Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:50, курсовая работа
В ходе разработки курсовой работы были осуществлены следующие работы: дана характеристика природных ресурсов землепользования; рассмотрена классификация природных ресурсов; изучен мониторинг земель сельскохозяйственного землепользования в условиях Тюменской области; установлены все виды и объемы загрязнений от объектов негативного воздействия на окружающую среду; рассчитана экономическая оценка ущерба от деградации почв, от загрязнения земель химическими веществами, от захламления участков; разработаны проектные предложения по снижению экологической напряженности природных ресурсов; установлены режимы использования земель в границах экологических зон; разработан комплекс мероприятий по инженерной защите для сохранения природного потенциала природных ресурсов.
Введение
Классификация и характеристика природных ресурсов
Общая классификация природных ресурсов
Характеристика природных ресурсов объекта исследования
Общие сведения
Природно-климатические условия
Земельные ресурсы
Водные ресурсы
Растительность
Животный мир
Минерально-сырьевые ресурсы
Мониторинг земель
Теоретические основы мониторинга земель
Мониторинг земель сельскохозяйственного землепользования в условиях Тюменской области
Характеристика использования природных ресурсов
Установление видов и объема загрязнений от объектов негативного воздействия на окружающую среду
Экономическая оценка ущерба от загрязнения земель
Экономическая оценка ущерба от деградированных почв и земель
Экономическая оценка ущерба земель от загрязнения химическими веществами
Экономическая оценка ущерба от захламления земель
Расчет потерь и убытков от захламления земельных участков
Проектные предложения по снижению экологической напряженности земель
Установление режима использования земель в границах экологических зон
4.2 Инженерная защита по сохранению природного потенциала природных ресурсов
Заключение
Список использованной литературы
Территориальные подсистемы
ЕГСЭМ формируется в субъектах
РФ по унифицированным
Данные, полученные всеми звеньями территориального уровня ЕГСЭМ собираются в специализированных центрах базовых и специализированных подсистем на данной территории, функционирующих на единой организационной, методической и информационной основе.
Данные для обеспечения
информационных систем
(регионального) уровня передаются в соответствующие федеральные (региональные) центры указанных подсистем.
Обобщение информации, получаемой территориальными центрами базовых и специальных подсистем, осуществляется по данной территории в информационно-аналитических центрах территориальных органов Минприроды России по согласованию с территориальными (региональными) подразделениями федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих функционирование ЕГСЭМ.
Для оценки антропогенного воздействия объектов хозяйственной деятельности организуются системы мониторинга источников воздействия на окружающую природную среду и зон их непосредственного влияния, осуществляющие свое функционирование в рамках соответствующих базовых и специализированных подсистем ЕГСЭМ [1].
Системы мониторинга
источника воздействий
средств субъекта хозяйственной деятельности, который обеспечивает их регламентное функционирование.
Региональный уровень ЕГСЭМ может быть образован для решения задач экологического мониторинга, носящих региональный характер, с определением территориальных подсистем ЕГСЭМ, участвующих в формировании региональной системы. Целесообразность создания регионального уровня ЕГСЭМ определяется:
- необходимостью оценки состояния природных объектов, анализа
природных процессов и экологически неблагоприятных явлений, когда их
границы не совпадают с границами субъектов Российской Федерации;
- сложившейся структурой территориальных (региональных) органов ряда ведомств;
- целесообразностью создания мощных, региональных функциональных центров, способных обслуживать ряд субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне ЕГСЭМ выполняет следующие основные
функции:
- обобщение информации, получаемой на территориальном или
региональном уровнях;
- обеспечение требуемого качества данных, получаемых на всех
уровнях ЕГСЭМ;
- информационное обеспечение управления в области охраны
окружающей природной среды и экологической безопасности, осуществляемого федеральными органами исполнительной и
представительной власти;
- информирование населения и общественности России об основных показателях, характеризующих экологическую обстановку на территории страны, и крупномасштабных тенденциях ее изменения;
- обеспечение функционирования подсистем экологического мониторинга, имеющих федеральное значение, а также специальных систем
мониторинга, не имеющих территориального и регионального уровней;
- обеспечение участия Российской Федерации в международных, в том числе, глобальных системах экологического мониторинга.
