Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:50, курсовая работа
В ходе разработки курсовой работы были осуществлены следующие работы: дана характеристика природных ресурсов землепользования; рассмотрена классификация природных ресурсов; изучен мониторинг земель сельскохозяйственного землепользования в условиях Тюменской области; установлены все виды и объемы загрязнений от объектов негативного воздействия на окружающую среду; рассчитана экономическая оценка ущерба от деградации почв, от загрязнения земель химическими веществами, от захламления участков; разработаны проектные предложения по снижению экологической напряженности природных ресурсов; установлены режимы использования земель в границах экологических зон; разработан комплекс мероприятий по инженерной защите для сохранения природного потенциала природных ресурсов.
Введение
Классификация и характеристика природных ресурсов
Общая классификация природных ресурсов
Характеристика природных ресурсов объекта исследования
Общие сведения
Природно-климатические условия
Земельные ресурсы
Водные ресурсы
Растительность
Животный мир
Минерально-сырьевые ресурсы
Мониторинг земель
Теоретические основы мониторинга земель
Мониторинг земель сельскохозяйственного землепользования в условиях Тюменской области
Характеристика использования природных ресурсов
Установление видов и объема загрязнений от объектов негативного воздействия на окружающую среду
Экономическая оценка ущерба от загрязнения земель
Экономическая оценка ущерба от деградированных почв и земель
Экономическая оценка ущерба земель от загрязнения химическими веществами
Экономическая оценка ущерба от захламления земель
Расчет потерь и убытков от захламления земельных участков
Проектные предложения по снижению экологической напряженности земель
Установление режима использования земель в границах экологических зон
4.2 Инженерная защита по сохранению природного потенциала природных ресурсов
Заключение
Список использованной литературы
Прогнозная производительность водозаборов района составляет 0, 1-1 тыс. м3/сут., а на небольших по площади участках повышенной водообильности вблизи населенных пунктов Бердюжье, Полозаозерье, Пеганово, достигает 1-3 тыс. м3/сут.
Водовмещающими породами являются в основном тонко- и мелкозернистые, часто глинистые, пылеватые пески куртамышских (черталинских) и туртасских отложений. Кровля водоносных песков горизонта находится на глубинах 50-110 м. Горизонт напорный, величина напора составляет 40-105 м. Дебиты скважин преимущественно изменяются от 50 до 150 м3/сут., в пределах водообильных участков 150-300 м3/сут.
По химическому составу, в пределах выделенных участков, пресные воды гидрокарбонатные кальциево-магниевые, с минерализацией 0, 6-1,0 г/л и гидрокарбонатные натриевые. Воды повышенной минерализации (солоноватые) хлоридные натриевые, хлоридные кальциево-магниевые, реже сульфатные со смешанным катионным и анионным составом и минерализацией 1, 5-3 и более 3 г/л.
По отдельным компонентам, таким как общее железо, реже марганец, в воде наблюдается превышение ГОСТа 2874-82 «Вода питьевая» в 2-7 раз. В воде отмечается недостаток фтора. В бактериологическом отношении воды здоровые.
В настоящее время в Бердюжском районе отсутствуют разведанные по промышленной категории месторождения подземных вод. По данным геофизической съемки выделено 35 линз пресных подземных вод, ориентировочные суммарные запасы которых составляют 21,7 тыс. м3/сут.
На 3-х из них проведено поисково-разведочное бурение.
Эксплуатация подземных вод осуществляется артезианскими скважинами, которых в настоящее время в районе насчитывается около 20.
Сведения об участках подземных пресных вод имеются.
На территории района выявлено 3 месторождения кирпичных глин (рисунок 1. 15), 2 месторождения сапропеля и 36 месторождений торфа.
Рисунок 1.15 – Минеральные ресурсы района
Бердюжское месторождение глины эксплуатировалось с 1958 года Бердюжским кирпичным заводом и в настоящее время в основном выработано, частью застроено.
Запасы сапропеля в районе составляют 8892 тыс. м3. Сапропель карбонатного, силикатного вида; содержание окиси кальция 11,5-16,2%. Сапропель может использоваться как кремнеземистое или органическое удобрение и для известкования кислых почв.
Промышленной разработки месторождений не ведется.
Запасы торфа в районе составляют 54588 тыс. м3 (9694 тыс. т) при 40% -ной влажности. Само крупное месторождение – Щучье Займище – расположено в 2, 0 км западнее д. Крашенево. Промышленная площадь его 1651 га, средняя мощность 0, 92м. Общие разведанные запасы составляют 15173 тыс. м3 (3236 тыс. т).
Торф в основном низинный, степень его разложения достигает 55% и зольность 40,7% (месторождение Стригуново), может использоваться для улучшения структуры почв и в качестве органической минеральной подкормки.
Во второй половине 50-х годов и в 70-тые годы на территории района проводились поисковые работы на нефть и газ. Было установлено широкое развитие в юрских и неокомских отложениях минеральных хлоридных натриевых вод с повышенным содержанием йода, представляющих интерес для бальнеологии.
