного сотрудничества, Азово-Керченской проблематике, пребыванию Черноморского флота РФ на территории Украины.

Следующим этапом, выведшим сотрудничество территориальных структур Украины и РФ на новый уровень путем более активного участия в нем не только приграничных, но и других регионов двух стран, стала организация ежегодных украинско-российских межрегиональных экономических форумов под патронатом Президентов Украины и РФ.

По итогам работы был подписан ряд важных документов, направленных на повышение прозрачности границ и сближение регионов, создание максимально комфортных условий для ведения торговли, в том числе реализации инфраструктурных проектов, оказание содействия в усилении взаимодействия в сфере образования, здравоохранения, информационных технологий, энергетики и агропромышленного комплекса. Одним из таких документов, направленных, прежде всего, на обеспечение потребностей граждан в быстром и комфортном пересечении границ, стало Межправительственное соглашение о порядке пересечения украинско-российской государственной границы жителями приграничных регионов Украины и Российской Федерации, предусматривающее упрощение этой процедуры. Оно касается жителей Крыма, Донецкой, Луганской, Сумской, Харьковской, Черниговской областей Украины и Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей, Краснодарского края России. Реализация Соглашения позволяет жителям приграничных регионов одной страны находиться на приграничных территориях другой без регистрации и заполнения миграционной карты на период до 90 дней с момента въезда.

Дополнительным форматом для обсуждения актуальных вопросов двухстороннего межрегионального взаимодействия и перспектив его расширения стали так называемые "кустовые" форумы и экономические миссии с участием представителей органов власти и бизнеса отдельных регионов Украины и РФ.

Значение этого визита обусловливается важным экономическим потенциалом посещенных субъектов РФ, а также неиспользуемыми возможностями для взаимодействия, существующими сегодня во многих сферах украинской и российской экономик, в частности в нефтегазовой промышленности, машиностроении, лесопромышленности и сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей промышленности.

Существенным вкладом в укрепление прямых контактов с органами местной власти и представителями деловых кругов субъектов Российской Федерации стали региональные поездки Посла Украины в РФ, в том числе с привлечением представителей украинского бизнеса, заинтересованных в развитии сотрудничества на российском направлении.

В контексте расширения географии украинско-российского межрегионального сотрудничества большое внимание уделяется Посольством и другим формам углубления взаимного интереса в двухстороннем взаимодействии. Так, 30 мая 2013 года в Посольстве Украины в Российской Федерации состоялась презентация социально-экономического потенциала Винницкой области, ставшая важным имиджем мероприятием на территории России, направленным на ознакомление российской аудитории с инвестиционным потенциалом Винни чины, опытом работы инвесторов, работающих на ее территории, возможными направлениями экономического и инвестиционного сотрудничества. В планах диппредставительства представить и другие регионы Украины: готовность сотрудничать в этом направлении уже выразили Луганская, Кировоградская и Житомирская области.

Анализ украинско-российского экономического сотрудничества свидетельствует, что большая часть товарооборота формируется за счет межрегионального сотрудничества. Децентрализация торгово-экономических отношений и характерная для межрегионального уровня атмосфера принятия решений, лишенная влияния общеполитической конъюнктуры, создают благоприятные условия для наращивания торгово-экономических мощностей.

В 2012 году лидерами двухстороннего взаимодействия, на долю которых приходится около 86% общего товарооборота, стали с украинской стороны - Киев, Харьковская, Донецкая, Днепропетровская, Луганская, Запорожская, Киевская области, с российской - Москва, Санкт-Петербург, Белгородская, Московская, Тюменская, Ростовская, Самарская области. Такая география участников двухстороннего межрегионального сотрудничества поясняется, прежде всего, близостью экономических партнеров, тесной взаимозависимостью промышленного производства, регистрацией основной группы товаров в пограничных таможенных пунктах, размещением центральных офисов отдельных компаний в столицах двух государств.

В последнее время заинтересованность в налаживании эффективных взаимовыгодных связей демонстрируют отдаленные регионы Украины и РФ. Среди них с украинской стороны Львовская, Николаевская, Ивано-Франковска, Винницкая, Житомирская, Закарпатская, Черновицкая области, Автономная Республика Крым, с российской - Новосибирск, Липецк, Ульяновск, Ивановская, Воронежская, Архангельская области, республики Татарстан и Башкортостан, Краснодарский и Ставропольский края.

Использование потенциала межрегионального сотрудничества и в дальнейшем будет оставаться одной из приоритетных задач украинско-российских отношений. Среди перспективных направлений деятельности в сфере межрегионального сотрудничества отдельного внимания могут заслуживать следующие:

-совершенствование и расширение действующей нормативно-правовой базы между административно-территориальными единицами Украины и субъектами РФ с учетом новых социально-экономических условиях, достигнутых результатов, подготовленных протоколов к действующим соглашениям;

-разработка общих подходов по вопросам законодательного и нормативно-правового обеспечения приграничного сотрудничества, прежде всего в формате евро регионов, продолжение решения вопросов гармонизации законодательной базы Украины и РФ по вопросам приграничной торговли;

-разработка и внедрение правового, экономического и организационного механизмов выравнивания и стимулирования устойчивого развития регионов;

-укрепление прямых кооперационных связей между заинтересованными хозяйствующими субъектами Украины и РФ;

Информация о работе Экономический потенциал таможенной территории в районе сухопутной границы РФ с Украиной