Сбор, хранение и анализ информации, поступающей от информационных звеньев базовых и специализированных подсистем
мониторинга территориального уровня, а также федеральных центров
специализированных подсистем, не имеющих территориального уровня,
осуществляется в информационно-управляющих федеральных центрах
соответствующих подсистем ЕГСЭМ, связанных между собой на единой
организационной, методической и информационной основе. Федеральный
информационно-аналитический центр Минприроды России осуществляет сводный анализ информации, передаваемой из информационно - управляющих центров соответствующих подсистем ЕГСЭМ федерального и территориального уровней в порядке, согласованном с федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающих функционирование ЕГСЭМ, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Обмен данными между информационными центрами подсистем ЕГСЭМосуществляется на принципе бесплатного доступа к данным мониторинга,полученным за счет бюджетных средств[2]
Основными подсистемами ЕГСЭМ и их функции рассмотрим в рисунок 2.3
Рисунок 2.3 - Основными подсистемами ЕГСЭМ и их функции
Министерство природных ресурсов РФ:
- федеральная служба по надзору природа – пользования – Росприрод. надзор осуществление в пределах своей компетенции мониторинга объектов животного мира уникальной экологии;
- федеральное агентство лесного хозяйства – осуществление государственного мониторинга лесов государственного учета лесного фонда и ведение государственного лесного кадастра;
- федеральное агентство водного хозяйств – осуществление государственного мониторинга водных объектов государственного учета поверхностных и подземных вод и их использование порядке установленном законом РФ.
2. Министерство сельского хозяйства РФ:
- федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору – осуществление функций по контролю и надзору в сфере ветеринарии и защиты растений использование пестицидов и агрохимиков обеспечение плодородия почв селекционных достижений охраны воспроизводства и объектов животного мира;
- федеральное агентство по рыболовству - организация государственного учета и государственного мониторинга состояния, водных и биологических ресурсов включает обеспечение функционирования отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов и наблюдение за деятельностью рыбопромысловых объектов.
3.Федеральная
служба по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей
4. Федеральная служба
по экологическому
5. Министерство здравоохранения
социального развития РФ - осуществление
мониторинг воздействия
6. Федеральное агентство
геологии и картографии –
Все виды мониторингов включают три основные функции: наблюдение за состоянием окружающей среды, оценка и прогноз ее состояния. Наблюдение (слежение) состоит в сборе информации об источниках антропогенных воздействий, о реакции окружающей среды на действие этих источников, о состоянии здоровья и жизнедеятельности населения.
Оценка предполагает выявление трех групп сведений: определение возможного ущерба от антропогенных и естественных факторов воздействия на окружающую среду; определение природных резервов для использования их в интересах человека; определение оптимальных способов человеческой деятельности как с экологических, так и с экономических позиций.
Прогноз предполагает выявление оптимальных способов для принятия пресекательных (для устранения причин и условий возможных негативных изменений в окружающей природной среде) мер.
В области природопользования
и охраны окружающей природной среды
возникла необходимость в разработке
новой государственной
Одним из важнейших решений в данном направлении стала «Концепция перехода РФ к устойчивому развитию», утвержденная указом Президента РФ №440 от 1 апреля 1996 г. В этом дакументе отмечается, что представляется необходимым и возможным осуществить в России последовательный переход к устойчивому развитию. Такой переход обеспечит сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях обеспечения жизни нынешнего и будущих поколений людей.
Устойчивым можно считать
развитие общества, при котором природная
основа его существования и
Такой переход предполагает последовательное решения целого ряда задач. Теоретически они не представляют особой сложности, и специалисты уже выработали различные методики их решения.
Устойчивым развитием
агропромышленного комплекса
Для комлексного учета природных ресурсов на территории республик, краев и областей специально уполномоченные на то органы в области охраны окружающей природной среды разрабатывают и ведут единые республиканские, краевые, областные кадастры природных ресурсов, которые служат основой для дифференциации платы за использование природных ресурсов.
Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды – одна из важнейших проблем современного общества в эпоху развития научно-технического прогресса, сопровождающегося активным воздействием на природу.
Рациональное
Комплексное использование
природных ресурсов предполагает использование
безотходных и малоотходных технологий,
повторное использование
Истощение природных ресурсов делает дальнейшую их разработку экономически и экологически нецелесообразными.
Принципы рационального
использования природных
Сельскохозяйственное
.
Рисунок 2.4 – Животный мир