Недостаточно развитая инфраструктура территории района не благоприятствует более интенсивному и эффективному использованию минеральных ресурсов.
Несущая способность грунтов от 1-3 до 5-6 кг/см2 позволяет вести производственное и гражданское строительство. В населенных пунктах, где уровень грунтовых вод высок, глубина заложения фундаментов не менее расчетной глубины промерзания грунтов. В целом территория района пригодна для строительства за исключением заболоченных участков. При выборе площадок под строительство объектов необходимо производить детальные инженерно-геологические изыскания.
Мониторинг – это система наблюдений, оценки и прогнозирования, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности. Прежде всего это мониторинг антропогенных загрязнений наряду с отрицательным влиянием на природу человека. Может в результате хозяйственной деятельности оказывать и положительное влияние. Часто плачевные результаты хозяйственной деятельности возникают из благих намерений. Чтобы такого не произошло необходимо изучать окружающую среду, прогнозировать ее возможные изменения, как в лучшую, так и в худшую сторону.
Мониторинг включает в себя следующие основные практические направления (рисунок 2.1):
Рисунок 2.1 – Система мониторинга
Цель мониторинга: создание основы для защиты окружающей среды и содействие формированию высокопродуктивной системы «человек-природа».
В состав мониторинга входят:
Наблюдения могут
Классификация систем мониторинга
Общегосударственную службу наблюдений и контроля за уровнем загрязнения окружающей среды можно разделить на три подсистемы:
Основная сеть пунктов наблюдения биологического мониторинга должна быть сосредоточена в местах большой концентрации населения и в районах наиболее активной его деятельности. Она должна контролировать основные линии связи человека с окружающей средой.
Важное значение имеет также мониторинг концерогенных веществ. Он должен и может способствовать снижению концентрации их значений в населенных пунктах и промышленных зонах до их значений близких к фоновым, и тем самым способствовать снижению заболеваемости раком.
Исключительное значение в настоящее время приобретает учет и исследование воздействия искусственных мутагенных факторов. Мутагенными являются не только химические вещества, но и радиация и биологические факторы. Мутагены поражают самое драгоценное, что созданно эволюцией живой материи – генетическую программу человека, а также генофонды популяций всех видов животных, растений, бактрий и вирусов, населяющих биосферу. Каждый биологический вид неповторим. Он хранит информацию филогенетического развития, расшифровка которой имеет огромное значение.
Мониторинг должен обеспечивать
постоянное получение информации об
условиях среды обитания человека и
биологических объектов, о функциональной
целостности экосистем, а также
создавать условия для
Мониторинг природных ресурсов является составной частью единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Данная система была создана в 1993г.постановлением правительства РФ №1229 с целью информационного обеспечения управления и области охраны окружающей сред, рациональное использование природных ресурсов, обеспечения экологического безопасности устойчивого развития страны и ее регионов, ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистемы, природных ресурсов, источниках антропогенного воздействия. В настоящее время ведение ЕГСЭМ осуществляется на основании приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 9.02.1995г. «Об утверждении положения о единой государственной системе экологического мониторинга». Единая государственная система экологического мониторинга представлена на схеме 2.2.
Рисунок 2.2 – Структура ЕГСЭМ
Цели ЕГСЭМ:
Основной целью ЕГСЭМ, а также ее отдельных целевых систем и функциональных подсистем, является своевременное обеспечение органов государственной власти и государственного управления достоверной информацией, позволяющей при подготовке и принятии решений.
- Оценить санитарно-гигиенические и экологические показатели состояния отдельных природных сред, природных и природно-техногенных объектов (ресурсов), среды обитания человека, а также природной среды в целом;
- выявить динамику, направление, масштабы и причины изменения этих показателей, а также оценить угрозу таких изменений здоровью человека, социально-экономической системе и живой природе;
- определить корректирующие меры и средства предотвращения экологической угрозы, бедствий, чрезвычайных экологических ситуаций, и повышение уровня экологической безопасности населения.
Основные задачи ЕГСЭМ:
- проведение с определенным пространственным и временным разрешением наблюдений за изменением состояния окружающей среды и экосистемами, а так же источниками антропогенного воздействия;
- проведение оценок состояния окружающей среды экосистем территории страны и источников антропогенного воздействия;
- прогнозирование состояния окружающей среды, экологической обстановки на территории России, и ее регионов уровней антропогенного воздействия при различных условиях размещения производственных сил, социальных и экономических сценариев развития страны и ее регионов.
В ЕГСЭМ выделяются базовые и специальные подсистемы мониторинга, а так же подсистемы обеспечения функционирования системы в целом.
Базовая подсистема – создается на основе служб наблюдения состояния природной среды и природных ресурсов. Федеральный орган исполнительной власти осуществляющих мониторинг состояния атмосферы, водных объектов, мониторинг недр, земли наземной флоры и фауны, лесов и источник антропогенного воздействия.
Специализированная подсистема – функционируют на базе служб наблюдения федеральных органов исполнительной власти и осуществляют мониторинг: